Апостольский дворец

Во второй части рассказа о Музеях Ватикана речь пойдет о Станцах Рафаэля, Аппартаментах Борджиа и Сикстинской капелле.

2
Апостольский дворец

После галереи канделябров, о которых я написал в предыдущем посте про Музеи Ватикана начинается галерея Арацци (шпалер). Здесь выставлены десять фламандских шпалер, созданных по картонам учеников Рафаэля на Брюссельской мануфактуре Питера ван Альста.

2
Апостольский дворец
2
Апостольский дворец

Шпалеры были вывешены в Сикстинской капелле в 1531 году, а в 1838 году были перенесены в эту галерею. Правда Знаменитые шпалеры «Деяния апостолов», вытканные по картонам Рафаэля для Сикстинской капеллы хранятся в отдельном зале Пинакотеки.

2
Апостольский дворец

Следующей идет Галерея географических карт.

2
Апостольский дворец

Галерея возникла в 1578–1580 годах, для чего западное крыло Бельведера было увеличено на один этаж под руководством архитектора Папского дворца (с 1577 года) Оттавиано Маскерино (итал. Ottaviano Mascherino). Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII. На некоторых картах показаны виды отдельных городов, островов и владений церкви. Здесь также представлены карта Авиньона (Франция), в прошлом резиденция пап, а также карты Сицилии, Сардинии и Корсики, которые в то время контролировались Испанией, сцены осады Мальты османами, сражения с османами у входа в Патрасский залив при Лепанто и крупномасштабные карты морских республик Генуи и Венеции.

2
Апостольский дворец

1 из 6

Подробные карты были сделаны по заказу папы Григория XIII в. мастерской картографа и математика Иньяцио Данти из Перуджи для украшения стен дворца. Их изготовление заняло 3 года (1580–1583 года). На карты нанесены не только географические данные, но также исторические события, памятники и особенности изображённых мест, моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами. Зал разделён на 17 частей, карты расположены с севера на юг; потолок украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками. Галерея разделяет географию Италии на две стороны — одну омывает Тирренское и Лигурийское море, другую — Адриатическое.

1
Апостольский дворец

Подобное оформление помещений можно найти во флорентийском Палаццо Веккьо, в Зале глобуса (итал. Sala del Mappamondo), где я тоже побывал парой дней спустя.

2
Апостольский дворец

Зал Непорочного зачатия, расписанный и украшенный в честь провозглашения Папой Пием IX соответствующего догмата. Догмат был принят в 1854 году. Этот зал располагается до Станцев.

1
Апостольский дворец
1
Апостольский дворец

Когда говорят о Музеях Ватикана то обычно вспоминают Сиксинскую капеллу в первую очередь, но по факту в музеях есть куда более впечатляющие залы, по моему мнениею — это Станцы Рафаэля (итал. Le Stanze di Raffaello — комнаты Рафаэля, от итал. stanza — местопребывание, помещение, комната) — анфилада из четырёх помещений на третьем этаже Папского дворца в Ватикане. В анфиладу входят три небольших зала (8×10 м) и ещё один, большего размера, называемый Залом Константина. Я не могу так витеевато писать, так что приложу текст из Википедии. Кроме того увы не все фотографии получились в толпе (не в фокусе), так что смотрите видео, там точно заснено больше чем на фотографиях.

2
Апостольский дворец

Комнаты были построены в правление папы Николая V (1447–1455). Росписи ватиканских станц составляли важную часть честолюбивых намерений и грандиозных планов папы Юлия II (1503–1513) по перестройке Ватиканского дворца и собора Святого Петра с целью продемонстрировать истинное величие церкви. «Верхние покои» старого здания Николая V не соответствовали этим задачам. Но Юлий II не пожелал использовать и жилые помещения этажом ниже, так называемые «апартаменты Борджиа», жилые комнаты Александра VI, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа. Новые апартаменты третьего этажа должны были превзойти своей роскошью все предыдущие. По проекту архитектора Донато Браманте (1503) новые апартаменты вместе с переходными галереями должны были замкнуть огромный, протянувшийся на 300 метров парадный двор Бельведер.

По совету Браманте росписи станц в 1508 году папа Юлий II поручил тогда ещё молодому и неизвестному живописцу из Урбино Рафаэлю Санти. В каждой станце имеются четыре композиции, занимающие каждая одну стену (две больших и две малых), не считая композиций на сводах и декоративных обрамлений. Начало работы связано с идеологией «просвещённого гуманизма» понтификата папы Юлия II, а завершение пришлось на правление папы Льва Х (1513–1521). Во время французской революции возникла идея убрать фрески Рафаэля со стен Ватикана, а при Наполеоне Бонапарте был разработан план отделить фрески от стен и отправить их во Францию в Музей Наполеона в Лувре. К счастью, технические трудности остановили этот проект.

Наиболее известен комплекс фресок в комнате, известной как «станца делла Сеньятура» (итал. Stanza della Segnatura). Этому помещению придавалось особое значение, именно его папа пожелал видеть готовым в первую очередь. О том же говорит величественная программа росписей. В настоящее время на основе исторических данных об использовании этого помещения в качестве места заседаний папского трибунала, а также подписей указов, принято обобщающее название: Зал указов. Назначение комнаты косвенно подтверждается программой росписей, главной темой которых является идея божественного правосудия, гармонии власти земной и небесной.

Произведение Рафаэля представляет собой образец его зрелого «идеального стиля», сложившегося не без влияния его дяди, выдающегося архитектора, создателя «римского классицизма» Донато Браманте. По сообщению Дж. Вазари именно Браманте является автором архитектурного фона фрески: полукружие арки, статуи Аполлона и Минервы по сторонам в нишах. На фоне фантастической и величественной архитектуры выступают философы древности, скомпонованные Рафаэлем в выразительные группы. Фигурам приданы портретные черты и человек эпохи Возрождения легко распознавал в этих персонажах лица своих современников.

2
Апостольский дворец

Фреска «Диспута» (итал. La disputa del sacramento — Спор о святом таинстве) — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление церкви. Фреска «Диспута» в иконографической программе, заданной Папой Юлием II, является главной. Действие, изображённое на фреске, происходит на земле и в небесах. Огромная арка, одновременно архитектурная и небесная, объединяет два мира: землю и небо. Широкие ступени ведут к алтарю, на котором установлена гостия.

В верхней части композиции изображена Пресвятая Троица: Бог Отец как Пантократор со сферой в руках, Бог Сын: Христос в сиянии небес и Дух Святой в виде голубя. Над ними ангелы. По сторонам — Богоматерь и Иоанн Креститель, Апостол Пётр и Апостол Павел окружённые Адамом, Иаковом, Авраамом, Давидом, Моисеем и другими лицами Святого писания. В нижней части композиции изображена сцена богословского диспута о Таинстве евхаристии. В сцене участвуют (по левую строну от алтаря) римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, справа. В диспуте принимают участие другие представители Церкви: Савонарола, епископы, папы Юлий II и Сикст IV.

2
Апостольский дворец

Станца Пожара в Борго — в композиции «Пожар в Борго» (итал. Incendio di Borgo) (1514), первой из фресок созданных в этой комнате, более всего ощущается рука Рафаэля, но также очевидны мотивы, заимствованные у великого Микеланджело. Фреска повествует о событиях, происходивших в одном из центральных районов Рима. По легенде когда в Борго (районе, примыкающем к папскому дворцу) в 847 году произошел пожар, то он бушевал до тех пор, пока на балконе Ватиканского дворца — Лоджии Благословения (Loggia delle Benedizioni) не появился папа Лев IV и не укротил стихию. Появившись на балконе, папа остановил пожар знаком креста. В центре картины на дальнем плане виднеется здание, в котором можно узнать фасад старой базилики святого Петра (ещё существовавшей до её перестройки). На балконе — папа Лев IV, направляющий крестное знамение на необъятное пламя.

1
Апостольский дворец

Фреска «Коронование Карла Великого» (итал. Incoronazione di Carlo Magno) (1516–1517) представляет важное историческое событие: коронацию императора франков Карла Великого папой Львом III в. канун Рождества 800 года в древней базилике Святого Петра в Ватикане. Событие символизирует конкордат между Святым Престолом и Королевством Франции, подписанный в 1515 году в Болонье. Папа на фреске имеет портретные черты Льва X, а император Карл — Франциска I, французского короля на момент создания фрески.

2
Апостольский дворец

Часть пути в Сикстинскую капеллу проходил по выностной галерее через внутренний двор библиотеки Ватикана. Официально библиотека была основана в 1475 году, но составление коллекции книг началось гораздо раньше. Эта одна из старейших и богатейших библиотек мира.

2
Апостольский дворец

Битва Константина и Максенция — фреска работы Джулио Романо и других художников мастерской Рафаэля, написанная в 1520–1524 годах. Предположительно, фреска создана по проекту самого Рафаэля, умершего весной 1520 года. Увы была в ремонте и красиво её заснять не удалось.

2
Апостольский дворец

Станца д’Элиодоро «Встреча Льва Великого с Аттилой» (итал. L’Incontro di Leone Magno con Attila) (1514). Рафаэль с учениками изобразил бурную сцену: Справа — гунны, разгорячённые сражением, в центре — их вождь Аттила, а слева — сам понтифик и его свита, земная и небесная, действуют спокойно в своей непогрешимости на фоне вечного города.

1
Апостольский дворец

«Месса в Больсене» (итал. Messa di Bolsena) представляет чудо, которое, согласно церковному преданию, произошло в 1263 году в Больсене, небольшом городке к северу от Рима. Молодой священник, служивший мессу, усомнился в реальности таинства Евхаристии — пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христа. Во время службы в момент поднятия гостии на ней в пяти местах выступила кровь. С этим сюжетом связана композиция фрески «Диспута» в Станца делла Сеньятура. В композиции «Месса в Больсене» Рафаэль показал Папу Юлия II у алтаря в качестве свидетеля чуда.

3
Апостольский дворец

Апартаменты Борджиа — апартаменты папы Александра VI (Родриго де Борджиа), расположенные этажом ниже станц Рафаэля. Эта часть дворца Николая V была в конце XV в. перестроена под личные апартаменты Александра VI и в 1490-х гг. украшена росписями Бернардино Пинтуриккьо и художников его мастерской. После смерти Александра VI папа Юлий II не захотел больше жить в этих помещениях, и они были надолго покинуты. В 1816 г. по приказу Пия VII здесь разместили картины, возвращённые из Парижа после падения Наполеона, а при Льве XIII апартаменты были отреставрированы и открыты для публики. В Зале сивилл (Sala de Sibille) Чезаре Борджиа приказал убить Альфонсо д’Арагона, мужа его сестры Лукреции, чтобы дать ей возможность выйти замуж за герцога Феррарского. Зал находится в Башне Борджиа, украшен фигурами Сивилл и пророков, а также астрологическими символами семи планет.

2
Апостольский дворец

Зал таинств веры (Sala dei Misteri della Fede): представлены 7 таинств из жизни Христа и Девы Марии: украшен фресками Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Марии.

1
Апостольский дворец

Зал святых (Sala dei Santi) почти целиком расписан самим Пинтуриккьо. Сюжеты росписей — сцены из жизни святых: Посещение Марии Елизаветой, Встреча святых Антония аббата и Павла Отшельника в пустыне, Мученичество св. Себастьяна, Диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимином, Сусанна со старцами, Мученичество св. Варвары. Потолок зала украшен сюжетом из мифа о Изиде, Осирисе и быке Аписе — редкая тема в иконографии Ренессанса.

1
Апостольский дворец

Зал свободных искусств (Sala delle Arti Liberali): Риторика, Грамматика, Диалектика, Геометрия, Арифметика, Музыка и Астрономия аллегорически изображены в виде дам, в их окружении деятели искусства XV века: писатель Паоло Кортези изображен как Цицерон на фреске Риторика; возможно Браманте, преклонившийся перед Евклидом, на фреске Геометрия. Этот зал, вероятно, являлся рабочим кабинетом папы.

1
Апостольский дворец

Анфилада комнат ведёт к большому и роскошному Залу понтификов (Sala dei Pontefici), названному так, поскольку раньше его стены украшали портреты пап (не сохранились до наших дней). Зал являлся самым большим помещением апартаментов и использовался для торжественных церемоний.

3
Апостольский дворец

Сикстинская капелла (лат. Sacellum Sixtinum, итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473–1481 годах архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, используемый также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского. Хор Сикстинской капеллы — один из наиболее значительных хоров современной Римско-католической церкви. Наверное нет смысла чтото писать про неё потому что фотографий нет, ибо запрещено фотографировать. Чтобы никто не фотографировал каждые метров 5 стоит охранник и следит. Считается что причиной запрета фотографировать в Сикстинской капелле является цель снизить влияние вспышки камеры на фрески, однако причина в другом.

В Ватикане в 1980 году приняли решение о проведении реставрации фресок Сикстинской капеллы так как за многие годы фрески потеряли свой цвет. Однако стоимость проведения работ была настолько высокой что потребовало от Ватикана обратится за поддержкой. Конкурс выиграла японская корпорация Nippon Television Network Corporation предложивашая 4,2 миллиона долларов. В обмен на предоставленные средства Nippon TV получила эксклюзивные права на фото-и видеосъемку восстановленного искусства.

В результате Nippon TV снала множество документалок о реставрации, выпустило множество художественных книг и альбомов и других вещей. Но есть нюанс — срок коммерческой эксклюзивности фотографий Nippon истекает через три года после завершения каждого этапа реставрации, то есть после последнего этапа прошло 20 лет, но «запрет» действует до сих пор. Наверное настолько строго запрета нет даже в Нойшванштайне, а в большинстве своем его просто нет, потому что современные телефоны снимают все и везде.

2
Апостольский дворец

Лоджии Ватикана увы не входят в туристический маршрут, но коридоры по которым возвращается назад все еще великолепны.

1 из 6

Апостольский дворец конечно оставляет неизгладимое впечатление, хотя кончно хотелось бы увидеть все не в толпе страждущих прикоснуться к искусству, а спокойно осмотреть помещения, не бегом.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музеи Ватикана