Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 9:05
Расстаёмся ненадолго. Лето пролетит быстро!

Торжок — Россия Сентябрь 2020

Первое знакомство с Торжком было недолгим, прямо-таки шапочным. По крайней мере, я уезжала оттуда с твёрдым намерением вернуться. Для этого есть несколько причин.

Причина первая: городские достопримечательности после долгих десятилетий невнимания, небрежения и даже уничтожения стали активно реставрироваться, и хочется увидеть замечательные памятники в обновлённом виде. Это не просто осторожный оптимизм, а полная уверенность, что Торжок в скором времени предстанет в полной своей красоте, хотя и сейчас это очаровательный старинный город.

Первое знакомство с Торжком

В 2018 году Новый банк развития БРИКС одобрил предоставление городу средств в объёме около 1,5 млрд рублей на реализацию проекта «больших инвестиций» по комплексному развитию территории и инфраструктуры малых исторических поселений. С учётом федеральных, региональных, муниципальных ассигнований общий объём финансирования работ составит почти 2 млрд рублей. За два года было сделано довольно много: восстановлена Тверецкая набережная,

многие церкви в лесах, и видно, что работа идёт активно. Предполагается реконструкция комплекса Путевого дворца, здания присутственных мест, Дома городничего и казначея, жилого дома середины 19 века, благоустройство старинного сквера «Городской бульвар» и ряда улиц Торжка. Срок реализации проекта — 2024 год. Так что чуть-чуть осталось подождать, чтобы в полной мере насладиться видами одного из красивейших древних городов России.

Первое знакомство с Торжком

Вторая причина и главная — не хватает мне времени проникнуть во все интересные для меня места, когда едешь в город в составе экскурсионной группы, пусть даже с очень классными, обожающими свой город гидами, каким был наш Сергей. Но тем главным, что удалось увидеть, с удовольствием поделюсь.
Конечно, прежде всего стоит посмотреть знаменитый Борисоглебский монастырь. Даже не до конца отреставрированный, он производит большое впечатление.

Первое знакомство с Торжком

По легенде, его около 1038 года основал новоторжский чудотворец преподобный Ефрем, согласно житию, бывший конюшим у невинно убиенных братьев Бориса и Глеба. И обитель, и первый храм были названы в честь святых князей. Храм был каменный, однако до наших дней он не дожил. Зато мы можем оценить совершенно замечательное место, которое нашёл Ефрем для возведения монастыря: на высоком берегу реки Тверцы, с которого открываются фантастические виды.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий, претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды он горел в междоусобных войнах: в 1167, в 1181, 1372 годах, в 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз — во времена Александра Невского, а 1258 году, когда Литва захватила город Торжок; другой раз — в 1609 году, в царствование Василия Шуйского, монастырь с городом были разорены поляками, деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и мирянами. Однако при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, ещё долго оставалась целой и неповреждённой.
Сейчас самой древней постройкой монастыря является теплая Введенская каменная церковь с колокольней (1620 год), возведённая на месте древней деревянной церкви, истреблённой поляками в начале 17 века.

Первое знакомство с Торжком

В 1784 году старую каменную церковь, построенную преподобным Ефремом, решили разобрать и построить новый Борисоглебский собор. Это, безусловно, самый грандиозный, величественный и красивый храм монастыря. При закладке нового храма лично присутствовала императрица Екатерина II, своими руками 9 июня 1785 года положила она первый камень в основание храма.

Проектирование, строительство, сооружение иконостаса и внутреннего убранства было поручено действительному статскому советнику и кавалеру, архитектору Николаю Александровичу Львову и новоторжскому архитектору Франсу Ивановичу. Все местные большие и малые иконы были писаны в 1795 году художником Российской Императорской академии, известным нам как замечательный портретист, Владимиром Лукичом Боровиковским. К большому сожалению, от прежних росписей в соборе уже ничего не осталось.

Первое знакомство с Торжком

На месте бывшей каменной церкви Воздвижения Честного Креста Господня в 1804–1811 годах построена церковь над святыми вратами во имя Спаса Нерукотворного Образа с колокольней в три яруса. Сейчас её реставрируют. С этим сооружением связана одна из городских легенд: говорят, что в старину у новоторжских купцов была традиция — на смотровой площадке надвратной церкви колокольни совершать самые крупные сделки, и они верили, что эти сделки должны были быть удачными.

Кстати, заметили, что жители Торжка называют себя новоторами? Объясняют это тем, что в древности город не раз менял своё название. Сначала он был просто Торгом, затем стал Новым Торгом. И с того времени слово «новоторы» уже не менялось при очередной смене названия города.
Последним сооружением Борисоглебского монастыря стала Свечная башня, построенная в 1809 году. Она завершила комплекс монастырских башен и стен, строившихся с 1734 года. В ней располагалась монастырская библиотека, в которой, по преданию, Николай Карамзин работал над своей «Историей государства Российского».

Первое знакомство с Торжком

С этой башней тоже связано одно из городских преданий: рассказывают, что каждое утро на эту башню выходил монах в черном или белом одеянии. Для новоторов он был главным предсказателем погоды: выйдет в белом — жди в этот день хорошей погоды, в черном — готовься к ненастью. На самом деле в монастыре был барометр, и монах облачался в соответствии с показаниями этого прибора. Чего не сделаешь для укрепления веры?
Но… Ничего не заметили интересного на этой башне? Конечно! Смотровая площадка!!! И женщина в красном, мирно сидящая на стульчике и собирающая по сотне с каждого желающего полюбоваться на монастырь и на город с высоты летящей вороны.

Первое знакомство с Торжком

Я сбежала от группы и взлетела на совершенно свободную площадку. Стыдно мне совершенно не было, потому что с экскурсоводом была радиосвязь, и ни одного его слова я не пропустила, да ещё и осенними видами города полюбовалась. Как говорится, схватила осень за хвост, потому что на следующий день выпал ранний сентябрьский снег.

Первое знакомство с Торжком

Я с удивлением обнаружила, что кроме известных людей, которые участвовали в строительстве Борисоглебского собора, в Торжке жил знаменитый химик, профессор, член-корреспондент Императорской академии наук Александр Абрамович Воскресенский. Он получил первое образование в Духовном училище при Борисоглебском монастыре, о чём свидетельствует мемориальная доска.

Первое знакомство с Торжком

Тем, что монастырь оказался в таком плачевном состоянии, мы обязаны известным послереволюционным событиям: в 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы — Всероссийский историко-этнографический музей. Реставрационные работы, с учетом мизерного бюджета Тверской области и бедности прихода, начались в конце 1997 года, но за всё время сделано было немного. Сейчас, с выделением средств из федерального бюджета, появилась надежда, что процесс пойдёт быстрее.

Есть в Торжке одно место, которое я прямо-таки мечтала увидеть с тех пор, как побывала на Ширковом погосте. Это старинный деревянный храм Тихвинской иконы Божией Матери.

Первое знакомство с Торжком

И Рождественская церковь в Ширкове, и Тихвинская в Торжке — редко встречающиеся и ещё реже сохранившиеся образцы деревянных ярусных церквей. Сначала я была немного разочарована — такую ярусную церковь я видела в Витославлицах под Новгородом, вроде Рождественская в Ширкове оригинальнее. Пока не вошла внутрь… В Ширкове храм был закрыт, и я не смогла оценить высоту храма изнутри, здесь же эта высь буквально заворожила. Я пыталась «взять» её фотоаппаратом, который, хочешь — не хочешь, приближает, но мои усилия не увенчались особенным успехом: ни одна фотография не передаёт впечатления от этого устремлённого в небеса «пути».

Сейчас подумалось, что сходство деревянных церквей в Новгороде и Торжке совсем не случайно: Торжок до присоединения к Тверскому княжеству относился к Новгородскому…

Первое знакомство с Торжком

Есть в Торжке ещё несколько легенд, связанных с именем Пушкина и его героев. Торжок обычно включали в маршрут «Пушкинские места Верхневолжья» по причине того, что поэт здесь часто (около 20 раз) останавливался. Как оказалось, это бывала обычная остановка в пути между Петербургом и Москвой и, отдохнув, путешественник отправлялся дальше, не останавливаясь даже на несколько дней по делам или у знакомых. А житель Торжка по фамилии Онегин был вовсе не прототипом известного героя романа в стихах, а сапожником, жившим недалеко гостиницы Пожарского. Тем не менее, в городе есть музей Пушкина, в который зайти не удалось из-за плотной экскурсионной программы, и это тоже одно из мест, которое хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Первое знакомство с Торжком

Зато рядом с музеем находится смотровая площадка, с которой открывается отличный вид на старинные новоторжские храмы. А рядом с ней — неплохое кафе «Лира», где дважды нас кормили обедом, угощая знаменитыми пожарскими котлетами и очень вкусной пастилой. Настоящая гостиница Пожарских, где Пушкин пробовал котлеты, довольно далеко отсюда, напротив Путевого дворца, и находится в стадии начала реставрации, так что те, кто приедет в Торжок после 2024 года, смогут попробовать этот местный деликатес в месте, где он был изобретён.

Первое знакомство с Торжком

Понравилось место в районе площади 9 Января, где наш автобус остановился, чтобы мы могли погулять, посмотреть местные достопримечательности и сходить в кафе «Ангелов» на улице Красная Гора, где был обещан вкусный кофе и оригинальные десерты. Кафе я предпочла неспешную прогулку: и так мало город увидела, самостоятельно давно бы уже всё обежала.
Сама площадь показалась мне не очень выразительной. Несколько параллелепипедов старинных особняков, возраст которых можно определить, только оказавшись внутри и измерив толщину стен (в одном из них расположена гостиница «Оникс», в которой мы ночевали), без какого-то особенного декора. Здание районной Администрации в старинном особняке, который прежде был главным домом усадьбы купца И. Я. Кутафьева (построен во 2-й половине 18 в.). Позже, когда здание было выкуплено городскими властями, в нем располагались народное училище, суд, ремесленная управа, управление пожарного общества, Городская дума и др.

Первое знакомство с Торжком

Напротив — длинный ряд зданий, называемых Музейными рядами: здесь расположено несколько экспозиций, посвящённых археологии и архитектуре Торжка. При других обстоятельствах я обязательно сюда заглянула бы, чтобы уложить в голове разрозненные сведения о городе и посмотреть артефакты, найденные во время раскопок. Ещё одну галочку ставлю, чтобы вернуться. На самом деле это бывшие торговые ряды, которые были построены в 18–19 вв. Но место, где они расположены, считают точкой, с которой начался собственно город — Торг.

Крестовоздвиженская часовня-ротонда с 12-ю колоннами, построенная по проекту архитектора Н. А. Львова уже после его смерти, в 1814 году. Она невысокая, и на ней можно рассмотреть особенность почерка Львова — двойной купол: внешний — световой фонарь с большими арочными окнами и внутренний, с проемом в центре, через который свет проникает внутрь здания, в то время как окна изнутри не видны. Справа от ротонды — памятник архитектору.

Первое знакомство с Торжком

Скажем так: это официальная часть. Но мне-то больше нравятся неофициальные, они живее. Ворона на фонарном столбе,

ребёнок, спустившийся к реке, чтобы покормить уток,

отражения в неспешных водах Тверцы

Первое знакомство с Торжком

и даже козлик, пасущийся практически в центре города, почти под стенами Путевого дворца.

Первое знакомство с Торжком

Место какое-то тёплое, уходить отсюда не хотелось. Как потом выяснилось, в древности именно здесь, при впадении в Тверцу ручья Здоровца, находилась пристань для судов, привозивших товары из разных частей Древней Руси и из-за рубежа. Поэтому на берегах и торговая площадь, на которой, согласно летописям, в 12 веке собиралось больше двух тысяч купцов только из Новгорода, и самые богатые купеческие дома, к сожалению, большей частью утраченные.

Торжок и золотное шитьё неразделимы. Организаторы нашей поездки, конечно же, включили в программу и этот древний (с 13 века) промысел. Торжокские мастерицы вышивали головные уборы, передники, пояса, сафьяновую обувь (помните стишок «Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка»?), кошельки, детали костюмов и предметы церковного обихода.

В Торжке гордятся тем, что Екатерина Великая, которую поразило мастерство торжокских золотошвей, заказала им несколько платьев. Уменьшенные копии этих нарядов можно увидеть в музее.

Однако это был не музей золотного шитья «Торжокские золотошвеи», а выставочный зал при художественном училище золотного шитья № 56, где представлены работы выпускников. Школа золотной вышивки существует в Торжке с 1894. В 1928 году школа вышивальщиц была реорганизована в Профтехшколу художественной вышивки, которая стала центром развития местного традиционного искусства золотой вышивки, а в 1996 году приобрела статус училища.

Первое знакомство с Торжком

Здесь можно было не просто посмотреть экспонаты, но и поучаствовать в мастер-классе.

Хоть мне и не привыкать держать в руках иглу, вышивать гладью золотой нитью по коже с непривычки трудновато. Тем не менее, эту небольшую работу организаторы оформляют в рамку с магнитиком, так что теперь у меня есть сувенир, вышитый собственными руками.

Первое знакомство с Торжком

Очень ярким финалом торжокской экскурсии была небольшая лекция о русских народных инструментах известного музыканта, мульти-инструменталиста, исследователя музыки разных регионов России, руководителя «Московского хора рожечников» и фольклорного ансамбля «Улица», который занимается реконструкцией и воссозданием традиционной инструментальной музыки России в ее исконном, исторически сложившемся виде, Бориса Серафимовича Ефремова, которая проходила в Доме гончара.

Первое знакомство с Торжком

Несколько лет назад Борис Серафимович из Москвы перебрался в Торжок. Сегодня у него мастерская, он создаёт старинные инструменты, разрабатывает методики игры на них, записывает диски с этнической музыкой, участвует в фольклорных вечёрках и даёт концерты. Из его выступления я выбрала несколько фрагментов, где мастер показывает игру на большом рожке, сделанном из полого стебля борщевика, маленьком рожке под «ударную» косу, балалайке, гармошке и даже на пиле! Кстати, предметы крестьянского обихода тоже частенько использовались для создания народной музыки. Ефремов — потрясающий рассказчик с большим чувством юмора, слушать его — и лекцию, и игру — одно удовольствие!

За то время, которое мы провели в Торжке, я не раз пожалела, что не приехала сюда двумя месяцами раньше на фестиваль «Новоторжский рубеж», который проводится в Василёво под Торжком. Запланировала на этот год, однако фестиваль решили провести неожиданно рано — 2 и 3 мая, я не готова так быстро поменять планы, да и прохладно в начале мая в Тверской области! Так что если кто-то заинтересуется — вас там ждут, будет интересно. Несколько фотографий «Новоторжского рубежа-2020» сделаны Татьяной Соколовой.

Надежды побывать еще раз в городе и на фестивале не теряю!

Цикл материалов "Тверская область"

1. По тверской земле. 1 – Ударить автопробегом по карантинной меланхолии
  12. «Русский Барбизон»: места вдохновения
  13. Удомля: в поисках левитановского пейзажа
  14. Церковь в Белом Городке
  15. Вернуться на сто лет назад...
  16. «Ставят ловких две руки каблуки на башмаки, и набойки на каблук — тоже дело этих рук…»