Турист Дмитрий Бебех-Сафронов (bebeh2014)
Дмитрий Бебех-Сафронов — был 23 апреля 2021 12:41
бывалый турист

Гуанчжоу, Иу, Шанхай, Пекин — Китай Октябрь 2014

Начну с того, что меня никогда не тянуло в эту страну, да простят меня поклонники истории древнего Китая:). Однако, волею рабочей судьбы — пришлось. Две недели вдоль и поперек я изучал Пекин, Гуанчжоу, Иу и Шанхай. Сказать коротко — такого разбега от плюс бесконечности до минус бесконечности во всем — я не видел ни в одной стране. Хорошо это или плохо, я не разобрался до сих пор.

Первое и самое важное утверждение! Самостоятельным путешественникам в Китае без уверенного знания английского языка делать нечего! Вы не продвинетесь дальше аэропорта. Более того, даже знание английского не гарантирует безпроблемной поездки, ибо товарищи коммунисты китайского розлива, категорически не желают учить языки. Они даже друг друга не всегда понимают, учитывая разнообразие местных диалектов с привязкой к провинциям. В отелях формата Марриот и Хайят английский знает один из четырех администраторов ресепшн. Остальные его тоже знают, на уровне 4-х соотвествующих теме фраз. Шаг влево — шаг вправо от темы и круглые глаза тебе ответом. Уровень образованности населения в стране ниже критического уровня. Одним словом -дерееевня! На электронные переводчики не надейтесь. Их «перевод» с русского на китайский или английский ещё больше запутает вашего визави. Потому как не придумали ещё нормальных переводчиков! Банальную фразу «я хочу снять хороший номер в вашем отеле, сколько стоит?» они переведут примерно так «я есть хотеть иметь добро дом пожалуйста отель цена». Теперь о городах.

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Начну с Пекина. Архитектура города (по прилету) — напомнит вам Россию. Причем секторально. Сектор -Сызрань, сектор Тверская(Москва), сектор Химки(Москва), сектор Нижний Новгород и т. д. У меня сложилось полное ощущение, что архитекторы и застройщики Пекина и СССР были одни и те же. Строили хрущёвки и панельные многоэтажки на всей территории нашей страны, включая дружественный Китай. Вся эта архитерктура, затянутая в вечный смог, покрывающий город с утра до вечера — вызывает желание напиться и забыться. Все, как на периферии в РФ:) — унылое г…о. Это крайне удивляет и расстраивает, потому как ждёшь дворцов из кинолент, китайскую стену, фонариков и прочего декора в экзотическом стиле. Всё это безусловно есть, но, до всего этого нужно долго ехать/идти, а в некоторых случаях даже лететь местными авиалиниями.

Второе разочарование- жуткая антисанитария и грязь. Везде и всюду! Египтяне на этом фоне — эталон чистоты! Всю поездку меня не покидало желание помыться (при том, что душ днем и вечером — мой обязательный ритуал, но здесь, душ хотелось носить с собой). Выход из положения — многочисленные антибактериальные салфетки и гели, купленные заранее. Каждому туристу власти страны предлагают позитивно-активное развлечение - квест "найди урну"!)). В качестве приза - внутренне ощущение своей культуры)). Ибо в большинстве случаев - Вам придётся выкидывать мусор прямо на мостовую и внутренне сгорать от стыда. Объясненение простое - у властей нет достаточных бюджетов для обслуживания урн и вывоза мусора. Поэтому, их просто не ставят), в том объёме, которого требует такая густонаселённая страна.

Еда — у меня есть любимая поговорка — «если местная кухня будет плохой — всегда есть выход — макдоналдс». К сожалению, в Китае она не сработала. На популярные брэнды фастфуда — KFC/Macdonalds/Burger King — у братьев наших меньших, свой, креативно-спорный взгляд. Перевожу на русский — неудачная пародия, которую невозможно есть. Более того, я был в шоке, увидев, что по ночам эти фастфуды повсеместно превращаются в ночлежки для бомжей и всякого отребья. Заходишь - штын такой, хоть топор вешай, а администраторы и ухом не ведут. В дополнении хочу сказать, что в стране серьёзная проблема с туалетами. В тех же фастфудах они встречаются реже, чем Киркоров в метро!))) С чем связано непонятно, но русская пословица - "макдоналдс - это не только еда, но и бесплатный туалет с wi-fi" тут не работает. Чтобы найти WC - вам придётся серьёзно побегать. Конечно, в стране есть муниципальные туалеты, относительно чистые и вменяемые. Их немало разбросано по городу, но по закону подлости в самый нужный момент)), попробуй найди!)) Отдельной строкой хочу сказать про туалеты для девушек. В большинстве случаев(об отелях 5 звёзд речи не идёт) - это "дырки в полу", по принципу совковых привокзальных туалетов 90-х (об отелях 5 звёзд речи не идёт). Жена была в шоке!) После такой темы, возвращаюсь к питанию.)  Дорогие рестораны. И тут подвох. Из всего меню — 3 единственных блюда, которые можно смело брать — пекинская утка, лобстеры и мясные стейки в любом варианте. Остальные пункты меню -лотерея, приз в которой в 9 случаях из 10- прием мизима и эспумизана вечером. Относительно дешёвый вариант еды, подходящий к европейскому формату и условно бюджетному кошельку — СтарБакс — бутерброды и салаты, и некоторые кофейни а-ля «кофе хаус» и «шоколадница», которые ещё надо найти.). Лучший вариант — питаться в отеле максимально приближённой и адаптированной, привычной, европейской пищей, переплачивая конечно, но зато, с гарантией качества.

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Кстати, о ценах. «Китай — дешёвая страна с советскими ценниками» — ЭТО МИФ, с поправкой. Дешево только на мелкооптовых базах(рынках) в захолустных районах, в которые, даже местные не всегда знают дорогу. В остальном — цены на порядок выше Москвы! Конечно, свою роль тут сыграл наш доллар. Если считать любой прайс по курсу 33, то в некоторых случаях дороже у нас, а если по 43, то во всех случаях дороже у них. Вот такой парадокс. В итоге, каждая трата, от покупки билета в зоопарк и оплаты такси до покупки сигарет и кофе становится — золотой (на фоне привычных, российских цен). Пример — средняя цена капучино — 130р-150р в Москве. В «марриоте», если считать по курсу 33 — 187р, если по 43, то по факту одна чашка кофе обойдётся вам в 244р. И так везде и во всём!

Отдельно хочу сказать про кофе. Друзья-кофеманы! Это полный аллес, готовьтесь к тому, что даже в дорогих ресторанах — кофе отсутствует, как факт! Местные настолько помешаны на чае, что категорически не признают кофе и пофигу им, что ты привык. Совет: ищите в супермаркетах — кофе в фильтрах, выглядит и заваривается как чай в пакетиках, зато натуральный, а не химический нескафе. Также беда с сигаретами. Местный табак — сено и солома, курить невозможно. Запасайтесь блоками перед поездкой. Из привычных марок сигарет — мальборо, давидофф и кент. Остальное надо искать, я не нашёл.

Подробнее об отелях. В них, как и в самой стране, нет ярко выраженного среднего класса! Или «пятёрки», желательно именные, или откровенное г…о. Причем, даже в случае с пятерками, их надо тщательно выбирать на букинге, потому как заявленные звезды/имя/фото не всегда соотвествуют реальности. Пример — присловутый «Марриот» в Пекине. Старый, обшарпанный и грязный. Безусловно, лет 15 назад, он реально был крутым, как по интерьеру, так и по факту. Но время никого не щадит и сейчас он напоминает кадры начала фильма Кэмрона «Титаник», разложившегося на дне и с помощью графики возвращающемуся к былому величию. При том, что ценники остались прежними. Ориентируйтесь, на 7–9 тыс за ночь минимум!(за более-менее вменяемый отель). Ниже будет ужас! И только центр города! Иначе отель может быть хорошим, но расположение у помойки слева и забегаловки со скорпионами справа, запах от которой вас будет сопровождать всю ночь. Хочу категорически предостеречь Вас от дегустации пищи в таких забегаловках. Жесточайшее отравление гарантировано. Мой коллега решил проэкспериментировать и засел на 2 дня в больнице, где его, надо отдать должное местной медицине(!), относительно быстро и профессионально вернули к жизни.

В Пекине — я сменил три отеля. Первый — Хилтон, был как раз такой, уехал посредине ночи. Попытка сэкономить не удалась). Приехал в «СанВорд Династи» в самом центре, все хорошо, но у номеров нет окон! Переехал в «Краун Плаза» напротив, успокоился. При возврате в Пекин, после путешествий внутри страны решил поэксперементировать и заехал в Марриот. Через два дня шоковой терапии из разряда «неужели это Марриот?!??«вернулся в «Краун Плаза». (В Шанхае и Иу ситуация несколько другая - отели относительно новые и с размахом). Также, хочу сказать, что во всех реальных "пятёрках", приятным и бесплатным допом идёт фитнесс-центр с неограниченным посещением, где вас ждёт хороший бассейн, джакузи и раздельные(что печально, если вы вдвоём с девушкой) сауны. Халаты, тапочки, всякие принадлежности типа расчёсок,фена, гелей,шампуней и прочего, включая электрочайник с кофе,чаем,сахаром и минибаром, также в комплекте. Румсервис работает и предлагает евпропейское меню. Заселившись в 2 ночи - голодными не останетесь.

Отдельный спич по наличию WI-FI в. отелях. Внимательно! Изучайте описание отеля. Первое! Вай-фай есть далеко не во всех отелях, я имею ввиду в номерах!!! На лобби везде, но в номерах — надо поискать. Потому, как-либо там будет шнур и попробуй его засунуть в айпад, либо его не будет вовсе, либо он будет платным! Да-да! Не удивляйтесь! Так что внимательно читайте описание отеля и его услуг. Также, обратите внимание, что всякие ютьюбы, фейсбуки и прочие поп-ресурсы — в стоп-листе. Выражаясь проще, вы в них не зайдёте! Причина — ограниченнно цензурой КНР! У меня открывался только вконтакте. Интстаграмм открывался через раз и со сбоями. А просмотр кино/телепрограмм случался только на украинских хостингах. Почему то. На телевизор не надейтесь - русских каналов там нет. Цензура.

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Теперь внимание! Важная информация! Особенно, для владельцев кредиток! Каждый отель, при заезде берёт оплату на заявленный срок + депозит, на случай, если вы сожжёте отель)). Это нормально. Ненормально другое. Отель не списывает заявленные средства на вашей карте, а блокирует их! Списание происходит по факту чек-аута. И тут возникает проблема! Отель отменяет блокировку депозита+оплаты, сделанной в день заезда, и проводит новую трансакцию по списанию фактически истраченных вами средств. Всё хорошо, кроме того, что российские банки видят отмену этой блокировки в период от 10 до 45 рабочих дней! Таким образом, заблокированная у вас на карте сумма как бы есть, но пользоваться ей вы сможете только тогда, когда ваш банк соизволит её разблокировать. Из-за такой мелочи, я умудрился не улететь обратно и ещё два дня сидел в Пекине, названивая в Москву, чтобы разблокировали суммы. Нал был потрачен, а безнала нет. Ирония судьбы — 50 т.р. на карте, а я не могу рассчитаться с отелем, потому что банк не снял с них блокировку! Полный аллес! Поэтому совет! Депозит при заезде — оплачивайте налом и только налом! Если потом, при чек ауте захотите расплатиться картой, вам вернут нал и проведут оплату безналом. Данная тема касается всех, в том числе, владельцев золотых безлимиток)). Причина проста-отель может тупо забыть провести отмену блокировки, либо сделать это неправильно. Сумма будет висеть до бесконечности. И отель её не сможет забрать и вы пользоваться.

Идём далее. Приезжая в Китай — оставляйте дома всю свою обувь! Всю! Даже если, вы арендуете лимузин с водителем на весь срок пребывания — всё равно вам придётся очень много ходить, очень!!! И спасут вас от очень болезненных ощущений в ногах и суставах только професиональные кроссовки, повторюсь, профессиональные!!! Те, которые, даже в брэндовых магазинах Москвы не всегда найти можно. Поэтому, их проще купить тут. Суперсовременные технологии и последние достижения в этом направлении — в любом магазине Китая. Тут все ходят в кроссовках, выбор колоссален! Настоящие адидас, рибок, найк, пума и т. д. Стоимость в среднем 7,5 -10 тысяч рублей за пару, но они стоят того! Ноги сказали спасибо)).

Также, выходя из отеля, не забывайте просить консьержа выдать вам визитку вашего отеля и бумажку с написанием на китайском языке места в которое вы собрались, желательно с адресом. Причина проста- таксисты в принципе не знают английский и не всегда хорошо знают город! Вообще! Поэтому, чтобы он привёз вас в нужное место и главное, чтобы вы потом вернулись обратно — не забывайте об этом!

Такси в Китае это вообще отдельная тема. Много людей пишет, что оно дешёвое. Де-юре — да, де-факто — это очередной миф! Поясню. Они запросто могут вам «сказать», что это далеко и они не поедут(я был в шоке), либо, что это близко и они тем более не поедут! Ну как «сказать»), показать)) на пальцах! Либо молча захлопнуть дверь перед носом и уехать! Один раз я — 1ч 20 минут ловил такси! Либо отказывались везти, потому, что далеко, либо заряжали ценник «с потолка», либо меня буквально отталкивали от такси местные долбоящеры. И это отдельная тема). Финализируя скажу так — средняя поездка должна стоить 180р-200р, а будет стоить 750р-800р, и это в среднем.

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Теперь о китайцах. Кто сказал, что они улыбчивые, гостеипримные и открытые?! Ни фига подобного! В городе они злые, оборзевшие быдло-колхозники, которые могут запросто оттолкнуть вас от такси или влезть перед вами в очереди в кофейне, а потом ещё и наорать, при попытке показать им, что они не правы и ты тут стоял первым. Эта первая страна, где мне хотелось «вдарить с ноги», в среднем, один раз в час! Не преувеличиваю совершенно.(под конец поездки, я таки не удержался. Местная мадам влезла, вперёд, я попытался вежливо показать, что я тут стоял первым, а в ответ на это получил удар двумя руками в грудь и истеричные вопли на местном наречии. Я озверел, схватил её за шкирку и протащив в воздухе до выхода, выкинул за дверь. Местные сделали вид, что не заметили, что меня тоже удивило. Реально, даже ухом не повели). И тут мы переходим к местной власти. Сколько страшилок я начитался перед поездкой, туда не ходи, сюда не ходи, тут не кури и т. д. Оштрафуют, посадят, расстреляют и т. п. Опять же — миф. Курил, где хотел, делал, что хотел, полицейские отворачивались и делали вид, что не замечают. Один раз, в качестве эксперимента — закурил в закрытом океанариуме! Ноль реакции! Только косые взгляды! Сделал вывод, что есть внутреннее распоряжение — туристов не трогать. Трогают наверно, только уж совсем в крайних случаях -«из ряда вон выходящих». Опять же случай в кофейне, когда я вышел, выкинутая мною мадам, активно втирала свою точку зрения стоящему рядом полицейскому, который глянул на меня один раз и отвернулся. Я спокойно ушёл.

Продолжу. Достопримечательности Пекина. Те самые дворцы, которыми окружён Пекин, лично меня не прельщали и я там не был. Не люблю я историческо-топографические экскурсии. Но, судя по отзывам тех, кто был, их не спасали даже кроссовки. Ноги болели жутко. Потому, что сначала ты долго до них едешь, а потом много и долго по ним ходишь. Иной раз дня не хватает, чтобы обойти один объект полностью. Как пример, посещённый мной, пекинский зоопарк и океанариум. С 10–30 до 19–00 быстрым шагом, я не смог его обойти полностью! Нереальная территория и лучшее, что я видел до этого момента! Уникальная и не побоюсь этого слова, эксклюзивная, подборка зверей, которых я нигде не встречал. От носорога и гиппопотама до местных символов — красной и чёрно-белой панды, включая коаллу и т. д. Зоопарк однозначно 5++! Океанариум меня тоже добил отдельным, прозрачным аквариумом(!) с двумя белухами! Я в осадок выпал — зрелище впечатляющее! Дельфины всех видов(!), а не стандартные афалины, и т. д. Тоже 5++. По ценам на входной билет - зоопарк около 5-ки, и хэппи волли, аналогично. На двоих.

Пекинский диснейлэнд — «Хэппи Волли», на фоне реального и даже, на фоне «Порт Аветура» в Испании — «детский сад штаны на лямках», однако пару горок меня реально впечатлило. Особенно, горка «сумасшедший гонщик» — качественный микс аттракциона «Формула Росса» из «Феррари Ворд» в Абу-Даби и «Золотого Дракона» из «Порт Авентура» в Испании. За несколько секунд тебя разгоняют до 275 км/ч (привет Формула Росса) и запускают на сумасшедшие петли (привет Золотому Дракону в Порт Авентура). Катался раз 10. Ощущения непередаваемые! 5++. Криков почти нет — потому, как не успеваешь открыть рот)).

Отдельно скажу по великой китайской стене. Ехать около 2 часов на такси. Далеко за пределы Пекина. Местные таксисты принципиально не едут свыше 70–80 км/ч. Поездка стоит около 2000р туда и минимум 3000р обратно. Таксисты — ушлые ребята и прекрасно понимают ситуацию. Плюс билет, плюс подъёмник, ибо пешком замучаетесь подниматься, и вот она — великая китайская стена. Груда кирпичей и жуткий ветер! Ради красивого вида — пилить туда — удовольствие сомнительное. Поездка туда на двоих с обедом, обошлась в 10-ку рублей. Оччень спорная экскурсия. Фото внизу — метро. Технологичнее Москвы, но хуже Дубаев. Внимание! - Цена билета на местное метро варьируется в зависимости от мест назначение. Принцип Москвы- купил билет по фикспрайсу и катайся целый день по всем веткам - не работает! Ты должен чётко понимать сколько пересадок тебе надо сделать и на какую станцию приехать. От этого складывается конечная цена. Иначе, ты просто не выйдешь из метро - на выходе нужно прикладывать карту к считывателю, чтобы двери открылись на выход. А для того, чтобы купить и выбрать билеты в терминале(кассирш нет), опять же нужен английский и соображалка, ибо разработчику навигации интерфейса терминала надо руки оторвать и засунуть поглубже.

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Финализируя тему про Пекин. Грязно, дорого, бессмысленно. В целом. Если прилетать, то транзитом, либо на пару дней ознакомиться с описанными экскурсиями. А отдыхать в Китае можно и нужно только в двух городах. Шанхай и Гонконг. Об этом далее.

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Если Пекин — это «чёрти что и сбоку бантик», то Шанхай — это современный мегаполис формата Дубаев. Тут реально есть где жить и что смотреть. Шикарные отели-небоскребы, где тебя бесплатно, по желанию, закинут на самый верхний этаж с понорамными стёклами, где город будет как на ладони. Для ТАКОГО уровня номеров -ценник в 9–11 тыс за ночь — копейки. Сравнить могу с Бурж Халифа в Дубаях, где за ночь я заплатил в 4,5 раза больше за похожий номер. Обязательно поплавайте ночью на яхте и поднимитесь на небоскрёбы с центре, а также посетите местную телебашню с музеем истории китая, воплощённым в восковых интерактиных фигурах/декорациях, а также не забудьте остаться на вечернее лазерное 3D-шоу у её подножия — это реально круто! Также, не забудьте про уникальное развлечение, на которое я не успел попасть, "подводное метро". Вы перемещаетесь в тоннеле, проложенном под рекой с одного берега на другой в специальной стеклянной капсуле. Друзья прокатились и показали видео. Это круто. Вы, как в компьютерной игре, едете по тоннелю, завешенному по всему периметру led-мониторами, на которых проигрываются футуристические, разноцветные, графические рисунки. При движении это создаёт непередаваемый эффект присутствия в компьютерной игре. Цену сказать не могу, не спрашивал). Идём далее.  Шанхай более цивилизованный город, относительно Пекина, однако все правила поведения, описанные выше действуют и там. Информаия впроброс - устрицы(!) продают в обычных забегаловках "а-ля у Вазгена" по цене примерно 100р за 1 шт. Я был в шоке!)) Далее. Местный «хэппи волли», зоопарк и океанариум, не идут ни в какое сравнение с Пекинскими, что странно. Они более локальные, менее интересные и без изюминок. Отдельной строкой, хочу отметить уникальное «развлечение» — поездку на скорости 400 км/м на знаменитом поезде «Маглев» на магнитной подушке. Ходит он до аэропорта и обратно. Своего рода, наш аэроэкспресс до Шарика. Ходит почему то, один раз в день туда и один раз в день обратно. В остальное время, тоже ходят «Маглевы», но другие. Максимальная скорость 300 км/ч. Разница принципиальна. Поездку на нём можно рассматривать как отдельную экскурсию, в том случае, если вы прилетели местными авиалиниями в местный же аэропорт, например из того же Пекина, либо как способ добраться до города из основного а/п Шанхая, это в том случае, если Вы прилетали напрямую из России. Дело в том, что Маглевы катаются только в интернациональный а/п. Местный находится в другой стороне. Цена на одного туда-обратно 2 870р в ВИПе. И это того стоит! В продолжении темы - хочу сказать про местные ж/д вокзалы. Постарайтесь, ими не пользоваться)). Это тааакое аццкое место, что попахивает в прямом смысле чистилищем.)) Грязь и массовая иммиграция китайцев между регионами оставит неизгладимое ощущение в вашей памяти! Про поезда вообще молчу. Воспользовался перемещением поезда с литерой G, это самый скоростной магистральный поезд в Китае, но билетов в первый класс мне не досталось(раскупили), пришлось ограничится вторым, потому что надо было ехать. Ох, как я пожалел об этом!! Чтобы ощутить гамму моих эмоций - приезжайте на "Садовод" и постойте, где-нибудь в эпицентре (уличных)открытых павильонов полчаса. Один в один.

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Вернусь к еде! Ужин в отелях 5 звезд — шведский стол на двоих обойдётся ориентировочно в 5000р за раз. Это того стоит! Вам будут предложены все виды мяса и рыбы в разных вариациях исполнения, но главное(!), у вас будет неограниченный доступ в неограниченном количестве к устрицам, мидиям, гребешкам, королевским креветкам и лобстерам!!! Свежайшим!!   Я только ими и питался!). Наглел до такой степени, что сразу забирал блюдо, чтоб не бегать 10 раз)). Местные были в шоке). Ну не могли они осознать, что количество съденных за один ужин устриц и лобстеров отбивает авиабилет москва-пекин-москва, если считать по ценам Москвы и того же Парижа. Фото внизу.(Для математиков - средняя цена 1 устрицы в Москве 1500р, за один ужин я съедал в среднем 17 штук, умножаем, получаем 25 500р. Средняя цена 1,5 килограммогого лобстера в Москве - 5000р, я съедал их в среднем штук 12 за ужин, умножаем, получаем 60 000р. Складываем, получаем стоимость одного ужина, не считая в огромных количествах мидий, гребешков,королевских креветок, дорадо на гриле и прочих си фуд, а также хаммона, сыра бри, свежайших фруктов и восхитительных фрэшев - 85 500р и это(!!) за 2500р на одного!!! КОММУНИЗМ В ДЕЙСТВИИ))))!!

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Аренда так называемых лимузин-каров с водителем, в Пекине — это будет Ауди А6 и А8, мерседес С и Е, выпуска 2007- 2010 г., в лучшем случае, а стоят как S-класс в Москве. Варианты из разряда линкольнов, бентли и роллс ройсов — вообще заоблачные цифры и в Пекине их днём с огнём не найдёшь, в отличии от Шанхая.

Китай — инструкция к применению. Реальность и мифы

Допом. Реально качественные реплики общеизвестных брэндов одежды, обуви и прочего ищите в Гуанчжоу - примерно 2 часа лёта от Пекина. В Пекине и Шанхае — искать бесполезно. Тут продаются либо оочень дорогие оригиналы, либо ужасающего качества реплики. По Иу и Гуанчжоу тезисно. Гуанчжоу — город-рынок, «бооольшой рынок» всего и везде, Иу — бооольшая фабрично-заводская провинция.

Валюта. Старайтесь менять рубли на юани уже в России. На месте замучаетесь. Во-первых, в банках категорически не говорят на английском и даже язык жестов не помогает. Я обошёл 9 банков(!!) и только в 10-м мне "сделали одолжение", небрежно показав в сторону кассы и там, также небрежно оформили сделку по конвертации "каких-то вшивых 4000$" на юани. И это при том, что для 90% местных это целое состояние! Я был в глубочайшем осадке! Так же, надо учитывать, что курс доллары/юани там прыгает ежедневно! Утром 5.8, к вечеру 6,2 , а на следующее утро 5,67. И так по кругу. С чем связана такая чехарда неясно. Поменять рубли на юани в Китае можно, но очень сложно. Не рискуйте. В а/п меняйте только деньги для расплаты в такси. Курс в а/п, как обычно низкий и комиссия 10$ за любой обмен. Не поменять тоже нельзя- таксисты не принимают доллары. Также, рассчитывайте свои траты заранее. Хотя бы примерно. Тут лучше "недоменять", чем "пере". Потому, что если останутся юани, сконвертировать их обратно в доллары практически невозможно.

Аэропорт! Внимание! Все зажигалки, в том числе зиппо - на выброс. Как на местных, так и на интернациональных перелётах. И главное! У вас есть батарейки и аккумуляторы?! Прощайтесь с ними! Даже в багаже! Глазастая таможня с удовольствием вскроет ваш запакованный чемодан, отправленный в багаж и выкинет их нафиг. Попытки объяснить, что этот аккумулятор для допзарядки телефона/планшета стоит 200$, ни к чему не приведут! Выкинут без сожаления!  Более того, ни в коем случае не кладите в багаж магниты на холодильник!! Тоже вскроют!! Он просвечивается, как аккумулятор. Везите их с собой в ручной клади. Провоз разрешён.

Вот как бы и всё. Если будут вопросы — обращайтесь — отвечу.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм