Все запорожцы, с которыми мне довелось беседовать, как один заявляли, чтобы мы обязательно сходили в музей Моторов. Его правильное название — Музей техники Богуслаева. Он находится рядом с небольшим парком.
Все запорожцы, с которыми мне довелось беседовать, как один заявляли, чтобы мы обязательно сходили в музей Моторов. Его правильное название — Музей техники Богуслаева. Он находится рядом с небольшим парком.
Открыт относительно недавно — 20 октября 2012 года — и возник он не просто так.
Его экспонаты вся та продукция, которую производил запорожский завод «Мотор Сич». До революции завод выпускал земледельческие плуги и бороны.
Рядом со зданием музея можно видеть домашних животных, запряжённых в плуг.
Под открытым небом выставлено большое количество образцов военной техники: самолёты, вертолёты, дивизионные пушки ЗИС-3 и Д-44, противотанковые пушки МТ-12 и 45-мм образца 1942 г., БМ-13 «Катюша», БМ-21 «Град», гаубицы «Гвоздика» 2С1 и «Акация» 2С3, зенитный комплекс «Шилка» и многое другое.
На каждом экспонате обязательно присутствует табличка.
Мне особенно понравились два старых трактора.
Зайдём же наконец в сам музей.
На двух этажах здания в просторных залах расположились экспозиции различной техники. На первом этаже музея размещается экспозиция, посвященная истории Запорожского моторостроительного завода, где на основе архивных документов, материалов информационных источников,
воспоминаний специалистов, организаторов производства в хронологической последовательности восстановлена вековая история создания и развития завода.
Здесь представлена уникальная коллекция поршневых и реактивных авиационных двигателей, выпускаемых предприятием в разные периоды его истории.
До этого мне довелось проехать по Юго-Востоку Украины. Скажу честно, брошенные корпуса бывших заводов и фабрик оставили тягостные воспоминания. И вот здесь можно видеть, что не всё так плохо.
В Запорожье успешно работает завод, производящий моторы, и его продукция востребована.
Музей находится на балансе завода.
В свою очередь, то, что завод не развалился в 90-ые, в этом заслуга руководства.
В прежние годы Мотор Сич участвовал в космических проектах.
История завода отображена на стендах.
По качеству деталей, сложности конструкции деталей и их внешнему виду можно оценить уровень технологий, интеллект и мастерство людей, которые их проектировали и изготавливали.
Особо сильное впечатление производит уникальный двигатель Д-18Т, который устанавливается на непревзойденные по своей грузоподъемности самолеты: Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрія».
Мне повезло. В момент моего посещения в музей пришла группа школьников, и экскурсовод запускала столь мощный двигатель. Спешу успокоить, не на полную мощь. Ни меня, ни школьников ветром не сдуло…
Поднимаюсь на второй этаж.
Там среди множества экспонатов обращает на себя внимание коллекция мотоциклов иностранного и отечественного производства от 30-х до 80-х годов прошлого века.
В зале выставлены отечественные мотоциклы завода «Ижмаш»: Иж-350, Иж-49, Иж-Планета-2, Иж-Планета-Спорт; мотоциклы киевского завода: Днепр-11, Днепр-14.9, Днепр КМЗ 8–955, К-650. Представлен целый ряд мотоциклов США, Германии, Чехословакии, Венгрии: Harley-Davidson, Sachs, Zundapp, BMW R-35, DKW-350, Simson (Star), Jawa-50, Jawa-350/634, CZ-501 («Чезета-501»), Pannonia T-5 и др.
Школьники с особым интересом изучали частную коллекцию самоваров, старые фотоаппараты, инсталляцию деревенского дома, ретро велосипед.
Один из залов второго этажа рассказывает о выдающихся людях, уроженцах Запорожской области.
Среди таковых космонавт Олег Иванович Скрипочка, а также Нестор Махно. На стенде за стеклом металлический колышек из родного дома батьки в Гуляйполе.
Можно долго рассказывать об образцах техники, о людях, которые ее создавали, но лучше прийти в музей самому и увидеть все это богатство, прикоснуться руками, ощутив духовную связь поколений, а также оценить интеллект и титанический труд, воплощённый в технике.
Одним словом, музей понравился. Кто будет в Запорожье, посетить советую!