В Одессе хорошо развита сеть общественного транспорта. В городе много трамваев, маршрутных такси, троллейбусов и автобусов. Среди них есть пригодные, сезонные и городские маршруты. Электротранспорт наиболее дешевый. С городских автовокзалов и автостанций можно уехать в близлежащие курортные поселки или в любую часть Украины.
В трамваях оплату за проезд берут кондукторы, но есть немало маршрутов, на которых установлены платежные терминалы. Такое нововведение нравится не всем одесситам. По их словам, платежки намного хуже привычных контролеров, ведь с электронной машиной не поговоришь, не поругаешься и не пошутишь.
Узнать подробнее обо всех одесских маршрутах можно на сайте мэрии, в разделе «Транспорт Одессы», или на странице он-лайн сервиса «Одесса на колесах». Практически во всем электротранспорте есть подключение к сети Wi-fi.
Большие торгово-развлекательные комплексы для привлечения посетителей организуют бесплатные автобусные маршруты. Их можно использовать не только для поездок в ТРК, но и для передвижения по городу. Стоимость проезда в городской маршрутке — 7 гривен в зависимости от длины поездки.
Троллейбус
Первые троллейбусные линии в Одессе начали строить в начале 1941 года. Но после начала Великой Отечественной Войны строительство было остановлено. Впервые троллейбусы выехали на улицы города только в ноябре 1945 года.
Во второй половине 60-х годов одесситов начали перевозить троллейбусы Киев-4, собранные на Киевском заводе электротранспорта. К концу 1972 года на маршруты их вышло уже более 30. В 1969 году маршрут номер 12 стал особенным, потому что по нему начали курсировать два троллейбусных поезда.
Власти Одессы всегда старались больше развивать троллейбусную сеть, чем трамвайную. На сегодняшний день некоторые маршруты троллейбусов проходят через ранее закрытые трамвайные пути. К примеру, в начале 2000-х был закрыт маршрут трамвая номер 4, идущий от Заставы 2 до ЦПКиО Шевченко. Сейчас же по этому пути едет 2-ой троллейбус. Подобная ситуация произошла и с троллейбусами номер 5 и 9, маршрут которых проходит через ул. Канатная и Греческая до Куликового поля. Ранее на этом участке проходил трамвай номер 23. Под Строгановским мостом и на нем раньше были трамвайные рельсы. Сейчас же их убрали и вместо них появились троллейбусные линии.
Стоимость проезда в троллейбусах Одессы — 7-8 гривен за поездку.
Трамвай
История одесского трамвая началась намного раньше, чем троллейбуса. Впервые на улицах города паровой трамвай появился в апреле 1882 года. Его маршрут соответствовал нынешнему 18-ому. Трамвайные линии тянулись почти на 10 км, вдоль них располагалось 16 станций. Именно их нумерация легла в основу общепринятой для всего городского транспорта.
Паровой трамвай ездил по городу вплоть до 1913 года. Но в 1920 ему пришлось вновь возобновить свою работу на два года. В 1908 году одесская администрация утвердила проект трамвая, работающего от электричества, и начала воплощать его в жизнь. Запуск первого электрического трамвая произошел в 1910 году.
Сейчас в городе существует 25 трамвайных маршрутов. 19 из них постоянные, 3 летние и 3 нерегулярные. Они связывают центр Одессы с Молдованкой, Малым и Средним Фонтаном, Пересыпью и другими отдаленными районами и окраинами. Стоимость проезда в городском трамвае — 7-8 гривен за поездку.
Городская карта
Для гостей города, заботящихся об экономии и планировании, существует Odessa City Card. По сути Odessa City Card — это то же самое, что и известные в Европе Roma Pass и Berlin WelcomeCard.
Приобретя Odessa City Card, турист получает право на бесплатный вход в определенные музеи, галереи и клубы города, неоплачиваемый проезд в туристическом и городском транспорте, участие в автобусных и пеших экскурсиях, в морских и речных круизах, кроме того, покупателю достается в подарок детальный путеводитель по городу. Карта доставляется в любую точку Одессы. Также обладатель карты может рассчитывать на скидку в 50% на аттракционы в парках развлечений, на размещение в хостелах и отелях, особые условия на обслуживание в ресторанах и кафе. Конечно же, это распространяется только на некоторые заведения.
У проекта City Card есть собственный сайт — citycard.travel. Также можно установить приложение на телефон и пользоваться картой по QR-коду. Приобрести карту можно в аэропорту, на вокзале, информационных центрах для туристов, в музеях.
Такси
Как и в любом другом крупном городе, в Одессе нет никаких проблем с такси. Стоимость услуг у разных перевозчиков существенно не отличается. Сумма минимального заказа (2–3 км дороги) в среднем составляет 50 грн. Каждый последующий километр обойдется примерно в 6,50 грн. Многие фирмы имеют сервис он-лайн заказа, т. е. вызвать машину можно через сайт или специальное мобильное приложение.
Альтернативный транспорт
Одесса — город колоритный. Отобразились его особенности и на городском транспорте. При желании можно прокатиться на прогулочном катере, фуникулере или канатной дороге.
Канатка соединяет пляж «Отрада» с Французским бульваром. Протяженность маршрута небольшая, но из кабинок открывается прекрасный вид на залив.
Фуникулер
Городскому фуникулеру уже больше ста лет. Одесса — один из первых городов в Российской империи, в которых появился этот вид транспорта. На протяжении своей истории проект фуникулера несколько раз останавливался, но спустя некоторые время он возрождался вновь. Канатная дорога в Одессе работает с апреля по октябрь. Проезд стоит 100 гривен.
Фуникулер находится на Приморском бульваре и идет вдоль Потемкинской лестницы. Современный вариант включает в себя два небольших вагончика, каждый из которых вмещает в себя всего 10 человек. Раньше фуникулер двигался с помощью зубчиков, сейчас же это наклонные лифты.
Потёмкинская лестница была построена в 1841 году. Она возводилась как элемент архитектурного ансамбля, но постепенно люди начали использовать лестницу, чтобы быстрее дойти от центра города до порта и Приморской улицы. В 1880 году была предпринята первая попытка создания рельсового подъемника от пристани до бульвара, но она оказалась неудачной.
За первые два года XX в. был рассчитан склон для будущего фуникулера и уложены одноколейные рельсы. Их длина равнялась 100 м. Над ними был мост для перехода, а посередине находился разъезд. Со стороны бульвара был возведен павильон, а на Приморской улице — Каменное здание, в котором размещались касса и контора. Поблизости находилась небольшая электростанция. Два вагончика фуникулера были закуплены во Франции. Каждый из них вмещал в себя 35 пассажиров. Трасса освещалась тремя сотнями дуговых фонарей и калильных ламп. В начале лета 1902 года состоялось открытие фуникулера.
Водный транспорт
Оказавшись в Одессе в теплое время года, нужно обязательно совершить морскую прогулку. От Морского вокзала довольно часто отправляются прогулочные катера и катамараны. С недавних пор предусмотрены морские прогулки без остановки на пляжах.
Стоимость часового путешествия составляет в среднем 120 грн. Дети до семи лет катаются бесплатно. Некоторые морские маршруты проходять вдоль побережья пляжей Аркадия и Ланжерон.
Прокат автомобилей
Казалось бы, в городе, где так много видов общественного транспорта, нет необходимости арендовать машину. Но на самом деле это не самая плохая идея. При наличии собственного автомобиля можно в любое время отправиться на поиски диких пляжей, осмотреть город, промчаться с ветерком по побережью или с легкостью добраться до одной из достопримечательностей, к примеру, до лагуны Шагала или национального природного парка «Тузлувские лиманы». А еще Одесса находится недалеко от Кишинева. На автомобиле доехать до столицы Молдавии можно всего за три часа.
В городе существует несколько фирм, занимающихся прокатом машин. Среди них есть как международные, так и всеукраинские (Master Car, VRC и др.) Подавляющее большинство имеет русскоязычные сайты.
Аренда автомобиля эконом класса обойдется примерно в 1000 грн в сутки. За машину классом выше придется отдать почти в два раза большую сумму. Авто бизнес-класса стоит не менее 2500 грн в сутки, но можно найти довольно хорошую машину и за 1900 грн. Тем, кто предпочитает внедорожники, предоставлен широкий выбор — различные автомобили обойдутся в сумму от 2000 до 5000 грн. Большим компаниям понадобится микроавтобус или минивэн. Они стоят в среднем 3200 грн. Примерно столько же придется выложить за кабриолет среднего класса. В одесских прокатах можно найти даже электромобили. Но это удовольствие не из дешевых — средняя стоимость суточной аренды составляет 7500 грн.
Конечно же, любой автомобиль дают только под залог. Его сумма может быть разной, в среднем — 10000 грн. Можно расплатиться как наличными, так и картой. В последнем случае определённая сумма на карте «замораживается».
Вопросы от туристов
Советы от туристов
12 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.