Пинакотека Ватикана

Третья и завершающая часть рассказа посещенных мной музеев Ватикана. После того как я вышел из Апостольского дворца я осознал что не видел ни картин Рафаэля, ни Леонардо, ни Караваджо все эти картины ранее висели в аппартаментах Борджиа, а сейчас перебрались в залы Пинакотеки Ватикана. Найти саму Пинакотеку не так то просто, я уже ранее упоминал о крайне скудной навигации в музеях Ватикана (по факту есть только указатель к Сикстинской капелле), но указателя к Пинакотки просто не было. Я спросил у продавца сувениров — где, мне сказали «выйдешь и направо». Только вот вышел я на улицу в Ватикан.

3
Пинакотека Ватикана
2
Пинакотека Ватикана

Пинакотека в этом здании, а вход оказывается на втором этаже, надо подняться по лестнице наверх, но указателей попросту нет. Что же такое «пинакотека»? Название происходит от греческого слова pinakes, обозначающего рисованные таблички из дерева или обожженной глины, первые образцы живописи великих мастеров Древней Греции. Впоследствии этот обычай был перенят римлянами. Работы известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и общественных зданиях. Двери античных пинакотек открывались только от случая к случаю, в основном, для демонстрации престижа и богатства владельцев — совсем не похоже на нынешние музеи.

1
Пинакотека Ватикана

Ватиканская пинакотека (коллекция произведений живописи, открытая для посещения) была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 году многие из картин были отправлены по приказу Наполеона Бонапарта в Париж. В 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан.

Картины ватиканской пинакотеки размещались в папских покоях, неоднократно перемещаясь из одного помещения в другое, до тех пор, пока не были размещены в одном из крыльев Бельведерского дворца, где 19 марта 1908 года состоялось торжественное открытие пинакотеки для публики. В 1932 году для пинакотеки по заказу папы Пия XI было построено новое здание (архитектор Л. Бельтрами), где она размещается по настоящее время. Открытие пинакотеки в новом здании состоялось 27 октября 1932 года.

Особый интерес заключался в том что в 2017 году в Третьяковской галерее проходила выставка Шедевры Ватикана, вызвавшая большой ажиотаж. Снимать там было нельзя, но некоторые картины в воспоминаниях осталось.

2
Пинакотека Ватикана

Триптих итальянского художника Джотто, датируемый ок. 1320 годом. Он был заказан кардиналом Джакомо Гаэтани Стефанески в качестве запрестольного образа для одного из алтарей Старой базилики Святого Петра в Риме. Сейчас он находится в Ватиканской пинакотеке, в Риме.

Центральная панель изображает Святого Петра на троне в окружении святых, а сам кардинал Стефанески стоит на коленях справа от Петра, предлагая этот алтарный образ в уменьшенном размере. Святые Иаков и Павел находятся на левой панели, а Иоанн Богослов и Андрей — справа. Задняя главная (центральная) панель изображает Христа на троне в окружении ангелов и коленопреклоненного кардинала Стефанески у его правой ноги. На левой панели мы видим распятие Петра, а справа — обезглавливание святого Павла. На пределле изображены Богородица с Младенцем в окружении ангелов в центре и стоящих фигур 12 апостолов по бокам.

2
Пинакотека Ватикана
1
Пинакотека Ватикана

Фреска Мелоццо да Форли — «Сикст IV основывает Ватиканскую библиотеку», фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли.

2
Пинакотека Ватикана

Три картины Рафаэля. С левой стороны Мадонна из Фолиньо выполненная 1511—1512 гг. Сначала написана на деревянной панели, позже она была перенесена на холст. Картина была выполнена для Сигизмондо де Конти, камергера папы Юлия II. Была помещена на главный алтарь Санта-Мария-ин-Аракоэли на Капитолийском холме в Риме, церкви, в которой Сигизмондо был похоронен в 1512 году.

Картина представляет собой sacra conversazione, где святые фигуры, кажется, ведут беседу и вовлекают аудиторию в свое обсуждение. Вместо того, чтобы сидеть под балдахином в умбрийском или флорентийском стиле, Богородица восседает на облаках, обнимая Иисуса, в окружении ангелов. Они смотрят сверху вниз на Сигизмондо де Конти, стоящего на коленях в красной, подбитой мехом накидке. Конти представлен святым Иеронимом справа со своим львом, взывающим к защите Девы Марии. Слева изображены коленопреклоненные святой Франциск Ассизский и святой Иоанн Креститель, которые стоят и одеты в тунику из шкур. Когда святой Иоанн указывает на Иисуса, он явно смотрит на нас, притягивая к себе, в то время как святой Франциск указывает на нас и смотрит на Младенца Христа. Между мужчинами находится ангел, соединяющий святых земли с Небесным воинством. За ними расположены башни Фолиньо.

Картина справа Алтарный образ дельи Одди, который является алтарным изображением Коронации Богородицы, написанным в 1502–1504 годах также Рафаэлем. Действие картины происходят в двух связанных сценах, одна на небесах, а другая на земле. Вверху на коронации изображена Дева, коронуемая Иисусом, в то время как ангелы играют музыку; в то время как ниже в разделе изображены апостолы, собирающиеся вокруг пустой могилы Марии, чье тело было вознесено на небеса неповрежденным. Святой Томас держит в руках пояс, который Мария сбросила ему в знак своего успения. Святые поднимают глаза на небесное зрелище.

1
Пинакотека Ватикана

Картина по центру Преображение — последняя картина написанная Рафаэлем. Кардинал Джулио де Медичи, который позже стал папой Климентом VII (1523–1534), заказал работу, задуманную как алтарь для Нарбоннского собора во Франции. Рафаэль работал над ней в годы, предшествовавшие его смерти в 1520 году. Картина иллюстрирует развитие Рафаэля как художника и кульминацию его карьеры.

На картине Рафаэля изображены два последовательных, но разных библейских повествования из Евангелия от Матфея, также связанных с Евангелием от Марка. В первом, самом Преображении Христа, Моисей и Илия предстают перед преображенным Христом в сопровождении Петра, Иакова и Иоанна. Во втором эпизоде апостолам не удается вылечить мальчика от демонов и они ждут возвращения Христа. В верхнем регистре картины изображено само Преображение (на горе Фавор, согласно традиции), с преображенным Христом, парящим на фоне освещенных облаков, между пророками Моисеем, справа, и Илией, слева, с которыми он беседует. Две фигуры, стоящие на коленях слева, обычно идентифицируются как Юстус и пастор, которые разделили 6 августа как праздничный день с праздником Преображения. Эти святые были покровителями архиепископства Медичи и собора, для которого предназначалась картина. Также было высказано предположение, что фигуры могут представлять мучеников Святого Фелициссимуса и святого Агапита, память которых отмечена в молитвеннике в праздник Преображения Господня.

В нижнем регистре Рафаэль изображает апостолов, пытающихся освободить одержимого мальчика от его демонической одержимости. Они не могут вылечить больного ребенка до прибытия недавно преображенного Христа, который совершает чудо. Юноша больше не лежит ниц после припадка, а стоит на ногах, и его рот открыт, что сигнализирует об уходе демонического духа. В качестве своей последней работы перед смертью Рафаэль соединяет две сцены вместе как свое последнее свидетельство целительной силы преображенного Христа. Согласно Гете: «Двое едины: ниже страдания, нужда, выше действенной силы, помощь. Каждый влияет на другого, оба взаимодействуют друг с другом.

Картина долгое время считалась лучшим произведением Рафаэля, с неё было сделано много репродукций, а Наполеон увез её в Париж как трофей Итальянской кампании, но слава угасла в конце 19 века уступив место другой знаменитой картине Рафаэля — Сикстинская мадонна.

2
Пинакотека Ватикана

Также в зале выставлены «Гобелены Рафаэля» цикл из десяти гобеленов, выполненных по проекту Рафаэля Санти в мастерской Питера ван Эльста в Брюсселе примерно с 1515 по 1519 год для показа в Сикстинской капелле в Ватикане. Все гобелены сохранились и хранятся в картинной галерее Ватикана.

2
Пинакотека Ватикана

Святой Иероним в пустыне — это незаконченная картина итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, датированная ок. 1480–1490. Композиция картины нанесена монохромно на загрунтованную деревянную панель. В неизвестную дату после смерти Леонардо панель была разрезана на пять частей, прежде чем в конечном итоге была восстановлена в своем первоначальном виде (за вычетом очень маленького треугольника).

Набросок маслом незаконченной картины изображает святого Иеронима в преклонном возрасте во время его уединения в Сирийской пустыне, где он вел жизнь отшельника. Святой стоит на коленях среди скалистого пейзажа, глядя на распятие, которое можно различить, слабо нарисованное в крайнем правом углу картины. В правой руке Иероним держит камень, которым его традиционно изображают бьющим себя в грудь в знак покаяния. У его ног лев, который стал верным товарищем после того, как он извлек колючку из его лапы. Лев, камень и кардинальская шапка являются традиционными атрибутами святого.

В левой части панели на заднем плане изображен далекий пейзаж озера, окруженного отвесными горами, окутанными туманом. С правой стороны единственная различимая деталь — это слабо очерченная церковь, видимая через отверстие в скалах. Присутствие церкви может указывать на положение Иеронима в Западном христианстве как одного из Учителей Церкви.

2
Пинакотека Ватикана

Джованни Беллини. «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной» (1471–1474).

2
Пинакотека Ватикана

Караваджо создал в 1603–1604 годах один из своих самых знаменитых алтарных образов, «Снятие с креста», для второй часовни справа в Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза-Нуова), церкви, построенной для Оратория Святого Филиппа Нери. Копия картины сейчас находится в часовне, а оригинал — в Ватиканской пинакотеке.

Эта картина в стиле контрреформации — с диагональным каскадом скорбящих и несущих покойника людей, спускающихся к безжизненному телу Христа, лежащему на голом камне, это не момент преображения, а момент скорби. В отличие от кровавого после распятия Иисуса в испанских изображениях, итальянские изображения Христа после смерти, как правило бескровно, и их тела принимают геометрически сложные позы. Словно подчеркивая неспособность мертвого Христа чувствовать боль, чья-то рука проникает в рану на его боку. Его тело скорее напоминает мускулистого, жилистого, крепко сложенного рабочего, чем обычного худощавого человека.

2
Пинакотека Ватикана

Боццетти (гипсовые модели) статуй ангелов для Элиева моста работы Джованни Лоренцо Бернини (1669), которые я как раз не увидел из-за ремонта.

4
Пинакотека Ватикана

Временная выставка произведений из майолики.

3
Пинакотека Ватикана

«Оплакивание Христа», или «Ватиканская Пьета́», — одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося художника эпохи Возрождения, скульптора Микеланджело Буонарроти. Композиция Пьета была создана 24-летним скульптором из мрамора в 1499 году. Хранится в Соборе святого Петра в Ватикане. Но видимо из за ремонта в Соборе была выставлена копия, а оригинал был помещен в музей. Высота скульптурной группы изображающей Деву Марию и тело Иисуса Христа. Микеланджело в своём произведении следовал средневековой иконографии композиционного типа «Горизонтальных оплакиваний» (лат. Pietas Horizontalis), в которых тело Христа изображали горизонтально распростёртым на коленях Девы Марии. Идеи сдержанной скорби нашли выражение в просветлённом созерцательном настроении, выраженном посредством необычайно тонкой моделировки мрамора, который Микеланджело отполировал до блеска, что довольно необычно для его раннего творчества. Особенно прекрасен одухотворённый лик Мадонны, который часто сравнивают с другим, следующим произведением скульптора — Мадонной Брюгге. Микеланджело сознательно усилил контраст обнажённого тела Сына и задрапированной фигуры Матери. Богатство пластики складок одеяния Богоматери контрастирует с безжизненной пластикой мёртвого тела Христа.

2
Пинакотека Ватикана

Несмотря на небольшой размер Пинакотека очень впечатляет, здесь собраны настоящие шедевры мировой истории. И тем более удивительно что многие посетители Музеев Ватикана проходят мимо неё.

Ну, а завершая рассказ про музеи Ватикана нельзя не упомянуть эффектный выход из музеев.

7
Пинакотека Ватикана

Лестница Браманте — это двойная винтовая лестница, спроектированная Джузеппе Момо в 1932 году. Лестница состоит из двух частей, двойной спирали, и имеет небольшой уклон, являясь ступенчатым пандусом, а не настоящей лестницей. Он окружает внешнюю стену лестничного колодца шириной около пятнадцати метров (49 футов) с свободным пространством в центре. Балюстрада вокруг пандуса выполнена из металла с витиеватой обработкой.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музеи Ватикана