Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 18:21

Республика Сербская — Босния и Герцеговина Октябрь 2015

Андричград — город в городе Вышеграде (Višegrad), на полуострове у слияния рек Дрина и Рзав, при этом Вышеград сам по себе уже является примечательным и важным с туристической точки зрения местом. В честности, именно здесь расположен знаменитый мост Мехмеда Паши Соколовича, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Андричград — город Кустурицы

Андричград построен режиссером Эмиром Кустурицей в 2014 году, он представляет собой культурный центр, посвященный Иво Андричу, нобелевскому лауреату по литературе 1961 года, роман которого «Мост на Дрине», названный в честь того самого древнего моста, овеянного легендами, рассказывает об истории Вышеграда.

Андричград — город Кустурицы

Андричград, возведенный из камня, также называется Каменградом, — по аналогии с Дрвенградом Кустурицы, построенным из дерева. Здесь располагаются городской муниципалитет, магазины, отели, театр, дом-музей Иво Андрича, рынок, кафе и рестораны, библиотека, художественная галерея и кинотеатр. Тут же вскоре откроется искусствоведческий факультет, и город в городе наполнится студентами — для них уже построены общежития и учебные корпуса.

здание мэрии Вышеграда с памятником Иво Андричу
общежития для будущих студентов

Андричград — это удивительное смешение архитектурных стилей и эпох: здесь турецкая башня соседствует с византийской, а венецианский стиль с сербским. И это — не отсутствие вкуса его создателя, но напоминание о самых важных моментах истории как самого Вышеграда, так и всей бывшей Югославии. Ведь Эмир Кустурица никогда не скрывал, что является горячим сторонником единой Югославии и противником разобщения бывших югославских земель, называя себя югославом.

Андричград — город Кустурицы

Туристы, оказавшиеся внутри андричградских стен, помимо прогулок по его улочкам и неспешных посиделок в ресторанах, как правило, занимаются тем, что разгадывают разбросанные по всему Андричграду ребусы из современной и прошлой бурной югославской истории. Здесь есть копия белградского ресторана «Златна Моруна», который посещал перед I мировой войной Гаврила Принцип. Самого Гаврилу можно увидеть изображенным на мозаичном панно на стене центральной улицы Млада Босна (название которой — также отсылка к истории).

Андричград — город Кустурицы

На другом панно на этой же улице известные личности тянут канат — президент Республики Сербской Милорад Додик (у федерации Боснии и Герцеговины три президента, как-нибудь расскажу подробнее), лучший теннисист мира и гордость сербов Новак Джокович и Эмир Кустурица собственной персоной. Уж что символизирует канат — сложно сказать, хотя мне кажется, что все эти люди, словно атланты, общими усилиями просто удерживают сербские земли, что называется, «на плаву».

Все дороги в Андричграде, разумеется, ведут в храм. Храм — православный, посвященный святому князю Лазарю и сербским мученикам. Здесь хранится образ «Торжество Пресвятой Богородицы», или икона «Порт-Артурская». Она была написана на пожертвования россиян, и передана в дар храму общественной организацией «Глубинка» из Краснодара с благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Сербского Иринея.

фото из интернета

Архитектурно храм является уменьшенной копией церкви косовского монастыря Высоки Дечани, он был освящен в присутствии президента Республики Сербской Милорада Додика, Эмира Кустурицы, общественных и политических деятелей. Перед храмом высится памятник черногорскому правителю 19 века Петру Негошу.

Андричград — город Кустурицы

Я очень хочу донести мысль, что Андричград — не просто очередной новодел, не подделка под старину, не монумент собственному величию автора, застывший и бесполезный, а живой организм, притягательный, удивительный, и просто обреченный стать многонаселенным. Надо понимать, что сегодня Андричград переживает самый первый этап становления, и нам, благодаря гостеприимству наших хозяев из ТОРС, посчастливилось присутствовать при нём. Когда же город наполнится людьми искусства, он заживет совсем другой жизнью.

Пока же в Андричграде обитают только вышеградские муниципальные чиновники, туристы и котики. Мы провели здесь вечер и ночь, жили в отеле с видом на знаменитый мост:

Андричград — город Кустурицы

Ужинали и завтракали в ресторане, в котором за рассматриванием росписей на стенах просто забываешь, зачем пришел;) Вот кто-то катается на велосипеде. Кто-то курит в стороне. Кто-то решает вопросы. Кто-то играет в шахматы. Кто-то просто подпирает стену.

Андричград — город Кустурицы

Благо, сербская кухня такова, что не дает надолго отвлечься;)

Андричград — город Кустурицы

А вот вам, кстати, идея для маленького семейного бизнеса — «книгарня & винарня» два в одном. По-моему, прекрасная задумка: выбрал хорошую книгу, а под неё — бутылочку не менее хорошего вина, уселся у окошка в уютном отельном номере над Дриной … ну в общем-то и всё, жизнь удалась:)

книгарня & винарня
Андричград — город Кустурицы

Одним словом, если туристический ветер занесет вас в Вышеград, не обойдите стороной Андричград. Во-первых, это просто красиво, а во-вторых — нам будет интересно узнать, как быстро развивается город в городе.