Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

"Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста"

Рио-де-Жанейро — Бразилия Июль 2015

Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь плотные шторы, кратковременно, но с завидной регулярностью прерывали мечтательный сон. В коридоре кто-то сильно шумел, катая свои сумки по мраморному полу. Эмигрирующие постояльцы отеля громко говорили и смеялись, забывая о нормах поведения ранним утром в общественном месте.

Ничего не оставалось, как умыться и спуститься в кафе за чашкой кофе, для полного, так сказать, пробуждения.

В том, что этот город дорогой, я убедился ещё вчера. Неужели, ежедневно в Рио придётся тратить сотни долларов? Так к концу отдыха можно остаться без штанов, паспорта и права на счастливый конец путешествия. Сегодня я постараюсь понять, можно ли бюджетно исследовать Рио-де-Жанейро.

Ещё дома я составил подробный план пешего маршрута в сторону северной части города. На карте обозначил все пути, места. Распечатал карты на двух листах А4, загрузил маршрут в мобильный телефон. В общем, всё по-культурному, прямо как надо. В плане более 15 достопримечательностей, конечно, не таких известных, как Сахарная голова или Христос на Корковадо, но, тем не менее, эти объекты позволят воссоздать целостную картину прекрасного и неповторимого Рио-де-Жанейро.

Вопреки, прогнозам синоптиков, вместо проливного дождя, стояла безоблачная, ясная и тёплая погода +25.

Решив, что сегодня успею находиться, я направился к старым добрым котятам (станция метро Catete), чтобы доехать до соседней станции Flamengo. Можно было дойти пешком, при этом затраты на путешествие сократились бы ещё на доллар, но я сегодня гуляю на широкую ногу. В будни метро ходит очень часто, каждые 1 — 1,5 минуты. Вагоны вместительные, а сидения больше напоминают детский стульчик — маленькие пластиковые и зеленого цвета. Поездка до станции Фламенго составит не более 1,5 минут.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Выходишь из метро и диву даешься от количества перекрестков, развилок, тупиков и т. д. Бездомных здесь много. Один из них, что-то орал мне в след, но я не подавал вида. Остальным до меня, опять же, не было никакого дела. Кто-то караулил, сохнувшие развешанные вещи, другие копались в мусоре, третьи просто спали в тени под синтепоновым одеялом. Картина грустная, но настоящая - бразильская.

Первое место на сегодня Praça Paris (Парк Париж), что рядом с метро Flamengo. Ворот, через которые можно войти в парк, очень много, а открыты всего лишь одни. В итоге мне пришлось навернуть километровый крюк.

Место не туристическое, а зря. Здесь очень свежо и красиво, не смотря на центр города и плотное движение со всех сторон. В парк люди приходят заниматься спортом. Все бегают от мала до велика, а не сидят вконтакте, постоянно обновляя свою страницу. Одни бегают традиционно, другие с целыми «магазинами» амуниции: секундомеры, тонометры, счётчики и пр.

Сам парк чистый и зелёный. Здесь есть пара памятников, посвященных завоевателям и большой фонтан, который, к сожалению, во время моего визита, не работал. Очень хорошие виды на бразильские небоскребы в сочетании с природой.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

При написании этого отчёта, я зашёл на сайт tripadvisor, чтобы посмотреть мнения мирового сообщества о данном парке. Почти все отзывы характеризуют парк опасным для посещения, так как это излюбленное место бездомных. Авторы пишут, что здесь грабят и убивают, даже когда парк патрулирует полиция и якобы некоторые из них сами становились жертвами или свидетелями преступлений. Пользователи категорически запрещают посещать парк в темное время суток. По слухам, в этом парке, некогда орудовал даже маньяк. Но слухи — это слухи, просто будьте осторожней и внимательней.

О дурной славе этого парка я не знал, поэтому прогулял в нем с удовольствием и без напряга. Меньше знаешь — крепче спишь!

Рекомендуемое время: 30 минут.
Цена билета: 0 $R.

Справа от парка, в сторону океана стоит большой памятник, который не увидеть невозможно. Памятник посвящен жертвам Второй Мировой войны. Мемориал состоит из нескольких отдельных скульптур, которые призваны почтить память бразильских солдат, отдавших свои жизни ради победы над нацизмом.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Основной частью композиции является огромная бетонная арка высотой 30 метров. Рядом с ней установлены три скульптуры из гранита, изображающие солдат различных родов войск — пехотинца, моряка и летчика. Последней составляющей мемориала является железная скульптура в форме самолёта, посвященная военно-воздушным силам Бразилии.

Тут стоит гробовая тишина. Скульптуры точно передают настроение грусти, боли и чувства сожаления.

Рекомендуемое время: 15 минут.
Цена билета: 0 $R.

Я вернулся к парку Париж и пошёл налево в сторону района Лапа, где находится целый эпицентр достопримечательностей, до которых рукой подать.

Примерно через 7 минут я оказался на небольшой площади и убедился в этом. Слева от меня трущобы, в глубине которых затаилась, известная на весь мир, лестница Селарона, впереди меня стоит акведук Кариока, а справа от него в 50 метрах кафедральный собор Метрополитана. Даже карта не нужна.

Всему своя очередь, поэтому, для начала, я пошёл налево. Пришлось немного пройти по узким улочкам местных, в которых, кстати, спокойно. Место то «отурищенное», тут даже есть салон красоты.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

История этой лестницы удивительна, интересна и является наглядным примером, того как просто прославиться на весь мир.

Местный житель трущоб художник Селарон решил внести хоть какую-то яркую каплю в серый быт бразильского пролетариата. Выполнить эту миссию он решил весьма необычным и оригинальным способом: облагородить центральную улицу (лестницу), выложив её из разноцветной мраморной плитки. Так как у бедного Селарона денег не водилось, то в ход шла абсолютно вся плитка, поэтому какую-то единую концепцию, композицию, цветовое решение здесь проследить крайне сложно.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Сначала Селарон выкладывал плиткой ступени, а вскоре, увлекшись своей работой, стал преображать и стены.

Идея настолько понравилась туристам, что известность в Интернет и на телевидении Селарон получил крайне быстро. Люди со всего мира стали везти художнику мраморные и кафельные плитки. Дела Селарона пошли в гору. Наши соседи из Казахстана не поленились и привезли Селарону 10 плиток, на каждой из которых изображена одна буква из названия государства.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Как уже отмечалось, в мраморных ступенях нет какой-то единой композиции. Пестро, ярко, хаотично, но аккуратно пришпандорена мраморная плитка. Из цветов, явно, преобладает красный. Смотрится очень красиво!

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

На многих плитках Селарон любил изображать себя беременным, с большой женской грудью и признанием любви к себе. На вопросы журналистов и туристов он всегда отвечал сухо и кратко: «У меня кризис, я не в себе». Творческие люди со своими странностями, как и простые смертные. Разница лишь в степени.

До января 2013 года любой турист мог пообщаться с автором уличного арт-искусства, он всегда был на своем рабочем месте и продолжал своё детище. В 2013 году Селарон был убит на своем рабочем месте. Ему было 65 лет. Теперь его дело никто не продолжает. Однако, творение Селарона официально внесено в список достопримечательностей города; включают во все путеводители по Рио; почти все туристы, прибывшие в Рио-де-Жанейро считают своим долгом посетить данный объект, даже если они тут всего на пару дней.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Тут удобно делать селфи. Не надо ничего придумывать — садишься и вперёд. Посещать это место лучше с утра, пока основной поток туристов медленно и вальяжно собирается в поход по городу или поездку с групповой экскурсией.

Я не поленился и поднялся по этой лестнице до конца. Далее пошёл взглянуть, как живут местные. Смотришь и думаешь, как хорошо, что ты живешь в России. По центру дороги навалены пакеты с мусором, повсюду бегают облезлые тощие кошки, летает вороньё. Местные ЛЭП напоминают бесконечную паутину. Дома, для пролетариата, здесь приличные. Есть хостелы.

Обратно навстречу мне шла толпа туристов с групповой экскурсией. А теперь вопрос. Сложно ли доехать до метро Flamengo и немного прогуляться пешком? При этом не платить 50 USD за обзорку? Толкаться с туристами мне стало не интересно, и я пошёл дальше.

Рекомендуемое время: 60 минут.
Цена билета: 0 $R.

Я вернулся на ту самую площадь и пошёл вперед к следующему объекту — акведук Кариока.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Что же такое акведук? И почему Кариока?

Акведук Кариока — уникальный мост, который находится прямо в центре города, его еще называют Арка Лапа.

История гласит, что раньше населенные пункты находились среди болот и вода, соответственно вода была очень плохого качества. Поэтому в начале 17 века было решено построить водопроводный канал, который смог бы соединить дома местных жителей с рекой Кариока, тем самым обеспечить пригодной для домашнего пользования питьевой водой и значительно облегчить их, итак не простые судьбы и жизни. История этого акведука очень длинна, сложна и интересна. Первый водопровод строился более 100 лет (только вдумайтесь в эту цифру). На срок оказали влияние сначала материальные, а потом и технические проблемы. Лишь в 1723 году тонкие струйки чистой питьевой воды стали поступать в дома бразильцев. Правда, вскоре, их ждала новая оказия. Водопровод проработал менее 20 лет и пришёл в негодность. Губернатор Гомес Фрейре де Андраде (дай Бог, не соврать с именем) призвал построить новый более мощный и надёжный акведук, так как, уж извините, «без воды ни туды и ни сюды». Второй акведук построили значительно быстрее.

Акведук прекратили использовать по своему прямому предназначению в конце 19 в. В 1896 -1897 годах его переделали под мост для почтовых трамваев, а позже и для перевозки пассажиров. «Трамвайчик Санта-Тереза» — наверно, не раз слышал это выражение каждый любопытный путешественник при планировании или осуществлении маршрутного плана по Рио-де-Жанейро.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Ещё интересный факт в копилку акведука. В середине XX веканесколько домов, построенных рядом с мостом, снесли, чтобы улучшить визуальное восприятие данной конструкции. А кирпичную кладку отштукатурили и покрасили в белый цвет.
Впечатляющий пример архитектуры колониального периода, который обязательно соблазнит вас сделать хотя бы несколько фотографий.

Рекомендуемое время: 15 — 60 минут.
Цена билета: 0 $R.

Чуть выше в 50 — 100 м. от акведука находится кафедральный собор Метрополитана. Его видно издалека, не ошибётесь.

Собор является ярким образцом модернистской архитектуры города, гармонично вписываясь в современную стилистику финансового сердца Рио-де-Жанейро.

Собор относительно молодой, был построен в начале 80ых. Внешне напоминает гигантский усеченный конус высотой 75 метров. Вместимость — 20 000 человек (!). У его авторов была явная цель создать собор по аналогии с мексиканскими пирамидами Майя.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Внутри захватывает дух, прежде всего, высота. Уместиться в кадр — большая проблема. Здесь не так жарко, приятный звуковой фон, скамеечки.

Внутри собор не богат: пара монументов, импровизированный крест на вершине пирамиды. Интересны огромные красочные витражи, украшающие четыре внутренних стены. Пожалуй, и всё. Зато атмосфера, дух, масштаб чувствуются очень сильно.

Этот собор входит в список самых необычных церквей и храмов мира, поэтому, безусловно, заслуживает отдельного внимания. Выходя из собора, стоит обратить внимание, как он оригинально отражается в зеркальных стенах соседних небоскребов.

Рекомендуемое время: 30 минут.
Цена билета: 0 $R.

К этому моменту вся вода вышла из меня. Установилось пекло +33, одним словом — разгар зимы. Возле собора мужик продавал ледяную воду за 3 реала. Он странно на меня поглядывал, что-то ему во мне не нравилось. Преодалев робость, продавец начал диалог:
— Извините, Вы американец?
— Нет, с чего Вы взяли?
— Ох, извините, извините… возможно, вы француз?
— Нет.
— Португалец?
— Нет же, я из России.
— Руссия??? Путьин? Горячо… Добр утра. ЗпазибоПозяласт.

Торговец вывалил весь свой словарный запас. Сообщил, что его дальние родственники живут (жили) в Минске, и он очень любит Санкт-Петербург. С широченной улыбкой мужик отдал мне воду. Проорал всем своим коллегам, что я из «Руссия», дополнительное внимания в этом городе, совершенно излишне, я поспешил удалиться.

Выпитая бутылка воды, тут же вышла из меня. Так и в обезвоживание можно сыграть. Поэтому всегда надо иметь минимум 1,5 литра воды.

Дальше я пошёл осматривать местные высотки финансового района. Конечно, не Дубай, но глазу есть на что упасть. Запомнилось одно здание в форме «гриба» на невысокой тонкой ножке. Долго в этом районе делать нечего.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Направился обратно в сторону акведука и в одном из своротов увидел следующий объект — муниципальный театр. Как же удобно здесь, всё в поле видимости.

По пути обнаружил не менее удивительный объект — магазин русских сувениров (матрешки, деревянная посуда, лапти и т. д.). Кому в Рио-де-Жанейро это нужно, остаётся загадкой. Желания заходить в магазин не было, скорее наоборот.

Муниципальный театр внешне напоминает дворец. Небольшое здание расписано богато, красиво и со вкусом. Театр очень похож на Опера Гарнье в Париже. Удивляет смешение разных стилей. Вечером театр блещет яркими цветами прожекторов. Думаю, что необходимо посетить сей театр и днём, и вечером. Здание необычайно красивое.

На английском языке проводятся экскурсии 2 раза в день. Сначала нужно забронировать, а потом за 20 минут до указанного времени выкупить билет в кассе

Рекомендуемое время: 15 — 60 минут.
Цена билета: 0 $R — 20 $R.

Напротив театра расположена местный Арбат. Здесь очень-очень много бездомных. Некоторые из них пытаются подрабатывать, продавая самодельные сувениры из мусора (пробки, этикетки и т. д.), другие бомжи, как наши, просто заливают шары. Фотографировать людей (особенно бомжей) в Бразилии не принято, можно и нарваться на проблемы. Испытывать судьбу я не стал.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

На этой же площади находится национальная библиотека Бразилии и национальный музей ИЗО. Оба здание имеют богатую историю, относятся к разряду старинных. Сделать снимки этих зданий невозможно, поскольку они спрятаны за мощными кронами деревьев. Время уже поджимало, и я решил, что визит этих исторических объектов не носит обязательного характера.

Эта площадь мне запомнилась и по уровню шума. Во-первых, тут проводят трамвайные линии, и повсюду стоят звуки матёрой дробёжки, во-вторых, бразильцы ОЧЕНЬ громко говорят и смеются. В этом плане, из них бы вышли не плохие прорабы на стройке или педагоги.

Рио-де-Жанейро очень простой по навигационной архитектуре город. Я шёл по улицам, словно, хорошо знаю этот город: быстро, спокойно, свободно. За сегодня я не спросил про путь ни одного прохожего. Относительно безопасности, я воздержусь. Субъективно, днём вероятность грабежа не высока, карманники если только. На переполненных улицах разбойных нападений точно не будет. Вечером и ночью вероятность повышается, ровно также, как и во всем Рио, только в каждом районе это происходит по-разному. Не могу сказать, что тут абсолютно безопасно.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Шёл около 20 минут, дольше стоял на светофорах. Бразильцы любят ходить на красный, но я покорно ждал свой зелёный сигнал.

Вскоре, совершенно случайно, вышел к зданию морского вокзала. Перед зданием не очень ухоженная площадь с большим числом памятников. Тут много скейтеров. Также есть монумент в виде гигантского скейта.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Справа от вокзала есть смотровая на соседний, искусственно воссозданный, остров. В центре виднеется замок и порт — тут живут (или работают) военнослужащие морфлота.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Кругом много современной настенной росписи — графити. Некоторые из них потянут на произведение искусства. Место оживлённое, однозначно, есть что посмотреть.

Недалеко от этой площади разместился дворец Тирадентис. Именно на этом участке в 1640 году был построен корпус для императорского парламента. В эпоху колониального периода сооружение начало выполнять роль тюрьмы. В 1922 году здание полностью разрушили. А через 4 года возвели стены Palacio Tiradente.

Шикарное богатое помещение украшают греческие идеальные колонны и бесподобные скульптуры. Огромный купол из стекла украшает сверху эту архитектурную жемчужину центральной зоны мегаполиса Рио-де-Жанейро.

Дворец назван в честь бразильского героя, который отстаивал независимость страны. Три долгих года провел в неволе Тирадентис.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Персонал говорит по-английски. Первые 10 минут посещения дворца — бесплатно. За эти 10 минут нельзя покидать первый этаж. Да, и вообще, насколько я понял, только первый этаж можно рассматривать.
Рекомендуемое время: 10< минут.
Цена билета: 0 $R.

Недалеко от Тирадентиса расположен Императорский дворец — совершенно не примечательное здание, теряющееся среди роскошных дворцов, музеев, церквей. Больше напоминает небольшой музей. Найти можно не сразу, поэтому посмотрите в Интернет фото данного объекта.

Императорский Дворец построен в 1743 году и ставший впоследствии местом жительства португальских императоров Домa Жоау VI, Педру I и Педру II. Именно здесь принцесса Изабел подписала акт об отмене рабства. Именно отсюда бежали последние монархи. Сейчас от старого здания остался один лишь барочный фасад. Здесь располагаются культурный центр и библиотека. Дворец открыт для посещения со вторника по воскресенье, с 12 до 18.30.
Моя оценка в категории «музеи»: 6,0/10,0
Рекомендуемое время: 25 минут.
Цена билета: 0 $R.

Дальше пошла череда католических церквей. Подробно расписывать их не буду, итак мой рассказ уже затянулся. Просто перечислю посещенные церкви: церковь Сеньора-де монте де Каро, церковь Сеньора-де капа-де метродос, церковь Батисс, церковь Кендалария. Напротив Кендаларии расположен Франко-бразильский дом.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

От церкви Кендалария я направился в сторону станции метро Urugiana и одноименного хиппи-рынка. Конечно, там уже давно нет никаких хиппи, однако можно приобрести абсолютно всё, в том числе сувениры, несколько дешевле, чем в магазинах. Торговаться можно. Рынок очень большой. Работает с понедельника по пятницу с 10:00 — 18:00 и в субботу с 10:00 — 16:00, в воскресенье выходной.

Время медленно, но верно приближалось к вечеру, и я снова захотел встретить сансет на берегу океана. Пляж Ипанема — удачное для этого место. Садимся на метро и едем до конечной станции General Osorio. Ехать около 30 минут.

Станция General Osorio, так же, как и Cardeal Arcovede на Копакабане расположена не на берегу океана, поэтому посверкать пятками всё же придётся. Дорогу нашёл быстро, ведь я сегодня вооружен картами до зубов.

Ипанема — второй по популярности пляж Рио-де-Жанейро, расположенный по соседству с более знаменитой Копакабаной. А может уже и более популярно. Вопрос спорный.

Сам же район в отличии от Копы, считается одним из самых благополучных, безопасных и, соответственно, самых дорогих в Рио. Несмотря на то, что Ипанема — пляж, как и Копакабана, городской, находится он в окружении столь прекрасных пейзажей, что даже на фоне многоэтажных домов и проносящихся мимо автомобилей это место выглядит неотразимо.

Любопытный факт: название пляжа в переводе с языка племен, населявших эти берега до прихода португальцев, означает «плохая вода», что совершенно не соответствует действительности: океан в этом месте чистый и с изумительно-насыщенным лазурным оттенком.

А еще Ипанема знаменита тем, что именно здесь зародился музыкальный стиль босса-нова, самая популярная композиция которого — «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema»).

Если Копакабана — демократичный пляж, на котором в поисках веселых и шумноых тусовок собираются разношерстные компании, то Ипанема более спокойна. Основная масса туристов: семьи с детьми, влюбленные пары (ориентация, как и на Копакабане не имеет никакого значения), пожилые люди и просто солидные господа. Обстановка здесь очень спокойная.

Я присоединился к лицам, кто тихо гуляет вдоль пляжа.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Я шёл очень медленно в сторону скал, по которым лазали туристы. Здесь я впервые почувствовал тяжелые взгляды местных. Скорее всего, из-за камеры. Я чувствовал как взгляды местных братков прожигали мне спины и долго плелись за траекторией моего передвижения. Но обошлось без ЧП.

Здесь, как и на Копе никто никого не стесняется. Люди занимаются йогой, гимнастикой, фитнесом, играют в футбол и бадминтон, катаются на роликовых коньках. Для русского человека это всё настолько не привычно, что вызывает неподдельный интерес и любопытство как у ребёнка. Попробуй выйти в центр Анапы и позаниматься йогой или фитнесом.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Дорога до скал заняла около 15–20 минут медленным шагом. Со скал вид открывается красивый и интересный, жаль, что погода уже хмурилась перед сном. Тем не менее, закат был по расписанию

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Солнце пробило своей силой мощные покрывала туч и облаков, озарив золотым светом побережье. Очень эффектно и красиво.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Рекомендуемое время: 60< минут.
Цена билета: 0 $R.

По дороге обратно я уже еле переставлял ноги. Зашел в местный супермаркет. Цены не для слабонервных: французская булка — 1,5 доллара, долька арбуза (3 кг) — 4 доллара, сыр 100 гр. — 5–10 долларов и т. д. Походил, посмотрел и направился в сторону метро.

Возле станции орудует любопытная пара: молодая бразильянка и светлокожий хиппи европейской наружности устроили шоу мыльных пузырей. Созерцание бесплатно, а поучаствовать в этой художественной самодеятельности можно за 10 реалов. Действо смотрится красиво и необычно, прохожие улыбаются и останавливаются в ожидании экшена. Тут я задержался минут на 20, ребята стеснялись камер, и поймать кадр было сложно. Красивый конец дня получился.

Покажите мне Рио за 4 доллара, пожалуйста

Уставший и счастливый я ехал в метро. Глаза закрывались, а улыбка на лице не переставала меня выдавать за гринго. Возле метро я зашёл в магазин купить фруктов и сыра (манго, две маракуйи, вода, 100 гр. сыра и французская булка обошлись мне в 7 долларов).

Я вернулся в свой отель Hotel Regina. На ресепшен спросил, где в отеле сауна. Меня отправили на крышу.

Поднимаюсь. Свет везде выключен, все открыто. Администратора, конечно нет. В спа-зоне 4 гидромассажные ванны, беговые дорожки, турецкая сауна и телефон.

Звоню на ресепшен. Естественно меня не понимают, зовут старшего менеджера, который владеет английским. Он мне сообщает, что тут самообслуживание и весь СПА в моем распоряжении — бесплатно.

Недолго думая, включаю на разогрев сауну, гидромассажную ванну ставлю в режим заполнения воды, а сам иду на беговые дорожки. Горничная принесла халат и полотенца.

Так идеально всё бывает только в сказках. Сегодня в отеле не было горячей воды. Гидромассажная ванна заполнялась ледяной водой, а сауна максимум выжимала 70 градусов и нагревалась очень долго. Ну ладно, я не расстроился, так как валился с ног.

Конец дня я провел за просмотром бразильских сериалов, под которые, собственно, и уснул.

Вот таким бюджетным Рио-де-Жанейро я увидел сегодня. Продолжение следует.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм