О знаменитейшем творении архитектора Антонио Гауди соборе Святого Семейства — Саграда Фамилия — написано столько, в том числе и на этом сайте, что не сразу решилась опубликовать свои впечатления.
Перед поездкой я немало провела времени на сайте, получила здесь много советов, особенно от замечательной девушки Саши из Лос-Анджелеса, которая помогла мне спланировать всю поездку по дням и часам.
Впервые я путешествовала по чужой стране, не зная никакого языка. кроме русского. Тем не менее я успела увидеть почти все намеченное! И все это благодаря бесценной помощи Саши. Своим рассказом о впечатлениях я хотела бы выразить ей признательность.
Приехав в Испанию по пакетному туру, в первый же день отправилась к заветной цели — Саграда Фамилия.
Первоначально расположенный в 7 км от города, сейчас собор тесно окружен домами. Так что получить снимки собора от основания до вершины — это непростая задача даже для фотографов-профи, а для меня оказалось делом непосильным. Близко от него он не влезает в объектив даже на широком угле. А отойдешь — его заслоняют постройки и деревья. Особенность этого собора еще и в том, что он постоянно, уже более 100 лет, находится в стадии строительства. Башенные краны и строительные леса неотвратимо присутствуют почти в любом ракурсе.
Билет с датой и временем посещения был куплен заранее он-лайн. И тут оказия случилась: в последний момент туроператор поменял место моей дислокации с Салоу на Ла Пинеду, от которой добираться в Барселону дальше и дольше. Ранее я штудировала по картам маршрут из Салоу и все было расчитано по времени, а теперь дорога оказалась длинее. Я не успевала и волновалась, ведь опаздывать нельзя более 15 минут! После билет не действителен.
Я опоздала на целый час. Изнывая от дурных предчувствий и внутренне готовясь встать в очередь за новым билетом, я все же упрямо пошла к турникету у входа. Молоденькая девушка-контролер взглянула на протянутую мной бумажку, распечатанную на домашнем принтере, вскинула брови и задумалась. Она явно обратила внимание на время. Потом, посмотрев на мою несчастную физиономию, изображавшую покорность судьбе, она подмигнула и кивнула головой: проходи!
Фасад Рождества имеет несколько входов и все они украшены воротами с рельефным цветочным узором.
Центральный вход разделен колонной, которую венчает сцена рождения младенца Иисуса: Иосиф, склонившийся над Марией, у которой на коленях Сын. По бокам группы видны головы домашних животных, напоминающих место и время события — роды проходили в хлеву. Подножие украшено витиеватой прописью имени Иисуса на латыни «Jеsus»
Ниже по бокам расположены скульптурные группы «Дары волхвов» — пастухи и купцы с подношениями новорожденному.
Декоративные элементы отражают поклонение Гауди природе — они насыщены растениями, листьями пальмы и папоротника, изображениями домашней птицы, гусей, индеек.
Ангелы трубят, возвещая благую весть — Иисус родился!
Гауди предполагал воплотить все сюжеты Евангелия на фасадах Саграда Фамилия. Фасад Рождества повествует о событиях первых лет Иисуса.
Вот страшное избиение младенцев и бегство Марии с младенцем на осляти
Мне предстояло еще подняться на башню — эта возможность была оплачена в билете, причем на определенное время, которое, увы, тоже давно истекло. Я все же подошла со своей бумажкой к служителю в униформе и спросила, как пройти к подъему на башню. Он увидел время на билете и покачал головой: мадам, вы сильно опоздали, ваш билет недействителен. А вход на башню там, — он махнул рукой в направлении. Я и тут решила попытать счастья и встала в очередь у лифта. Девушка-лифтерша тоже увидела давно просроченное время, но, ни слова ни говоря, одарила меня улыбкой и пропустила в лифт. Слава добросердечным испанским сеньоритам!
Смотровая площадка башни Рождества находится на высоте 65 м, сама башня имеет 115 м. Вот он, балкон, с которого открывается прекрасный обзор как на город, так и на детали храма.
На снимке снаружи балкон трудно разглядеть, стрелочка указывает где он находится.
Вид на пруд, который находится рядом с собором
С башни Рождества открывается вид на сигарообразную башню Акбар
По лестнице можно подняться выше
и рассмотреть вблизи кипарисовое дерево с голубями, возвышающимся над центральным порталом
А это вид на него снаружи, если воспользоваться длиннофокусной оптикой
Макушка дерева увенчана крестом, который у Гауди всегда отличался от канонического. В свою очередь на кресте находится голубь с простертыми крылами — мне был доступен для обозрения только вид с хвоста.
Спускаться вниз приходится по длиннющей винтовой лестнице. Сверху она выглядит эффектно и напоминает раковину аммонита — это не случайно, ведь Гауди в своих проектах вдохновлялся формами, которые созданы природой.
Спуск хоть и долгий, но нескучный — по пути можно расглядывать детали собора
Цветной декор напоминает конфеты-драже, но при рассмотрении видно, что это имитация фруктов и каких-то диковинных плодов
Невозможно в коротком рассказе описать впечатления от посещения башни. У меня они самые восторженные. Наверху еще можно было долго блуждать. Но меня сверху согнало сознание того, что нужны силы еще для осмотра интерьеров Саграда Фамилия.
Кто-то считает, что можно обойтись и без подъема наверх. Кто-то даже считает, что необязательно заходить внутрь собора и ограничивается только внешним осмотром. Это уж кому как.
Собор внутренним необычным убранством поражает не менее, чем внешним. Пространство внутри заполнено рядами колонн, стилизованных под деревья с ветями, которые подпирают звездчатый свод. К сожалению на фото это не так масштабно и отчетливо видно.
Над органной частью «парит» распятие. Эта часть была огорожена, не видно самого органа, можно было только с расстояния сфотографировать распятие.
Свет, проходя через цветные витражи, создает фантастически-красивое освещение внутри
Огромные простраство собора со статуями, затейливыми лестницами по бокам, не похожими одна на другую, с балконами и прочим невоможно вместить в небольшой объем рассказа, это под силу только монографии.
У основного помещения еще имеются боковые ответвления. Входим в клуатр Розария, совершенно иной по стилю. Здесь оформление сообразно классическим канонам. Впечатляет обилие тончайшей работы каменных роз.
На осмотр внутренней части собора у меня ушел не один час и я при этом не смогла облазить все его закоулки, подняться по лестнице, выбрать иной ракурс для съемки. Сказывалась усталость, голова пухла от впечатлений.
Наконец я выбралась наружу со стороны фасада Страстей. Сами ворота суровым видом, рубленым рельефом уже давали понять, что тут начинается другая история — последние дни земной жизни Иисуса, его страдания. Страсти господни.
Рядом со входом (или выходом) находится статуя привязанного к столбу — Бичевание Иисуса
Поцелуй Иуды. На стене возле Христа находится криптограмма из 4-х клеток по вертикали и горизонтали: сумма чисел в любом сочетании — по горизонтали, по вертикали или по диагонали дает 33, это возраст Христа. У ног Иуды извивается змея — образ Сатаны.
В центре фасада страстей над воротами распятая фигура Иисуса. Ниже фигура женщины без лица — святая Вероника, которая держит платок с отпечатанным на нем ликом Христа. Вероника сопровождала Иисуса во время его пути на Голгофу и отирала пот и кровь с его лица льняным платком. С одной стороны от нее распластавшаяся под тяжестью креста фигура Иисуса, с другой стороны — римские легионеры. Самая крайняя фигура в этой композиции — это сам Гауди в образе Евангелиста. Так ученики и последователи Мастера отдали дань его памяти.
Оживленный интерес вызывают фигуры римских легионеров — вид их уж очень напоминает звездных воинов из известного фильма.
Звездные воины из фильма «Звездные войны» (поместила на случай, ежели кто подзабыл)
Гауди, посвятивший строительству собора более 40 лет своей жизни, так и не смог приступить к фасаду Страстей. Он погиб по колесами трамвая, когда неострожно ступил на трамвайные пути, желая посмотреть на свое детище со стороны. Мастер не оставил готового проекта, он вообще их не делал, предпочитая лишь наброски и часто меняя свои замыслы на ходу — такой неуемной была его творческая фантазия.
Над фасадом работали его последователи, используюя лишь элементы проектов Гауди. «Римские легионеры» перекочевали на портал Страстей из других творений Гауди, в частности с крыши дома Мило (1910 г.)
Дымоходы на крыше дома Мило
На мостике, соединяющем башни, привлекает металлическим блеском бронзовая фигура Иисуса Христа, олицетворяющая Вознесение.
Фасад Страстей настолько контрастен фасаду Рождества, что не все приемлют его эстетику и считают уродующим собор.
Но не всем нравится и яркий, порой конфетный вид фасада Рождества, башни которого похожи то ли на яркую детскую игрушку, то ли на леденец.
И все же подавляющее большинство людей покорены смелой, оригинальной фантазией Антонио Гауди, возвращающего человека в яркий, сказочный мир детства, в мир безмятежной Природы. Гауди создал ни на что непохожий, неповторимый, узнаваемый свой стиль. Каким создал бы он сам фасад Страстей? Ну уж точно не таким, как торжественно-ликующий фасад Рождества.
У меня ушла на осмотр храма большая часть дня. И это было очень поверхностное ознакомление. По хорошему, тут следовало бы побыть дня 2–3, а лучше неделю. Чтоб не бегом, чтоб посмаковать. прочувствовать, насладиться в полной мере редкой красотой этого архитектурного Чуда — Sagrada Familia.
Теги:
Культурно-познавательный туризм