Рассказывая о Палдиски, даже не знаешь, с чего начать. То ли с советского прошлого, то ли с эстонского настоящего, где это прошлое постарались максимально стереть с лица земли, а то ли с самого Петра I, 300 лет назад построившего здесь военный порт.
Рассказывая о Палдиски, даже не знаешь, с чего начать. То ли с советского прошлого, то ли с эстонского настоящего, где это прошлое постарались максимально стереть с лица земли, а то ли с самого Петра I, 300 лет назад построившего здесь военный порт.
Пока что на Туристере про Палдиски нет ни одного материала. Но зато присутствует довольно смешное описание города, составленное каким-то незадачливым "копирайтером", в Палдиски явно никогда не бывавшим. В числе прочего, там даются такие советы — «пройдитесь по тихим улочкам города, сходите в крепость Петра I, прогуляйтесь по набережной».
Что касается улиц, то особо тихими их вряд ли назовешь, да и гулять по ним туристам вряд ли будет интересно, потому как город представляет собой вполне обычный спальный район.
Есть даже построенный недавно современный торговый центр — Pakri Plaza
А вот о том, что здесь есть крепость Петра I, не имея карты и не скажешь. Ну то есть когда-то крепость здесь может и была, но теперь об этом напоминают лишь едва различимые под травой и кустами контуры бастионов.
Ну как, вы видите здесь крепость? А между тем, нынешний Палдиски начинался именно отсюда.
Именно здесь, на недавно отвоеванной у шведов территории, в 1718 году Петр I повелел заложить крепость Рогервик и даже, как говорят, лично составил проект. Но, правда, с его смертью строительство приостановилось, и, насколько я понимаю, крепость эта так никогда и не была достроена. Тем более, что война со шведами вскоре закончилась подписанием Ништадского мира.
В 1762 году, уже при Екатерине II, Рогервик переименовали в Балтийский Порт. Но поскольку все силы были брошены на обустройство Кронштадта, да и порт в Ревеле был совсем рядом, новый военный объект особого развития так и не получил, а использовался в основном как место ссылки. К примеру, после восстания Пугачева именно сюда был сослан его сподвижник башкир Салават Юлаев.
А в 1870 году сюда пришла железная дорога Санкт-Петербург — Ревель — Балтийский порт. Город развивался и как военный, и как торговый порт. Свое же нынешнее название — Палдиски — он получил в 1920-х годах, во время первой Эстонской республики. Эстонцы просто взяли русское слово Балтийский и прочитали его с эстооонским акцентом — Paldiski :)
А теперь проедем из города чуть дальше, на полуостров Пакри
В 1724 году на скалистом берегу полуострова Петром I был заложен маяк. Удивительно, но он стоит до сих пор, во всяком случае то, что от него осталось. Правда неизвестно, сколько он еще продержится, учитывая, что берег, размываемый морем, регулярно осыпается.
Местные власти предупреждают — берег может обрушиться в любой момент!
В 1889 году вместо старого петровского маяка поблизости от него построили новый, высотой 52 м. Сегодня это самый высокий маяк в Эстонии.
Как оказалось, на маяк теперь можно подняться. Билет стоит 5 евро. Наверх ведет вот такая винтовая лестница.
Но приготовьтесь к долгому подъему, лестница очень длинная, пока дойдете — запыхаетесь :)
На верхней площадке небольшая выставка тематических фотографий
Поскольку маяк действующий, на самом верху установлена оптическая система с сигнальным огнем
Снаружи оборудована открытая галерея, на которую можно выйти и пофотографировать. Ходить правда страшно :)
Старый петровский маяк остался далеко внизу. Рядом оборудована кафешка. Как можно видеть, туристов довольно много, место за последние годы стало достаточно популярным.
Чудь дальше стоит пограничная вышка
А рядом работает ветропарк. Установка ветрогенераторов в последние годы у нас в Эстонии — это навязчивая идея руководства, желающего заменить ими старые советские электростанции. Идея довольно неоднозначная, несмотря на кажущуюся экологичность. Ведь сколько стоит такое электричество? Вроде как намного дороже обычного. Но почему тогда повсюду строят эти ветряки? Значит это все же кому-то выгодно? Ну да, кому-то точно выгодно, например, производителям оборудования. А покрываются расходы обычно дотациями государства.
А у подножия маяка была замечена вот такая странная скульптура. Такое чувство, что ее откуда-то выдернули, но пока не нашли, куда поставить :)
А теперь прогуляемся вдоль обрывистого берега. Повсюду из земли торчат остатки каких-то сооружений
Иногда даже довольно значительные
Берег высокий и обрывистый, будьте осторожны, не свалитесь :)
Зимой здесь тоже бывает очень красиво. Вставлю несколько своих фотографий, снятых лет 15 назад.
А теперь от маяка поедем обратно в Палдиски. Пора рассказать о том, что здесь было в советское время.
Вот и те самые ветряки, что я заснял с маяка
На фоне работающих ветряков то тут, то там видны остатки построек, оставшихся от советских военных
Прибалтика была самой западной территорией СССР, а потому здесь всё советское время было много военных. Но закрытой территорией Палдиски стал вовсе не поэтому. Был здесь и еще один сверхсекретный объект.
В 1960-х годах в Палдиски построили учебный центр для подготовки экипажей атомных подводных лодок. Что интересно, на Балтийском флоте из-за малой глубины моря атомных подлодок никогда не было, но вот центр подготовки почему-то решили построить именно на Балтике. И этот центр на долгие годы стал для Палдиски своего рода «градообразующим предприятием». Из-за своих огромных размеров он был известен среди местных жителей, как «Пентагон». Утверждается, что работало здесь около 16 тысяч человек. Во что я, честно говоря, не очень верю, скорей всего 16 тысяч — это численность населения всего Палдиски. Хотя вот у нас в ТПИ в группе учился один парень из Палдиски, и он рассказывал, что по утрам, когда морские офицеры шли на работу в «Пентагон», то казалось, что по улице как будто катится сплошной поток, состоящий из черных кителей и белых фуражек :)
Но учебный центр состоял не только из «Пентагона». На небольшом отдалении от города был выстроен еще один объект, где в машинном зале находились два самых настоящих атомных реактора, какие устанавливались на подводных лодках. Реакторы проработали до 1989 года, когда после аварии на Чернобыльской АЭС их было решено остановить.
Стоит ли говорить, что благодаря наличию такого военного объекта Палдиски был особо охраняемой территорией. Попасть туда можно было только по пропускам. Тех, у кого не было пропусков, дальше вокзала просто не пускали. А ходили туда тогда вот такие старые электрички. Эта и все остальные старые фотографии Палдиски найдены в сети.
А сейчас вокзал в Палдиски выглядит вот так. Историческое деревянное здание сохранено и даже отреставрировано.
А ходят сюда сейчас новенькие электрички швейцарской компании «Штадлер». Это фото сделано на вокзале в Кейла (но дальше поезд пойдет как раз в Палдиски).
Но вернемся к судьбе «Пентагона» — учебного центра атомного подводного флота СССР. Как известно, в 1994 году советские, а точнее, к тому времени уже российские войска, из Эстонии вывели. Тогда же эстонским властям передали и военные объекты в Палдиски, включая остановленные атомные реакторы. Впоследствии их накрыли саркофагом и оставили в ожидании, пока остатки радиоактивного топлива распадутся до безопасного уровня. Ждать надо где-то 50 лет. Сейчас объект выглядит так. Саркофаг окружен забором и находится под надзором частной охранной фирмы. Фото найдено в сети.
А огромное здание «Пентагона» вскоре сровняли с землей. Теперь уже и не сразу отыщешь, где оно стояло. Хотя на карте Google Maps пустырь, конечно, виден до сих пор. Фото найдено в сети.
Ну, а чем же Палдиски живет сейчас? После вывода учебного центра его население сократилось в четыре раза, и сейчас составляет всего около 4 тысяч человек. На месте советской военно-морской базы построены два порта — Северный и Южный. Еще лет 10 назад через них в Россию шел большой поток импортных автомобилей. Тогда ими были забиты все площадки вокруг порта, а через Нарву постоянно шли фуры-автовозы, нагруженные новыми иномарками. Но сейчас этот поток сошел на нет — теперь иномарками забиты стоянки в Усть-Луге и производственные площадки построенных в России автозаводов :)
Также сохраняется какой-то транзит нефтепродуктов, хотя Россия грозится и его скоро перекрыть
А еще из Палдиски в шведский порт Капельшер ходят паромы компании Tallink. Вон один из них как раз проходит между деревьев.
Кстати, возвращаясь к "тихим улицам" и "набережным". По набережным в Палдиски тоже не погуляешь. Вся береговая линия полностью занята портами. Вот такой странный приморский город :)
Зато рядом с портом стоят две церкви. Это лютеранская — Св. Николая. Время постройки — 1842 год.
А это православная — Св. Георгия. Время постройки — конец XVIII века. Выглядит заброшенной, и неспроста. Дело в том, что после церковного раскола в 1995 году этот храм захвачен ЭАПЦ, что подчиняется Константинопольскому патриарху. И хотя в Палдиски у этой церкви прихожан нет, но русским они ее не отдают.
В итоге для русских ЭАПЦ Московского патриархата построила новую церковь, во имя Сергия Радонежского
Она находится в нескольких кварталах от старой
Напротив церкви — магазин «МЯСО» (с хрюшками над входом). Здесь же располагается пивнушка «Пирушка» :)
Жилые дома на одной из улиц
Спортивная площадка в парке
Удивительно, но в городе есть плавательный бассейн — вон то зеленое строение за стадионом. На стадионе, тем временем, школьники играли в футбол. А кусок здания, что попал в кадр справа — это бывший Дом офицеров.
Как-то я его не догадался заснять с фасада. Но на Google Street View он вроде как есть. Архитектурой напоминает какой-то мавзолей.
Пожарный гидрант? А на заднем плане городская котельная
Напоследок вставлю карту, вот только некоторые объекты на ней надо пояснить. A.L.A.R.A. — это то место, где находится саркофаг с атомными реакторами. Rae 12a — по этому адресу можно увидеть пустырь, где раньше стоял «Пентагон». Дальше по маршруту идут старая православная церковь, потом новая, потом бастионы петровской крепости и в конце — маяк на полуострове Пакри.
Это был седьмой рассказ про эстонские города. Предыдущие шесть рассказов — ниже по ссылкам.
2. Муствеэ — черные воды Причудья
3. Кохтла-Ярве — город коричневого золота
5. Йыхви — город, где растет клюква
6. Силламяэ — секретный эстонский атомград || Зимой в Силламяэ