Чистые пруды — удивительный московский район. Ну где ещё в Москве в одном месте можно найти столько разноплановых достопримечательностей. Станция метро в стиле мавзолея древнеримского пекаря Еврисака. Памятник Ди Каприо (по крайней мере, так считает молодежь). Легендарный подвал, в котором располагается театр Табакова со скульптурами лучших авторов театральных пьес на входе. Бывший кинотеатр «Колизей», построенный в начале 20-го века (сегодня театр «Современник»), куда вся послевоенная Москва ходила смотреть трофейный фильм «Тарзан». Многоэтажный дом, украшенный каменными изображениями фигур экзотических животных, аналогичных древнерусским орнаментам Дмитриевского собора во Владимире — его называют за глаза «Дом со зверями». А ещё есть «Дом с рыцарем» и дом-яйцо лужковской эпохи со спорной, но весьма оригинальной архитектурой. А на закуску — т.н. Меньшикова башня с её уникальной историей — одна из старейших сохранившихся московских церквей, построенная сподвижником Петра I Александром Меньшиковым, у которого на Чистых прудах были в свое время обширные владения.
Заинтриговали? Тогда ниже чуть подробнее об этом и не только — выше были упомянуты далеко не все достопримечательности Чистых прудов. С этим бульваром связано множество интересных фактов родной истории, летом здесь приятно прогуляться в тени деревьев, а зимой покататься на катке. Здесь расположен единственный на всё Бульварное кольцо пруд, а добираться сюда весьма удобно — это практически центр Москвы, поэтому всем российским туристам надо непременно подробно познакомиться с этим знаковым московским местом. Правда, мы подробно прогулялись по Чистым прудам зимой без зелени в преддверии Нового 2019 года, но в этом, как известно, есть свой плюс, лучше видно городскую архитектуру и перспективу и, кроме этого, получили дополнительный бонус — Чистопрудный бульвар увидели в предновогоднем убранстве. С некоторых пор московские власти украшению столицы уделяют большое внимание.
Чистопрудный бульвар начинается на площади Мясницкие Ворота, и заканчивается на площади Покровские Ворота, нумерация ведётся от Мясницких ворот, где расположена станция метро «Чистые пруды». Этот бульвар самый большой по площади, второй по протяженности (822 метра) после Тверского и один из самых популярных. В свое время московские бульвары появились на месте крепостной стены Белого города. Ещё Екатерина II приказала разобрать стену Белого города и разбить на их месте модные бульвары на манер парижских. Слово «бульвар» первоначально так и переводилось — «аллея, разбитая на месте крепостных сооружений» (фр. boulevard, от нем. bollwerk — укреплённый земляной вал — аллея или полоса зелёных насаждений, предназначенная для прогулок). Первым появился Тверской бульвар, но большинство бульваров было устроено после пожара 1812 года, Чистопрудный в том числе.
Краткая историческая справка, почему этот московский топоним имеет название Чистые пруды. Впрочем, единого мнения у историков на эту тему нет. Точно известно, что название Чистые пруды получили после того, как здесь поселился сподвижник Петра I Александр Меньшиков, повелевший облагородить местность и вычистить захламленные и грязные пруды. До этого пруды назывались Погаными, по одной из версий потому, что рядом была Мясницкая слобода и все зловонные стоки стекали в пруд. Однако, по другой версии здесь с давних времен были языческие капища и селились язычники-иноверцы. Слово «поганый» на Руси напрямую применялось к язычникам. Старый индоевропейский корень можно до сих пор увидеть и в других языках: латынь «paganus», англ. «pagan» в переводе «языческий», итал. и исп. «pagano». Наверное, неспроста на Чистых прудах сравнительно недавно появились половецкие каменные истуканы. Они расположились в центре Чистопрудного бульвара рядом с памятником казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Таким образом, в 20-ом веке язычество вернулось на Чистые пруды как дань нашей истории.
Половецкие каменные истуканы на Чистых прудах как дань нашей истории
2
Памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Какое отношение этот памятник имеет к Чистым прудам, понять сложно. Чисто политика, на Чистых прудах находится посольство Казахстана. Чтобы уравновесить появление здесь этого нелогичного памятника, видимо рядом и поставили половецких истуканов.
Прогулку начнем с изучения павильона метро «Чистые пруды». Думаем, мало кто знает, что архитектура этого павильона, построенного в 1935 году, отсылает нас к древнему Риму, а точнее к мавзолею римского пекаря Еврисака.
Станция метро «Чистые пруды»
Станция «Чистые пруды» (до 1990 года «Кировская») открылась в мае 1935 года, это станция первой очереди московского метро. Она построена по проекту архитектора Николая Джемсовича Колли, потомка обрусевших шотландцев, поэтому у него такое отчество. Колли закончил знаменитый ВХУТЕМАС. В то время советскую архитектурную школу ещё не загнали в строго ограниченные рамки и поэтому многие сохранившиеся проекты Колли и его коллег, включая павильон станции «Чистых прудов», сегодня являются объектами культурного наследия. В 1930-е годы советские архитекторы осмысляли и перерабатывали классическое наследие античности. Поэтому наземный павильон станции «Чистые пруды» напоминает гробницу-мавзолей Еврисака, знаменитого римского пекаря. Сравните две фотографии ниже: круглые окна-иллюминаторы, форма павильона.
Мавзолей римского пекаря Эврисака. Фото из интернета.
Гробница пекаря Эврисака расположена практически в центре Рима сразу за двухарочными воротами Пьяцца Порта-Маджоре и датируется 1 веком до н. э. Это древнеримский памятник т.н. второго плана, мало кто из туристов обращает на него внимание, но теперь будет повод познакомиться с ним. Марк Вергилий Эврисак, сын греческих эмигрантов, выходец из семьи мельников и пекарей, ещё в 173 г. до н. э. перебрался в Рим и начал выпекать хлеб, постепенно разбогател, построил огромную пекарню и снабжал хлебом весь Рим. Умер богатым и уважаемым римлянином и заслужил собственный мавзолей.
1
Станция метро «Чистые пруды» — архитектура 20-го века как переосмысление древнеримской архитектуры
Станция метро «Чистые пруды» в новогоднем интерьере
Почему за основу одного из самых первых павильонов метро Колли взял мавзолей? Представьте: 30-е годы, Москва наводнена бывшими малограмотными крестьянами — заводам требуются рабочие руки, ещё не совсем вытравлена вера в бога, большинство из них глубже, чем в погреб, под землю не лазили. А здесь надо спустить под землю на десятки метров, все равно что в преисподнюю. А что лучше всего подходит для входа в подземное царство, конечно же величественный мавзолей. Ну, а если серьезно, то сложно сегодня поверить, что эти прекрасные подземные дворцы московского метро были построены в тяжелейшее и голодное время и построены на века, мы до настоящего времени ими пользуемся и, в целом, они соответствуют современным представлениям о подземном транспорте.
Раз речь зашла про метро, покажем оригинальную елку, которую работники метро установили на станции «Тургеневская», вестибюль которой составляет одно целое с вестибюлем станции «Чистые пруды».
1
Елка сделана из использованных проездных билетов московского метро. Чтобы соорудить эту елку, понадобилось 230 тысяч проездных билетов. Именно такое количество проездных билетов москвичи и гости столицы используют за один день для проезда в московском метро. Намек, что пока переходить на бесконтактные методы оплаты, чтобы поберечь природу.
Тургеневская площадь
От павильона метро «Чистые пруды» бросим быстрый взгляд на Тургеневскую площадь, которая соседствует с площадью Мясницких ворот. Как уже писали в рассказе про Тургенева, своё название площадь получила по Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева, здание которой было построено здесь ещё в 1885 году. Почти через 100 лет в 1975 году здание исторической библиотеки было снесено в связи со строительством Новокировского проспекта (в настоящее время проспект Сахарова) — крайне неудачного образца московского градостроительства. Вместе с библиотекой исчезла и целая улица — Водопьяный переулок. Именно сюда Владимир Маяковский из своей квартиры в Лубянском проезде слал любовные телеграммы Лиле Брик. В поэме «Про это» он пишет: «Лубянский проезд. Водопьяный. Вид вот. Вот фон. В постели она».
1
Новогодний интерьер Тургеневской площади
Дом Гусятникова
Не сходя с места, обратим внимание на дом Гусятникова (адрес Мясницкая ул., 30 / Гусятников пер., 2), стоящий напротив станции метро «Чистые пруды». Ориентир — Макдональдс, расположившийся на его первом этаже. Этому дому более 200 лет, он уцелел в пожаре 1812 года, несколько раз перестраивался, выглядит не очень презентабельно, но в историческом смысле его можно считать символом купеческой Москвы. Род купцов Гусятниковых был очень известным и влиятельным в Москве, некоторые его представители имели звание «именитых граждан» — из полутора тысяч московских купцов таковых насчитывалось с десяток. В свое время Гусятниковы в числе семнадцати крупнейших московских купцов в 18-ом веке взяли откуп на продажу вино-водочной продукции в Москве и организовали «Питейную компанию», которая оставила по себе память тем, что возвела вокруг Москвы вал с заставами на всех дорогах, чтобы не допустить в город контрабандного провоза водки. Впоследствии это таможенное заграждение получило название Камер-Коллежского вала. Сейчас на месте этого вала проходят улицы Даниловский Вал, Серпуховской Вал, Хамовнический Вал и т. д. На алкогольном бизнесе Гусятниковы заработали достаточный капитал, чтобы потом значительно расширить шляпное, суконное, полотняное дело, построить пивоваренные заводы и открыть почти полсотни магазинов.
Дом Гусятникова на Мясницкой площади, вернее, что от него осталось.
Дом на Мясницкой площади был приобретен Гусятниковыми ещё в 17-ом веке и стал штаб-квартирой их многочисленных торговых и производственных компаний. Об их статусе и влиянии на многие московские события говорит тот факт, что в честь их фамилии назван близлежащий Гусятников переулок (в советское время он назывался Большевистским). Мало того, в начале 19-го века место, где сейчас находится современный Манеж, называлась Гусятниковской площадью, а вовсе не Манежной, а всё потому, что в то время на этом месте стояло большое количество торговых лавок и большинство из них принадлежало Гусятниковым. Много ли найдется в московской истории купцов, чьи фамилии дали названия не одному московскому топониму.
Фамилия Гусятников, как выяснили выше, для старой Москвы была нарицательной. Советская же власть со всем купеческим всегда воевала и надо сказать преуспела в этом, память о старой Москве в нашем сознании практически вытравили. В наше время интерес к старой купеческой Москве возрождается, народ активно ходит на экскурсии, купеческие особняки реставрируются, и даже, невиданное дело, ставятся памятники купцам. В Москве появился ресторан «Гусятникоff» на Таганке в отреставрированном купеческом особняке, где подают, как указано на сайте — блюда русской купеческой кухни исключительно из национальных продуктов.
В Гусятников переулок ещё вернемся, а сейчас перейдем на другую сторону павильона метро «Чистые пруды», чтобы поближе познакомиться с 2-мя важными достопримечательностями Чистых прудов: памятником А.Грибоедову и трамваем Аннушка.
Памятник А. Грибоедову
В начале парковой зоны Чистопрудного бульвара находится памятник автору самой знаменитой русской пьесы «Горе от ума». Памятник работы скульптора А. А. Мануйлова был установлен на Чистых прудах в 1959 году к 130-й годовщине со дня смерти поэта и его появление здесь не было случайным. Неподалеку, в сохранившемся до наших дней особняке Барышникова-Бегичева по адресу Мясницкая, 42 Грибоедов дописывал свою пьесу «Горе от ума». В настоящее время этот особняк занимает редакция газеты «Аргументы и факты».
1
Александр Сергеевич Грибоедов обладал многими талантами, он был блестяще образован, знал восемь иностранных языков. Он был не только литератором, но и выдающимся дипломатом, пианистом и композитором. К примеру, т.н. «грибоедовский вальс» знает любой, имеющий хоть какое-нибудь отношение к музыке. Злопыхатели, коих во все времена было много на нашей земле, всегда говорили, что Грибоедов автор всего лишь одного произведения, но, заметим, какого: бессмертного и целиком разошедшегося на цитаты, породившего крылатое выражение под названием «грибоедовская Москва». Грибоедов всегда мечтал о литературе и музыке, но вынужден был отстаивать интересы России на Востоке. И результаты его дипломатической деятельности были впечатляющими, в заслугу ему ставится заключение Туркменчайского мирного договора, крайне выгодного для России: был освобожден Эривань (сегодня Ереван), русский флот получил монополию на Каспии, а на Персию была наложена огромная контрибуция. Высший свет двух российских столиц плохо переносил автора «Горя от ума» и его послали в Персию в логово его личных врагов следить за очередными выплатами по контрибуции. Цепь трагических событий привела к смерти 34-летнего русского посланника, мусульманские фанатики разгромили российское посольство. Отчасти этому способствовали категоричные требования российских властей относительно очередных выплат, на которых жестко настаивал Грибоедов, кроме этого он защитил укрывшихся в посольстве армян и грузинских пленниц, но скорее всего не обошлось без подстрекателей и участия английских спецагентов, которые вооружили толпу. За ужасную смерть Грибоедова персидский шах откупился алмазом невиданных размеров под названием «Шах».
1
Памятник А. С. Грибоедову на Чистых прудах
1
Бронзовые горельефы с персонажами знаменитой пьесы «Горе от ума»
Портрет А. С. Грибоедова кисти И. Н. Крамского
Имя Грибоедова тесно связано с Грузией, где он по пути на свое последнее место службы нашел свою любовь в лице дочери своего друга 16-ти летней Нины Чавчавадзе. Счастье длилось всего несколько месяцев. Похоронили Грибоедова в церкви святого Давида в Мтацминдском пантеоне. На его могильной плите — слова безутешной вдовы: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Из последних новостей поразила такая: грузинские депутаты выступили за перезахоронение праха Грибоедова из Мтацминдского пантеона, как недостойного там находиться. Человека, который погиб, защищая грузин и армян, представителя государства, защитившего Грузию по Георгиевскому трактату в условиях постоянного давления Персии, Османской империи и хищных горских племён, когда шла речь о самом существовании православного грузинского народа. Вот такие случаются гримасы истории.
Памятник М. Бакунину как шедевр русского авангардизма
Два слова о памятнике идеологу анархизма Михаилу Бакунину, который находился на месте памятника Грибоедову в революционные годы — это весьма интересная история. Автором этого почти гениального, как утверждают современные искусствоведы, памятника был скульптор-авангардист Борис Королёв. Памятник был установлен на Чистых прудах в 1918 году в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды, но оказался таким продвинутым, что даже, как писали тогдашние газеты, «лошади шарахались от его вида». Королев сотворил 8-ми метровый памятник в «кубофутуристическом виде», то бишь легендарный анархист представлял собой нагромождение геометрических фигур и форм что, по мнению автора, должно было выражать «мятежный дух революционера-анархиста», а голова Бакунина представляла собой отдельный предмет, находящийся в руках слепленного персонажа. В наше время такой абстрактный памятник сочли бы очень талантливым, а в те времена он не простоял и месяца, его снесли по требованию прогрессивной пролетарской общественности и самих анархистов. Памятник просто опередил своё время. А автор абстрактного шедевра всё правильно понял и впоследствии перестроился, став выдающимся мастером скульптурной Ленинианы.
Макет памятника Бакунину. Фотография с выставки, посвященной творчеству скульптора Королёва. Сам памятник Бакунину не сохранился и никто не успел сделать для потомков его фотоснимка. А жаль, эта нервная скульптура органично смотрелась в постреволюционном городе.
Трамвай Аннушка
У выхода из станции метро «Чистые пруды» — остановка самого старого московского трамвайного маршрута — «А». «Аннушка», упоминание о котором можно найти в булгаковском романе «Мастер и Маргарита», возит москвичей уже 107 лет, но маршрут стал короче. До 1937 года он охватывал Бульварное кольцо, а сегодня соединяет Чистые пруды и Калужскую площадь. Некоторые трамваи с обозначением «Аннушка» ходят как экскурсионные, предлагаются самые разнообразные экскурсии: Москва Чистопрудная, православная, вокзальная. Есть трамвай-трактир, который летом кружит вокруг Чистопрудного бульвара.
2
Знаменитый трамвай Аннушка на конечной остановке у метро «Чистые пруды»
На короткое время покинем Чистопрудный бульвар, чтобы познакомиться с окрестными переулками. Обойдем дом Гусятникова и прогуляемся по Гусятникову переулку в поисках памятника Ди Каприо и Дома с рыцарем.
«Памятник Ди Каприо»
Конечно же, это памятник не голливудскому актеру, а Ленину-гимназисту. Его поставили перед московским особняком купцов-чаеторговцев Высоцких, перепрофилированным после революции в Московский городской дом пионеров и октябрят. А до Дома пионеров в этом особняке 12 лет квартировало Общество старых большевиков, в честь которого Гусятников переулок переименовали в Большевистский. Этот симпатичный особняк, стилизованный под средневековый замок, построил в 1900 году архитектор Р. И. Клейн. Высоцкие иммигрировали и, так как у них был чайный бизнес и за границей, они без особых потерь пережили революцию. Чайным делом эта семья занимается до настоящего времени и есть планы вернуться с этим бизнесом в Россию.
Памятник Ленину-гимназисту перед особняком Высоцких в переулке Огородная Слобода
Некоторые сходные черты Леонардо Ди Каприо и молодого Ленин найти можно
Думаем, если провести эксперимент и привести в переулок Огородная Слобода современную молодежь и сказать, что московские власти здесь поставили памятник Ди Каприо, они точно поверят. Всё-таки есть некоторое сходство Ди Каприо и молодого Ленина и кому только сегодня не ставят памятники в Москве. Говорят, что местные старожилы время от времени краской пишут на постаменте слово «Ленин», чтобы молодежь не путала предназначение памятника. Похожий лик вождя пролетариата был в свое время увековечен на октябрятском значке, если кто помнит такой.
«Дом с рыцарем» в Гусятниковом переулке
Находится по адресу Гусятников переулок, дом 11. Доходный дом М. О. Эпштейна построен в 1912 году архитектором Е. В. Дубовским в стиле неоготики. Дом примечателен своими скульптурными деталями. Над входом расположена в полный рост фигура средневекового рыцаря в доспехах, с мечом в руках, печально взирающего сверху на прохожих, поэтому этот дом и называют домом с рыцарем.
1
1
Рыцарь над входом в особняк Эпштейна. От осадков рыцаря спасает козырек, украшенный подзорами. Интересна капитель, в верхнем правом углу фотографии, венчающая колонну над входом, на ней два человечка поддерживающие своими руками эркер, им тяжело, но они улыбаются. Здесь же герб и дворянская корона.
Весь декор здания выполнен в одном стиле — неприступной крепости. На окнах решетки, изображающие щиты. До того, как в Гусятниковом переулке был построен дом с рыцарем, на этом месте стоял дом, в котором с 1892 по 1904 год жил известный ученый, отец русской авиации Н. Е. Жуковский. Из Гусятникова переулка он переехал в находившийся рядом Мыльников переулок, который позже был переименован в его честь в улицу Жуковского. В этом тихом районе Жуковский прожил всю жизнь.
Пройдя весь Гусятников переулок выходим на Большой Харитоньевский переулок и ищем ул. Чаплыгина. По адресу ул. Чаплыгина, д.1а расположена знаменитый театр-студия Олега Табакова.
Табакерка
Чтобы попасть к театру Табакова, надо пройти через подворотню, этакий длинный тоннель, проложенный в доме № 1 на первой линии улицы Чаплыгина. Во дворе театра Вас встречают три выдающихся советских драматурга. Среди них Александр Лифшиц — человек, проживший долгую и трудную жизнь, участник войны, любитель выпить, он же — Александр Володин, автор пьес «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь» и «Осенний марафон» и многих других. Рядом с ним вальяжный Виктор Розов — автор многих пьес, в том числе пьесы «Вечно живые», постановкой которой открылся театр «Современник» и по которой снят знаменитый фильм «Летят журавли», получивший Золотую ветвь Каннского кинофестиваля 1958 года. Третий из компании — моложавый Александр Вампилов, талантливый драматург, рано ушедший из жизни, творчество которого полностью деидеологизировано, вот почему его пьесы переведены на более чем 20 языков мира. Кто не знаком с его пьесами «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота».
Памятник советским драматургам: Александру Володину, Виктору Розову и Александру Вампилову у театра-студии Табакова. Авторами композиции являются ректор Санкт-Петербургской академии художеств Альберт Чаркин и директор музея-заповедника «Царское Село» Иван Сайтов. По мнению многих, и нашему тоже, очень душевный памятник в удачном месте.
1
Вход в театр-студиюТабакова.
Вид на двор перед театром из подворотни под домом № 1 по ул. Чаплыгина
Два слова про театр-студию Табакова. В 1974 году Олег Табаков отобрал 49 школьников и обучал их актерскому мастерству в том самом Доме пионеров в бывшем особняке Высоцких, перед которым стоит памятник Ленину-гимназисту. Из них осталось 8 человек, которые поступили на курс Табакова в ГИТИСе. В 1977 году Табаков добился, чтобы для его театра выделили бывший угольный склад на ул. Чаплыгина в здании доходного дома Грибовых 1910 года постройки, студенты сами его очистили и отремонтировали. Через год был сыгран первый спектакль. В 1980 году личным распоряжением первого секретаря МГК КПСС Гришина театр был закрыт (не так был раскрыт образ Павла Корчагина в одном из спектаклей), актеры разошлись по разным театрам, а Табакову на один год запретили преподавать. Актеры собирались и репетировали по ночам. В 1982 году Табаков набрал новый курс, который и составил основу звездного состава его театра, который официально был открыт только в марте 1987 года. В 2016 году после долгих мытарств была открыта полноценная вторая сцена театра-студии, расположенная на Сухаревской площади.
Двигаемся дальше по ул. Чаплыгина, расположенной параллельно Чистопрудному бульвару. За первым левым поворотом начинается Фурманный переулок, в котором расположен филиал Третьяковской галереи дом-музей художника Аполинария Васнецова, брата художника-сказочника Виктора Васнецова. Любителям живописи музей обязателен для посещения.
1
А в следующем переулке расположен знаменитый жилой дом-яйцо, архитектуры может быть спорной, но явно не скучной.
Дом-яйцо как пример современной архитектуры
Этот дом — один из самых необычных жилых домов Москвы. Был построен в начале 2000-х годов по проекту архитектора Сергея Ткаченко и вызвал много споров. Как только не отрывались архитектурные критики на этом доме. Мол, это насколько яркое выражение лужковского стиля, что оно доводит архитектуру до той степени абсурда, когда она приобретает собственный голос. Иезуитская формулировка, но подтверждающее, что этот дом, по меньшей мере, оригинален.
2
4
Дом-яйцо на ул. Машкова
Путь Дома-яйца до ул. Машкова был непрост. Сначала мастерская Сергея Ткаченко получила заказ на проектирование роддома в Вифлееме в форме яйца. Идея была интересной: роддом — начало человеческой жизни, в Вифлееме родился сам Христос, яйцо — символ начала, но муниципальный совет не решился на реализацию этого слишком оригинального проекта. Потом дом в виде яйца хотели построить на Патриарших прудах, притянув за уши произведение Булгакова «Роковые яйца», но и это не прошло. Воевали с этим проектом и на Чистых прудах, типа он нарушит архитектурную среду района, но какая уж здесь была среда в конце 90-х годов. Дом строили полулегально, когда ещё не все документы были согласованы с городскими властями, но проект дома-яйца все-таки воплотился в жизнь. Позже, после того как страсти по дому улеглись, критики заговорили по другому. Теперь они завернули так. Что прототипом московского дома-яйца послужило яйцо Фаберже, но при переходе к монументальному масштабу ювелирная тонкость деталей была утрачена, а архитектурные формы приобрели массивность, которую можно сравнить с древнерусской интерпретацией барокко. Объяснить можно всё, что угодно, но непреложным является факт, что Чистые пруды приобрели ещё одну интересную достопримечательность.
Этот дом рассчитан на одну семью, в нём 5 комнат общей площадью 342 кв. метров, расположенных на 3-х этажах, высота потолков до 4,5 метров. С момента постройки дом сменил двух собственников, но в нем никто никогда не жил и с 2007 года дом находится в свободной продаже. Есть сведения, что его объявленная стоимость на настоящий момент составляет 359 млн.
Закончили знакомство с достопримечательностями окрестных переулков и по ул. Макаренко выходим к Чистым прудам.
Чистые пруды
Мы привыкли называть их во множественном числе, но в настоящее время пруд один. Другие пруды давно осушены.
Чистые пруды зимой с давних пор были излюбленным местом катания на коньках. Во многих дореволюционных журналах можно найти рекламные объявления, в которых читателей приглашают на каток на Чистых прудах, дабы «полюбоваться здесь катанием на коньках на манер английский или петербургский». В дореволюционной Москве катки считались такими же коммерческими заведениями, как, например, трактиры и давали неплохой доход. Традиционные места катания городские власти сдавали в аренду. Арендаторы по своему усмотрению назначали цены за входные билеты, рекламировали катки, всячески привлекали публику: устраивали освещение, делали снежные катальные горки, приглашали военные оркестры. В советское время катки были, конечно же, бесплатными, открывались уже в октябре, т. к. зимы были гораздо холоднее, и работали до марта.
2
Чистые пруды перед Новым 2019 годом. Установлена елка, устроено освещение, есть скамейки, где можно переодеть коньки. Но желающих покататься что-то немного.
3
Тот же вид, но вечером
1
Ещё один вид на каток на Чистых прудах на фоне «Дома со зверями»
Чистые пруды неоднократно упоминаются в русской литературе, как дореволюционной — у Писемского, Лескова, Боборыкина, — так и советской. О бульваре периода НЭПа можно прочитать в рассказе В. Катаева «Ножи», по которому была написана в свое время оперетта. Бульвару 1920–1940-х годов посвящена книга жившего в этом районе Юрия Нагибина — «Чистые пруды», по которой в 1965 году был снят кинофильм с Александром Збруевым и Светланой Светличной в главных ролях. О бульваре написано немало стихотворений современными поэтами. Одним из популяризаторов Чистых прудов можно назвать Игоря Талькова с его заунывной известной песней, вошедшей в 1987 году в программу «Песня года» и принесшей певцу известность.
Перед Чистыми прудами расположен известный московский театр «Современник», его нельзя не упомянуть в рассказе, посвященном Чистопрудному бульвару.
Московский театр «Современник»
Театр занимает здание по адресу Чистопрудный бульвар, д.19. Это владение в конце 19-го века было куплено богатым купцом-меховщиком Гуськовым, решившим в 1912 году возвести здесь кинотеатр. Популярному в то время архитектору Р. И. Клейну был заказан проект кинотеатра «Колизей», разработанный, в соответствии с названием, с использованием элементов античного архитектурного декора. Кинотеатр был открыт 15 августа 1914 года и просуществовал до 1970 года. После реконструкции в 1974 году в здании расположился театр «Современник». Но старожилы помнят это место именно как кинотеатр «Колизей». Перед сеансом в фойе выступали артисты, как профессиональные, так и из самодеятельности, а в подвале находился тир. После войны в «Колизее» показывали «трофейный» фильм «Тарзан» с Джонни Вайсмюллером в главной роли. Советские люди впервые увидели дикую природу Африки и захватывающие приключения. Мальчишки в первую очередь переняли из фильма крик Тарзана, и он звучал во всех московских дворах.
Более двух лет здание театра «Современник» было закрыто на капитальный ремонт. Возвращение театра в родные стены состоялось в декабре этого года и совпало с днем рождения главного режиссера Галины Волчек, которой 19 декабря исполнилось 85 лет. Театр получил суперсовременное театральное здание с полной перестройкой зрительного зала, фойе и театральной сцены. Отдельного упоминания заслуживает обещание в течение следующего года открыть в театре доступный зрителям музей. «Современник» — знаковый для Москвы театр и музейные материалы, безусловно, будут интересны как для исследователей, так и для зрителей.
2
Обновленное здание театра «Современник»
Упомянем ещё пару интересных зданий, расположенных вокруг пруда: «Дом с колосьями» или, как его ещё называют, Рахмановский дом и «Дом со зверями».
«Дом с колосьями» — Рахмановский дом
С противоположной стороны пруда есть примечательный для разглядывания дом, принадлежавший хлеботорговцу Рахманову. Дом был построен на рубеже 19 и 20-го веков и стал одним из первых московских домов в стиле модерн. Проект дома выполнил Петр Дриттенпрейс — московский архитектор немецкого происхождения. Дом украшен изящными маскаронами. В каждом углу здания стоит колонна, украшенная скульптурой в виде женской головы. Легенды гласят, что это не абстрактный элемент декора, а портрет любимой женщины Рахманова. Основной бизнес владельца дома купца-старобрядца Федора Рахманова — торговля хлебом — был напрямую отражен в декоре здания: колосья повсюду, поэтому он и известен как «Дом с колосьями». Даже сегодня в здании на первом этаже находится булочная под названием «Булка», говорят, что в свое время здесь продавали лучший в Москве хлеб.
После постройки дома Фёдор Рахманов с семьёй — женой Ольгой и 3-мя детьми — поселился здесь же, они занимали квартиру на 2-ом этаже. На первом этаже были магазины, квартиры на верхних этажах сдавались внаём. Впоследствии в этом же доме жил сын владельца — Иван Рахманов (1886 — 1957) — скульптор, ученик Конёнкова, автор целого ряда монументов и барельефов в рамках ленинского плана монументальной пропаганды.
1
Вид на Рахмановский дом со стороны улицы Покровка.
3
2
2
Знаменитые маскароны Рахмановского дома. Надо признаться, отношение к декору исторического дома просто варварское.
«Дом со зверями»
По другую сторону пруда можно увидеть настоящее украшение Москвы — доходный дом церкви Троицы на Грязех. Сама церковь расположилась за углом на Покровке. Деньги на постройку дома выделила церковь, планировалось, что часть квартир выделят под проживание нуждающимся прихожанам, а остальные будут сдавать внаём для получения прибыли. Не такая уж бедная была церковь в Российской империи, если могла позволить себе построить доходный дом не хуже, чем строили самые богатые московские купцы.
Дом был построен в 1908–1909 годах по проекту архитектора Л.Кравецкого и инженера-строителя П.Микини и богато украшен терракотовыми барельефами «невиданной красы» по эскизам художника Сергея Вашкова. За образец были взяты элементы оформления древнего Дмитровского собора во Владимире. Обращение к древнерусским и древнехристианским мотивам было не случайным. Приглашенный для оформления дома художник был признанным мастером в области русского церковного декоративно-прикладного искусства и неоднократно выполнял заказы церкви. На фасаде дома можно найти сов и уток, грифонов, драконов, львов, химер, необычные растения и цветы, а к некоторым существам сложно даже подобрать название. По этим сказочным фигурам дом и получил свое название. Однако эти украшения не являются простыми копиями знаменитых средневековых владимирских барельефов, Вашков адаптировал их под светскую архитектуру эпохи модерна: здесь нет святых, существа стали заметно крупнее, а их прорисовка стала более гротескной и ироничной. Оформление дома смотрится очень органично, кажется, что ничего нельзя добавить или прибавить. Частично сохранились элементы декоративного убранства внутренних интерьеров дома, выполненные в том же стиле — решётки лестниц, двери, рельефы над ними, лепные украшения плафонов в квартирах. Интересно, что после окончания строительства дома Сергей Вашков сам в нём и поселился.
Первоначально дом был четырехэтажным с шатровыми башнями по краям. В 1945 году по проекту архитектора Б.Топаза дом был надстроен еще двумя этажами. При этом часть барельефов над окнами четвертого этажа была утрачена, но надстройка по мнению специалистов была выполнена вполне профессионально, архитектурный облик здания при этом сильно не исказился. Последние изменения в облике дома произошли в 2000-х годах: он приобрёл теперешний бледный голубовато-зелёный цвет, а барельефы побелили, и эти изменения были признаны удачными.
3
Общий вид на дом с Чистопрудного бульвара
4
2
3
Барельефы «Дома со зверями»
3
Это крыльцо, автор которого пытается повторить стилистику здания, не имеет никакого отношения к первоначальному архитектурному решению. Мало того, для его устройства была проведена реконструкция первого этажа с прорубанием двери вместо окна, что нарушило внешний вид одного из красивейших зданий Москвы.
1
На этом доме присутствует и советская символика — почетный знак ОСОАВИАХИМа, эта аббревиатура расшифровывается как «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству». На фасадах многих зданий в центре Москвы можно видеть довоенный знак отличия, гласящий «Крепи оборону СССР». Знак был учрежден 28 января 1937 г. президиумом ЦС ОСОАВИХИМ и значил, что жильцы награжденного дома сдали ряд нормативов на получение коллективного знака «Готов к ПВХО» (готов к противовоздушной и противохимической обороне). Знаки делались капитально и монтировались в стену «на века», что и позволило многим из них дожить до наших дней. В Москве регулярно проходили учения ОСОАВИАХИМа, они ярко описаны в романе «Золотой теленок». Из мероприятий, которые получили большую известность, надо отметить состоявшийся 15—26 февраля 1936 года лыжный переход в противогазах 75-ти активистов ВПХО по маршруту Москва-Ленинград.
Далее двигаемся по Чистопрудному бульвару в сторону станции метро «Чистые пруды», наметив целью подробное знакомство со старейшим сооружением на Чистых прудах — Меншиковой башней, которая находится в Архангельском переулке.
3
Зимние пейзажи Чистопрудного бульвара
Меншикова башня
На самом деле это церковь Архангела Гавриила, а Меншиковой башней ее прозвали потому, что возводилась она в 1705–1707 годах на деньги поселившегося в начале 18-го века в этом районе Москвы Александра Меншикова, легендарного сподвижника Петра I. Подумать только, этой башне более 300 лет, и ничто не выдает её возраст, а её история созвучна истории нашей страны.
Во время правления Петра I движение на улицах, проходивших через Мясницкие и Покровские ворота, стало значительно более оживленным. Одна дорога вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу, другая — от Ильинских ворот к дворцовым селам Рубцово, Семеновское, Измайлово. Между этими дорогами под защитой стены Белого города находилась старинная Гавриловская патриаршая слобода, находившаяся под защитой стены Белого города, с церковью, домами и огородами прихожан. Царедворцы обратили внимание на эти земли. Меншиков первый начал скупать дворы у жителей Гавриловской слободы, устроил здесь свою усадьбу, разбил сады, привел в порядок пруды, которые с тех пор стали называть Чистыми, и выселил мясников, которые здесь жили, за стены Белого города.
Церковь Архангела Гавриила была известна с середины 16-го века как деревянная приходская церковь для мясников, населявших местную слободу. После того как Меншиков выкупил земли рядом с церковью (его усадьба располагалась на месте современного здания Почтамта), он начал с 1705 года строительство нового каменного здания храма. Архитектор Иван Зарудный, которому было поручено строительство новой церкви, построил каменное здание в стиле петровского барокко, но в новом, высотном исполнении. Храм не располагался как обычно в длину, а был вытянут по вертикали. Через некоторое время этот мотив будет повторён при строительстве Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Возможно, это было требованием Заказчика с целью утереть нос московским вельможам — построить самую высокую церковь в Москве, да ещё с диковинными заморскими часами, выписанными из Англии, которые управляли полусотней колоколов. Высотное здание церкви было красиво украшено, фасады покрыты белокаменным скульптурным декором, а по углам располагались статуи ангелов. Но главной особенностью храма был венчавший его огромный 30‑метровый шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руке. Как и пожелал Меньшиков, на момент окончания строительства башня была самым высоким строением Москвы. Её высота составила 81 метр, что было на 3,2 метра выше колокольни Ивана Великого.
Так Меньшикова башня выглядела на момент постройки
Далее у храма начались проблемы. Столицу перенесли в Санкт-Петербург и Меньшиков охладел к своей московской усадьбе, отделка храма так не была завершена. А летом 1723 года в деревянный 30-ти метровый шпиль ударила молния, от которой храм загорелся. Никому не дозволено строить выше Ивана Великого, шептались тогда в народе. Колокола, проломив своды, разбились, а сама башня надолго оказалась брошенной. Только через полвека храм частично восстановили на деньги масонов, живших поблизости. Но высокий шпиль так не был восстановлен, его место заняла винтообразная главка и никогда больше башня не использовалась в качестве колокольни. Утверждается, что некоторое время в храме проходили заседания российского общества вольных каменщиков, а снаружи церкви появились масонские символы, которые были уничтожены в 19-ом веке по указу митрополита Филарета. Но кое-что из масонских символов ещё осталось, и сегодня к башне водят экскурсии, посвященные масонской Москве, с квестом — найди масонские знаки в декоре Меншиковой башни. К ним можно отнести шпиль, похожий на пламя свечи, фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стертыми надписями. На верхнем ярусе церкви остались вазоны, которыми масоны заменили статуи ангелов с орудиями Страстей. Возможно осталось ещё что-то.
3
3
Так выглядит Меньшикова башня сегодня
3
Так оригинально с витым колоннами оформлен вход в Меньшикову башню
1
Памятная табличка с датой постройки башни
2
Элементы декора башни
В начале 19-го века вдоль Архангельского переулка на средства дирекции Почтампта, который появился на месте бывшего имения Меньшикова, был построен небольшой храм во имя святого Феодора. В отличие от Меншиковой башни, здесь было отопление, церковь использовалась для богослужений в зимний период, а также имела колокольню, надстроенную прямо над зданием.
Вид на церковь Феодора Стратилата и Меньшикову башню от Архангельского переулка
В 1930‑х годах оба храма были закрыты, но их внутреннее убранство практически не пострадало. В 1948 году, когда Сталин изменил свое мнение относительно церкви, оба храма были снова открыты для богослужений и переданы Антиохийской православной церкви в качестве подворья. Оно продолжает функционировать здесь и сегодня под руководством епископа Нифона, возглавляющего подворье с 1977 года.
Если пройти дальше по Архангельскому переулку, то слева откроется небольшой сквер Полководцев, где установлены бюсты выдающихся российских полководцев, начиная с незапамятных времен. Летом здесь зелень и цветы, а зимой все занесено снегом.
1
Бюст Суворова в сквере Полководцев в Архангельском переулке
Напротив сквера Полководцев на углу Архангельского и Кривоколенного переулков находится ещё один памятный дом на Чистых прудах — дом, в котором жил великий русский инженер Владимир Шухов. Дом был в собственности Александра Бари, русского предпринимателя и создателя первой русской инжиниринговой компании, близкого друга Владимира Шухова, Льва Толстого, Дмитрия Менделеева, Николая Жуковского, Петра Худякова, Фёдора Шехтеля и Ивана Рерберга. Шухов работал в компании Бари техническим директором, а офис их компании был расположен на Мясницкой улице д.20 в здании, которое сегодня занимает Высшая школа экономики. Поэтому не случайно памятник Владимиру Шухову был установлен на Тургеневской площади. Нет конца историям московских Чистых прудов.
1
Дом в Кривоколенном переулке, где жил великий русский инженер Владимир Шухов.