В первой части я показала витражи из музея. В этой, покажу мастерскую по изготовлению витражей и немного посуды. Стекло — это очень хрупко. И вначале, зайдя в отдел посуды, я даже немного расстроилась — показалось — ничего необычного. Потом начала читать о первой витрине, и правда -не очень интересно, все современное, а потом, втянулась и поняла — здесь шедевры от 1 века до наших дней!
Легенда гласит, что корабль, принадлежащий торговцам натрием, выбросило на берег реки Белос в Финикии, и матросы разошлись вдоль побережья, чтобы найти и приготовить еду, но поскольку они не нашли камней для своих котлов, они взяли куски натрона с корабля и поместили их под котлы. Когда они раскалились, они смешались с прибрежным песком и из них вытекли прозрачные струйки новой жидкости, и застыв, получилось стекло. Так описал Плиний Старший.
В Швейцарии стекло не только использовалось, но и производилось уже более 2000 лет. Есть свидетельства римского производства стекла, например, в Аванше, ок. 40–70 гг. А стекольный завод в Сен-Пре можно упомянуть еще и как производителя более миллиона бутылок в день.
Тем не менее, на картах, показывающих европейские центры производства стекла на протяжении веков, территория, которая сейчас является Швейцарией, остается по большей части, пустой. Исправления в обзоры стеклодела 2015 года с указанием местоположения мастерских стеклоделов примерно с 1200 по 1800 годы. местные изделия, особенно 18–19 веков, хранятся во многих исторических музеях Швейцарии, а также в многочисленных церквях Швейцарии. С другой стороны, изделия важнейших европейских стекольных центров, представлены лишь в нескольких музеях. Витромузей Ромона — единственный музей в Швейцарии, посвященный исключительно стеклу и витражам.
В 1919 году, в Женеве, была основана группа Сен-Люк, объединившая художников, архитекторов, интеллектуалов, а также общественных и церковных деятелей, которые выступали за обновление католического сакрального искусства в межвоенный период. Главными движущими силами были женевский художник Александр Синрия (1879 — 1945 гг.) и выдающийся архитектор Фрибура Фернан Дюма (1892 — 1956 гг.), чей офис располагался в Ромоне. Под его руководством в Швейцарии было построено или отремонтровано множество часовен и церквей. В тесном сотрудничестве с художниками, владевшими техниками живописи, скульптуры, витража, мозаики, гобеленов и прочего, он создал целостные произведения искусства, в которых архитектура и античное искусство нашли свое общее выражение. Искусство стекла — будь то витражи, бетонное остекление или обратная роспись по стеклу, играло важную роль в этих ансамблях.
В 1924 году стекольный завод в Ромоне производил высококачественное стекло, это был предшественник известного сегодня «Pyrex». В 1935 году был открыт еще один завод, «Eecktroverre», на котором работала первая в стране электрическая плавильная печь.
Как всем известно, стекло можно использовать по-разному: для всех видов сосудов, для декоративных элементов (кольца, бусы), длс плоских деталей — окна, зеркала. Среди многочисленных приемов производства прежде всего выделяется выдувание вязкой стеклянной массы в полые изделия с помощью стекольной трубы, которая применялась еще в первом веке до н. э. Такой способ до сих пор остается самым важным инструментом для ремесленников — стеклодувов, несмотря на столетия существования этого новаторского изначально изобретения (примерно с 1500 года до н. э. сосуды специально формировались вокруг ядра из затвердевшего песка, который затем выскабливали.
Вот лишь некоторые из многих других возможностей: техника работы перед лампой, которая также практиковалась в древности, при которой стекло передавалось на масляную лампу с помощью воздушного шара, а затем выдувалось в сосуды или формировалось в небольшие фигурки. Для производства очков, например, используются машины.
Для изготовления современного стекла кварцевый песок плавят с содой и известью при очень высокой температуре, около 1700 градусов, понижая ее до 1300 с помощью флюса, например, соды. Прозрачная и жидкая масса затвердевает по мере остывания. С течением времени и в зависимости от места производства добавляемое в песок сырье меняется: растительная и древесная зола, природная и техническая сода. Цвета создаются добавлением соединений металлов: железа для зеленого или желтого, кобальта для синего, меди для красного.
А вот натуральное стекло может образоваться, когда кварцевый песок плавится при чрезвычайно высоких температурах, например, из-за ударов молнии или метеорита, и затем затвердевает.
Мэри Энн Зински, «Огненная земля», 1988 год.
4
Стекольный завод Сен-Пре расположен на берегу Женевского озера, к западу от Лозанны. В 1911 году промышленник из Водуа Анри Корна, основал здесь стекольный завод, производивший, в основном. изделия для нужд промышленности и торговли. В настоящее время компания «Ветропак», ее преемница, производит на своем предприятии более миллиона сосудов в день, в основном, из переработанного стекла. Тяжелая ситуация после ПМВ и надвигающийся экономический кризис 1929 года, побудили хозяина попытаться разнообразить ассортимент. Так было создано отделение художественного стекла, действовашее примерно с 1928 по 1964 годы. В памятном издании каталога содержится описание преследуемых целей: «Немногие материалы, такие как стекло и хрусталь, пригодны для изготовления предметов искусства. Мы стремились в области искусства и декора создавать произведения стиля и хорошего вкуса. Запуск художественной посуды, несомненно, был непростым. Компания, которая хочет позиционировать себя в этой области, должна разработать стратегию, в которой каждая деталь гармонична сама по себе, но также является неотъемлимой частью всего ее предложения. Чтобы преодолеть эту проблему, потребовалось некоторое время, а также были привлечены опытные специалисты. На довольно длительном и очень плохо документированном этапе разработки, были привлечены эксперты из других областей, такие как известный керамист Поль Бонифас. Последний участвовал в разработке многочисленных дизайнов художественной посуды. Своей работой — сегодня мы назвали бы его дизайнером — он оказал значительное влияние на ассортимент, который производился в Сен-Пре до 1964 года. После публикации цветного каталога продаж в 1935 году этот ассортимент продукции практически не изменился.
В правом дальнем углу: продукция завода Сен-Пре, кантон Во, 1928 год — 1964 годы. Зеленое, бесцветное стекло, золото, серебро, эмаль.
1
Прессованное стекло, в основном французское, 19 век. Бесцветное стекло, синее, зеленое, красное. Прессованное формованное стекло — изобретение 19 века. Оно позволило производить в больших количествах совершенно идентичные вещи. При использовании других техник, декорирование поверхности было бы достижимо только с большими усилиями. Показанные здесь три непрозрачных красных объекта служат примером. Сравнимой точности декоративных деталей лучше всего можно достичь с помощью резки стекла или гравировки.
Прессованные стаканы изготавливаются путем заливки заготовки расплавленного стекла в металлическую форму, чаще всего состоящую из нескольких частей, с последующим прессованием ее в эту форму с помощью поршня. Эти стаканы следует отличать от предметов с частично схожими декоративными мотивами, но, как правило, менее четко выраженными. Их изготавливают путем выдувания стекла в форму. Французское название этой техники — прессованное стекло — элегантно обходит зачастую трудное различие между этими двумя техниками. Стекло также прессовали в металлические формы с помощью сжатого воздуха (насоса), что еще больше усложняло задачу.
Существует ценный источник, который позволяет идентифицировать и датировать первые французские образцы прессованного стекла. Это книги 1840 и 1841 годов, из магазина с улицы Паради в Париже, где продавалась продукция нескольких стекольных заводов, особенно Баккара и Сен-Луи. В книгах бокалы тщательно воспроизведены на литографиях в одинаковом масштабе для разных предметов.
1
Слева: ханап второй половины 19 века, место производства неизвестно. Бесцветное стекло, золото, эмаль, частично позолота стерта. Чтобы приступить к датировке этого стакана, возник вопрос, что это — оригинал 17 века, копия эпохи историзма или подделка эпохи барокко. Ответы давались точно так, как описано о втором экспонате.
В центре: «Ханап с крышкой», Кельн — Эренфельд, конец 19 века. Зеленое стекло с металлическими кольцами. Чтобы приступить к датировке этого стакана, необходимо было ответить на вопрос: «Является ли он оригиналом 17 века, репликой эпохи историзма или подделкой эпохи барокко?». Подделки появляются и по сей день всякий раз, когда спрос на арт-рынке превышает предложения. Эмалированные изделия особенно подвержены этому явлению в течении длительного периода времени. Нелегко выбрать один из трех вариантов, однако различные подсказки позволили принять решение. В 1955 году очень похожее на это стекло перешло из имущество нью-йоркского антиквара в коллекцию крупнейшего музей стекла в мире — Музея стекла Корнинга в США. На нем указана дата 1690 год, и первоначально музей его так и датировал, решив, что это самая известная вещь из эмалированного стекла, показанная в 1965 году Акселем фон Зальдерном. В 1980-х годах крупные аукционные дома и торговцы стеклом датировали другие подобные изделия 17 веком. Но представленный здесь относится к 19 веку, как показала новая атрибуция. К такому выводу приводят несколько соображений, прежде всего обращают на себя внимание крупные плоские гранулы, украшенные эмалью в нижней части стенки, таких элементов не было в 17 веке. Кроме того, предлагаемый здесь образец имеет эмалированные мотивы и надписи, взятые с оригиналов 18 века. Надпись эмалировщика, которая остается похожей, представляет собой еще один ключ к выводу, что это подделка.
Справа — чаша с крышкой, богемское стекло, завод Харрах — Нойвельт, около 1830 года. За исключением нескольких квадратных сантиметров, поверхность крышки чаши гравирована и отполирована. Впереди на овальном поле размещен небольшой рельефный бюст из фарфора, покрытый с обеих сторон стеклом. Он представляет собой профиль короля Баварии Людвига Первого, правившего с 1825 по 1848 годы. Моделью этого рельефа мог служить серебряный кроненталер 1828 года, король изображен с небольшой борордкой под нижней губой, называемой «муш», характерный для него.
Стекольный завод Харрах в Нойвельте, расположенный на чешской стороне Крконоше (Ризенгебирге), был основан в 1712 году, графом Харрахом. В первой половине 19 века это была одной их главных компаний в этом стекольном регионе, а в 1830 году она была выбрана за качество изделий из стекла лучшей. Фарфоровые рельефы заказывались за границей, иногда привозились даже из Парижа. Создание портретов Людовика Первого засвидетельсвовано между 1830 и 1833 годами. Предметы с таким декором, изготовленные из стекла высочайшего качества, и впоследствии ограненные, считались в то время предметами роскоши. Вероятно, они использовались только в репрезентативных целях.
1
Большинство стеклянных предметов, произведенных в конце 19 — начале 20 века, и отличающихся от предметов повседневного обихода своим художественным качеством, обычно называют стеклом в стиле модерн. Первоначально это были работы Галле и Тиффани. Но количество дизайнеров росло, и ассортимент очень широк и по качеству и по исполнению. Вазы имели самую разнообразную форму, декоративные растительные мотивы, зооморфные или геометрические. Техника варьировлась от многослойного цветного стекла с резными, полированными или протравленными кислотой украшениями на эмалевой краске до маркетри, разработанного Галле, включая порошковое покрытие и переливчатость.
На протяжении многовековой истории стекла и вплоть до 20 века изделия стеклодувов почти всегда были связаны с определенной функцией: от простого стакана для питья до репрезентативной вазы, принадлежавшей к обстановке замка или дворца. Даже когда индустриализация поменяла условия производства, создание деталей очень высокого качества осталось в основном в руках компаний, которые продолжали поддерживать процесс производства стекла.
В начале второй половины 20 века появилось фундаментальное новшество. Помимо своей функции, связанной с ежедневным использованием, обнаружилось, что стекло является материалом, предназначенным для создания нефункциональных произведений искусства.
После первоначальных попыток, все еще связанных с «полезными» предметами, такими как вазы в стиле модерн, упомянутые выше новые тенденции прочно взяли верх в 1950-х годах как в Европе, так и в США. Производители стекла, которые начинают осознавать свою новую роль как художников, используют для своей работы инфраструктуру существующих стекольных заводов. В то же время художники без собственного опыта работы со стеклом, начали исследовать материал и его возможности; идеи последних реализуются у мастеров — стеклодувов или приобретаются навыки, необходимые для их творений. На протяжении 1960-х годов проводились значительные эксперименты и работа по решению технических проблем. Движение «Студиогласс» в США представляет собой важный элемент этой эволюции. Харви Литтлтон — один из представителей этого движения. В 1962 году во время мастер — класса в Музее Искусств в Толедо, он попробовал в сотрудничестве с техником Лабино, чтобы передать художникам стекло как материал, с которым они бы могли работать. Студиогласс разработали небольшие стекловаренные печи для художников.
Слева: «Эллипсоид — призматик», США, Харви Литтлтон, 1981 год. Прозрачное стекло.
В центре: чайник, молочник и чашка с блюдцем. Йена, Веррери Шотт. Дизайн Вильгельма Вагенфельда, 1931 год. Бесцветное стекло. Производится по настоящее время.
Как и многие известные художники, мастера и архитекторы 20 века, промышленный дизайнер Вильгельм Вагенфельд (1900 — 1990 гг.) обучался в том числе, в Баухаусе в Веймаре. С 1931 по 1934 годы он был независимым дизайнером «Глассверк Шотт и Генерал» в Йене и создал чайный сервиз со знаменитым чайником. Сотрудничество стекольного завода Шотт и Баухауса началось в первой половине 1920-х годов с создания осветительных приборов. Затем они производили предметы обихода. Вильгельм Вагенфельд разработал стекло для домашнего использования, в том числе тарелки, формы для выпечки, и много другого. Изготовление этого чайного набора ручное: стеклодув сначала изготавливает корпус чайника по шаблону. Затем он кладет на стену кусок расплавленного стекла, который все еще держится на стержне воздуходувки. Дуя в трость, стеклодув заставляет горячую заготовку слегка выгнуться наружу. Он растягивает ее плоскогубцами, образуя трубку, а затем носик для разлива. Массивная ручка прикрепляется к стенкам последовательным этапом.
В 1954 году Генрих Леффельхардт, давний сотрудник Вагенфельда, перенял дизайн сервиза недавно созданной компании Шотт в Майнце. Его чайный сервиз, слегка видоизмененный, продолжает производиться во Франции.
Справа: Ваза из Нанси, мануфактура «Даум», около 1909 год. Бесцветное, синее и зеленое стекло. На основании вазы крест Лотарингии и Нанси. Фабрика «Даум» — семейный бизнес. В 1878 году Жан Даум приобрел стекольный завод в Нанси. В 1887 году его сыновья Огюст и Антонен взяли на себя управление компанией, которая до этого в основном, производила настольные стаканы. Семья Даум, как и Эмиль Галле, участвовали во Всемирной Торговой Выставке в 1889 году в Париже, после чего, восхищенные работами Галле, переориентировали свою компанию на художественное стекло. Представленная ваза является впечатляющим примером качества мануфактуры Даум. Она состоит из двух частей: непрозрачной синей ножки и корпуса разноцветной вазы. Нижняя часть корпуса вазы окружена стеклянной заготовкой, несколько раз загнутой вверх плоскогубцами и прикрепленной к стенке. Корпус вазы изготовлен из стекла разных цветов и эмали. Он частично покрыт — в нижней части зеленым стеклом — огранен и отполирован. Синие цветы фиалок были смоделированы индивидуально.
2
В специальной литературе с середины 20 века, средневековое стекло часто описывалось как предметы относительно примитивного производства, из-ха недостаточно изученного материала. В 1988 году выставка «Феникс на песке и земле» в Рейнском Земельном музее Бонна и Историческом музее Базеля открыла совершенно новую перспективу. Было убедительно продемонстрировано, что, вопреки тому, что предролагалось, средневековые стекольные заводы производили изделия, отвечающие самым высоким стандартам. Было бы удивительно, если бы, как и все исключительные достижения художественного мастерства в самых различных областях, в частности великолепные стеклянные крыши соборов, только стеклотару считали относящейся к примитивному жанру. Выставленные здесь три кубка с прикрепленными каплями, а также стакан, предназначенные для повседневного использования, свидетельствуют о высоком качестве средневековых бокалов. Три из них чудом пережили более чем пятивековую историю без повреждений.
Около 1500 года так называемые кубки «Койштрюнк», наряду с различными ребристыми чашками, были наиболее распространены в качестве стаканов для питья к северу от Альп. Благодаря археологическим раскопкам были найдены фрагменты в десятки тысяч экземпляров, причем несколько сотен сохранились без повреждений. Они часто обязаны своим спасением использованию в качестве реликвария. По традиции, они были замурованы в каждом алтаре. Часто они обнаруживались гораздо позже, в ходе проектов реструктуризации. «Кройтштранк» получил свое название из-за сходства с очищенным кочаном капусты. Эти чаши очень разные по размеру, имеют общую закругленную стенку и слегка изогнутый край губы. В большинстве случаев имеется горизонтально сложенная галтель, проходящая через край губы. Сообщаемые капли могут сильно различаться по количеству и размеру; в среднем их от 12 до 24. Стенка такой чаши гладкая, редко может быть вертикально ребристой.
С 13 по 16 века на значительной части Европы использовались кубки с прикрепленными каплями в самых разнообразных формах.
Три из четырех экспонатов в витрине ниже пережили более чем пятивековую историю без повреждений.
Первый слева: штангенглас с каплями, Южная Германия, начало 16 века. Зеленое стекло, с добавлением синтетической смолы. Служил для ежедневного использования. Среди стаканов с каплями высокие можно встретить довольно редко. Кубки иногда встраивали в алтарь, в качестве реликвариев.
Второй справа — стакан с прикрепленными каплями. Южная Германия, вторая половина 14 века. Бесцветное стекло. Бокалы с каплями того времени в Германии и Швейцарии изготавливались, в основном, из бесцветного стекла.
В центре: стакан из Южной Германии, около 1500 года. Зеленое стекло. Украшенное ромбовидным узором, обогащая декор, стеклодув добился эффекта, подобного эффекту многих предметов современного искусства, но с совершенно роскошным внешним видом.
Справа: стакан с каплями из Южной Германии, 14 век. Светлое сине — зеленое стекло.
2
Слева: флакон для духов, Кипр, Византия, 6–7 века, полупрозрачное, зеленоватое, частично переливающееся стекло. Этот сосуд происходит из гробницы на Кипре. Его сферический корпус с диагональными ребрами уникален. Этот эффект возникает в результате вращения стекла во время выдувания и одновременного легкого прижатия инструмента к его поверхности. Длинная шейка изначально закрывалась пробкой из органического материала, например, воска. Частично переливающаяся поверхность возникает из-за процесса разложения стекла, а не из-за предполагаемого эффекта. При прикосновении часть этой поверхности крошится. Неповрежденность бутылки указывает на то, что она взята из могилы, только в этой защищенной ситуации столь хрупкий предмет мог остаться невредимым на протяжении многих столетий. Однако контекст остается неивестным. Была ли это могила женщины или частью общего склепа, как это часто встречалось на Кипре в римские и византийские времена?
Вторая слева — чаша с Кипра, 1 век, зеленовато -желтое стекло, называемое бесцветным, полупрозрачное. Этот тип кубка использовался как стакан для питья. Прекрасное состояние этого изящного стекла указывает на то, что оно из захоронения.
Четвертая слева перламутровая бутыль — флакон для туалетных принадлежностей, римская эпоха, 2–3 века, Кипр. Бесцветное желтоватое стекло, полупрозрачное, с золотистыми переливами. Этот выдувной бальзамер изначально содержал духи или другую туалетную эссенцию. Стеклянный материал особенно подходит для изготовления емкостей для жидких веществ. Переливающаяся поверхность этого стекла поражает воображение. В отличии от продукции Тиффани 19 века, радужная оболочка не намерянна, а является результатом процесса разрушения поверхности. Почти неповрежденное состояние этого хрупкого предмета позволяет предположить, что он был извлечен из могилы, где и сохранился невредимым. Бальзамер — это один из наиболее распространенных предметов, находимых в гробницах римских женщин. Парфюмированные эссенции также должны сопровождать умершего в загробной жизни.
Третья слева — бутылка в виде птицы, 1 век, Кипр. Светлое сине-зеленое стекло, переливающаяся и отслаивающаяся коррозия, обломанный хвост. Сосуд из выдувного стекла представлял собой контейнер для туалетных принадлежностей. Практически нетронутое состояние этого хрупкого предмета позволяет предположить, что он был добыт из могилы, где сохранился почти невредимым. К сожалению, неизвестно место находки и социальная принадлежность покойной. Такие бутылки часто встречаются в разных местах римской империи. Их производство, например, засвидетельствовано в римском городе Авентикум (Аванш) в 1 веке.
Пятая слева — широкая чаша из Кипра, 1 век, римсеая эпоха. Бесцветное полупрозрачное, слегка зеленоватое стекло, со слоем радужной коррозии. Во времена Римской Империи чаши такой формы изготавливались из керамики, стекла и серебра. Их использовали за столом для хранения оливок, орехов или яиц. Неповрежденность этой чашки свидетельствует о том, что ее достали из захоронения. Качество стекла указывает на регион Восточного Средиземноморья.
Сосуды происходят из нелегально раскопанной коллекции Луиджи Пальма ди Чеснола (1832 — 1904 гг.), который был сначала профессиональным военным, затем дипломатом и археологом — любителем, а с 1879 года — первым директором Метрополитен — музея НЙ. Эти бокалы были приобретены Фридрихом Имхоф-Блюмером, великим швейцарским нумизматом, на аукциона в Париже, в 1873 году, и розже завещаны Медальному Кабинету Винтертура.
Первая справа — арибаль, флакон для духов. Вероятно, с Родоса, архаический греческий период, конец 6 века до н. э. Темно-синее стекло, голубой и желтый зигзагообразный, желтые спироали. Формованное стекло.
Вторая справа — миниатюрная амфора, Восточное Средиземноморье, архаический греческий период, 520 — 480 гг. до н. э. Непрозрачное белое стекло, украшенное зигзагообразными фиолетовыми нитями. Такие флаконы находят и в женских и в мужских могилах.
Третья справа — алабастрон — контейнер для духов, Восточное Средиземноморье, эллинистический, 100–50 гг. до н. э. Непрозрасное синее стекло, декор фестонами и спиралями белого цвета. Это была очень популярная форма для хранения духов у эллинов. Первоначально алабастр изготавливался из алебастра, следовательно, именно материал дал название форме. Благодаря толстой стенке эта бытылка очень прочная. Он не может стоять отдельно, его надо прикрепить или повесить на ремень со шнурком или цепочкой, пропущенными через его ручки. Этот тип красочных бутылок часто являлся частью женских похоронных принадлежностей. Техника изготовления стержневого стекла практиковалась с середины 2 века до н. э. Вокруг металлического стержня закреплялся стержень из смеси глины и песка. Форма сердцевины определяет форму будущей емкости. Этот сердечник полностью обмотан вязкими стеклянными нитями основного цвета. Затем на первый слой наматывают стекло одного или нескольких других цветов, а затем при помощи заостренного инструмента подтягивают его к верху бутылки. Т. о., получают узоры в виде аркад или зигзагов. Производство формованного стекла осуществляется быстро, по этой причине деталь во время изготовления постоянно нагревается. После того, как готовая бутылка остынет, ножку и сердцевину отделяют. Мастерские, производившие литые стекла, находились на острове Родос, на Кипре, и на побережьях Малой Азии, а также на сирийско-палестинском побережье.
Зеленая бутылка квадратного сечения с одной ручкой — урна для праха. Аванш римский, 2 век. Квадратные бутылки были широко распространены и популярны по всей Римской империи с 1 века. Изготовленные в различных размерах, они использовались для хранения твердых и жидких продуктов питания, закрываясь крышками из дерева или другого органического материала. Крупные экземпляры также использовались в качестве погребальных урн. Выставленная бутылка происходит с одного из кладбищ римского города Авенш. Она содержала прах женщины, кремированной во 2 веке. В этой гробнице находились различные погребальные предметы: керамическая и стеклянная посуда для питья и еды, а также флакон духов. Стеклянное сырье в основном производилось в больших количествах в Египте и на сирийско-палестинском побережье (современные Израиль, Ливан и Сирия). В частности, необработанное стекло экспортировалось в различные римские провинции для обработки там в мастерских. Еще во 2 и 3 веках необработанное стекло производилось в некоторых местах Западной Римской Империи. Сырье для выставленной урны, вероятно, происходит из Египта. Сине-зеленый оттенок стекла называют «натуральным цветом»: его вызывают оксиды металлов в песке, одном из трех компонентов сырья. С конца 1 века до н. э. известна техника выдувания стекла. Корпус бутылки был выдут в форму квадратного сечения: на дне этой формы были выгравированы три концентрических круга. Этот узор рельефно виден на нижней стороне бутылки. Ручка изготавливается отдельно и крепится к бутылке. На донышках квадратных бутылок известно множество различных отметок, полученных таким способом. Некоторые клейма производителей, другие дают информацию о содержимом или вместимости контейнера.
1
Наличие гравированного и граненого стекла документально подтверждено со времен античности. Начиная с 17 века видно, как появляются произведения, качество исполнения которых превосходит все, что делалось раньше. Необходимым условием для этого развития стал приобретенный в 16 веке опыт огранки и гравировки сосудов из драгоценных камней, и горного хрусталя.
В то время, как к концу 17 века и в течении 18 века резка и гравировка стекла достигли чрезвычайного совершенства в Богемии, Силезии, Бранденбурге и других регионах, к концу 18 века и началу 19 века открылись новые возможности. Огранка и гравировка появилась в бокалах, а многочисленные изобретения позволили их усовершенствовать. Богемские стекольные заводы проложили путь ко многим из этих достижений. Стаканы, на стенках которых есть узоры, как на предметах с этой фотографии, иллюстрируют новинку того времени.
Силезия занимала первое место по художественной гравюре на стекле. Классическое силезское стекло 18 века состоит из трех предметов: бокалов на ножках, безелей и кубков на ножках.
Справа впереди — бокал из Силезии, вторая четверть 18 века, бесцветное стекло, качество которого безупречно. Необходимым условием для такого качества стал бесценный опыт огранки и гравировки сосудов из драгоценных камней 16 века, чью технику перенесли на обработку стекла и горного хрусталя. Прежде всего — это возможность гравировки меских узоров на поверхности стекла. Если в 17 веке основные стеклорезы работали в Нюрнберге, то к началу 18 века центры переместились в Богемию, а затем в Силезию. Первую половину 18 века Силезия занимала ведущее проложение в художественной гравюре на стекле.
В центре — кубок на ножке с крышкой, Силезия, вторая четверть 18 века, бесцветное стекло. Со времен античности кубки иногда украшались вырезкой или гравировкой. Украшение этого кубка создано в одной из многочисленных мастерских в Вармбрунне, центре производства гравированных украшений. Во второй четверти 18 века там работали десятки граверов по стеклу, создающие издели для силезских богачей, на этом кубке изображено дерево на гербе и девиз Шаффготшей.
Слева: Кубок из Богпемии или Силезии, вторая четверть 18 века, бесцветное стекло. Техника работы этой чаши очень отличается от предыдущих, из этой же витрины. Оба сизезских изделия украшены сочетанием гравировки и резки. Изысканные рисунки выгравированы на поверхности с помощью вращающегося металлического круга и чаще всего остаются матовыми, тогда как большинство геометрических поверхностей гравируются с помощью дисков большего размера, а затем полируются. Совсем другое впечатление производит эта чаша, обработанные поверхности которой не были оставлены матовыми, а отполированы. Весь общий декор, таким образом, визуально адаптируется к структуре необработанной поверхности, что способствует гармонии. Чаше 250 лет, она пережила 10–12 поколений.
Справа: бокал на ножке, Силезия, первая половина 18 века. На нем выгравировано изображение лодки в бухте, а также пословица (как часто бывает на бокалах периода барокко): «Не верь морю, не верь женщине, ибо их благосклонность хрупка, как стекло». Эта цитата почти идентично встречается в произведении поэта эпохи барокко Мартина.
2
Широкая чаша — Венеция, первая половина 16 века. Бесцветный зеленый, сине-зеленый, золотой. Позолота частично стерта. Со второй половины 15 века до конца 17 века Венеция была местом, где создавались самые ценные бокалы в Европе и за ее пределами. Их изготавливали в многочисленных мастерских острова Мурано. Клиентура варьировалась от высшей буржуазии до высших религиозных и гражданских сановников. Наиболее популярная продукция имитировалась конкурирующими стекольными заводами, переосмысливаясь или адаптируясь к требованиям региональных клиентов. Такие изделия назывались Венецианским стилем. Уже в то время стеклодувы и торговцы испытывали трудности в отличии этих предметов. Ведь, несмотря на запреты, венецианские стеклодувы часто эмигрировали и создавали огромное количество предметов в первой половине 16 века, которые дошли до нас. Большинство из них представляет собой бесцветное стекло; у чашечки обычно 12 ребер, а у ножки другое число, здесь — 19. Часто вдоль основания стопы, по краю губы и чуть ниже нее имеется синяя горизонтальная полоса. Многие примеры имеют горизонтальную окантовку из сусального золота прямо под краем губы. Последний часто стерт и почти не виден, как в данном случае. Этот бокал появился в коллекции благодаря счастливому стечению обстоятельств: Фридер Райзер, завещавший свою большую коллекцию картин под стеклом музею, вренмя от времени приобретал помимо картин еще и чаши, подобные этой.
Два бокала слева: бокалы на ножке манера Венеции либо Венеция, конец 16 века. Эти бокалы состоят из трех частей: ночки, плоской подставки и чаши. Поскольку ножка двух представленных здесь бокалов не имеет форму балясины, что часто бывает со стаканами на ножке, то применительно к таким изделиям принято говорить: стекло на ножке. Такие изделия были широко распространены в 13 и 14 веках, во многих европейских странах, к 15 веку и первой половине 16, они полностью вышли из моды. Их производство возобновилось примерно к 1560 году. Существовало множество вариаций бокалов на ножке в постсредневековые времена. Чаще всего они имели стержень в форме балясины и закругленный вырез в его нижней части. Для этих двух элементов, как и для их украшений, возможны бесчисленные вариации. Невозможно сегодня установить общую типологическую или хронологическую последовательность — например, от самого простого украшения к самому сложному. Показанные здесь бокалы являются особенно простыми и совершенными примерами. Только те, кто пытался создать или произвести гармоничное целое из трех элементов — стопы, ножки или стебля, и огранки — знают, чего стоит добиться убедительного результата. Вневременная элегантность этих двух бокалов затрудняет их датировку. Вероятно, они были изготовлены в конце 16 века.
1
Три бокала слева: Швейцария, конец 17 века. Бесцветное и белое стекло. Такие бокалы на ножках часто упоминаются в литературе. Впервые их приписали Венеции. В 1960 году была выдвинута гипотеза, что это стиль Венеции, а изгтовление — юг Нидерландов. В 1995 году в каталоге коллекции «Венецианское стекло» и «Венецианский путь» было сделано предположение, на основании различных наблюдений, о швейцарском происхождении. Вскоре после этого археологические раскопки стекольного завода в Бернской Юре подтвердили, что здесь производили такие изделия. Эти раскопки проводились в период с 2000 по 1004 годы в Корте. Среди тысяч найденных фрагментов стекла некоторые подтверждают различные этапы производства такого стекла на ножках. Изученный стекольный завод действовал с 1699 по 1714 годы, что явилось долгожданным свидетельством того, что их производили здесь и все гипотезы происхождения в Венеции и Нидерландах устарели. В этом контексте также интересно отметить, что белое филигранное стекло производится на основе процесса, неизвестного в других продуктивных регионах; стенка ножки состоит из двух слоев бесцветного стекла, между которыми помещены белые нити.
Справа: бокал по подобию венецианского, первой половины 17 века. Бесцветное и синее стекло.
Бокалы, состоящие из ножки и чаши, появились только во второй половине 16 века. В конце 16 и начале 17 века было создано множество произведений, демонстрирующих исключительное ремесленное мастерство, типичное для маньеризма. Это видно в конструкции верха бокала. Обычно стержни представляют собой сплошной элемент в форме балясин, часто снабженные дополнительным набалдашником. Здесь стебель прерывается на середине центральной оси; нижняя часть крепится к верхней с помощью трех рифленых стеклянных проволочных элементов, каждый из которых украшен двумя аппликациями синего малина. Не исключено, что этот бокал на ножке был изготовлен в Венеции. Но гораздо более вероятно, что он был создан к северу от Альп, скорее всего на территории Нидерландов, возможно, в Германии, но несомненно, на стекольном заводе, работавшем в стиле Венеции. Сегодня не известно ни одного аналогичного предмета, происходящего из Италии. Перечисленные экземпляры встречаются в Германии, Нидерландах, Бельгии и северо-востоке Франции. На полотнах появляются бокалы с подобными ножками; наиболее известными примерами являются работы художника Георга Флегеля, работавшего в основном, во Франкфурте. Он умер в 1638 году, что указывает на датировку этих произведений.
1
В заключении о зале стекла: «Выставка, задуманная в сотрудничестве с „Центром Студии дель Ветро Фонда Джоржио Чини“ в Венеции, предлагает оригинальный взгляд на венецианское стекольное искусство 20 века, уделяя особое внимание культовым произведениям трех крупных производителей: „Каппеллен“, „Венини“ и „СегусоВетри д, Арте“. От знаменитой прозрачной сферической вазы, созданной Карло Скарпа в 1926 году и ставшей символом продукции завода до разноцветных бокалов Флавио Поли середины 20 века. Здесь представлены работы, характерные для искусства стекла 20 века».
Следующий зал демонстрирует искусство по стеклу современных художников. Мастреская также используется для обучения и повышения квалификации, а также для вводных курсов и летних академий.
2
Большинство исторических инструментов принадлежит уникальной в мире коллекции цугского художника по стеклу Рихарда Индерганда (1946 — 1992 гг.). Эта коллекция была подарена музею Юбелейным фондом «Кредит Свисс» (кстати, этот банк в прошлом году был поглощен другим швейцарским банком).
2
Даже сегодня Фарбалас для витражей изготавливается вручную на стекольных заводов из уарзского песка, соды и извести при температуре 1200 градусов. За счет добавления оксидов металлов он приобретает все мыслимые цвета. Стеклодувы обрабатывают расплав стекла прямо из печи с помощью форм для выплавки.
1
В 1925 году произошел ключевой момент в истории муранского стекла. Бывшие долгое время партнерами Паоло Венини и Джакомо Каппеллин расстались и основали два самых важных стекольных завода 20 века: «Verti Soffiati Muranesi — Venini & Co» и «Maestri Vertai Muranesi — Cappellin & Co» С последним вместе работал молодой архитектор Карло Скарпа. В 1926 году Скарпа играл с простыми геометрическими формами и ввел новшества в производство стекла. Каппеллин, одновременно создавая иконы истории стекла, такие как знаменитая сферическая ваза с усеченным конусообразным основанием.
Отто Штайгер «Отречение Святого Антония», 1927 год. Тестовый витраж для церкви Святого Антония.
1
Жан Бертолль (1909 — 1996 гг.), «Мудрость, мир и медитация в монотеистических религиях», 1995 год. Картон и витраж работы мастерской «Maison du Vitrail», 1995 год.
2
Витраж Брайана Кларка — «Линда Маккартни», 1997 год, серия «Пол и Линда».
1
Эта работа не подписана, но она меня изумила — имитация треснутого стекла.
1
Людвиг Граньер, Фрибур, «Успение», ок. 1890 года. Это окно было создано для церкви в Грувере, вероятно, старой церкви Пон-Ла-Виль, сегодня называемой Шапель де Тюзи. Осталась только часовня, неф снесли в 1913 году. В 1948 году, после строительства плотины Россенс, часовню почти полностью поглотило озеро Грувер. Витраж находился на ферме Вильярволаре до января 2017 года. В 1894 году Людвиг Грайнер передал свою мастерскую своему сотруднику Винценту Киршу, который стал партнером Карла Флекнера. Не исключено, что в создании этого витража участовал Винцент Кирш.
2
Андре Суньо (род. 1944 год), «Археология», 1991 год. Модель и витраж производства Atelier Chiara, Лозанна.
1
Александр Сингрия (Женева 1879 — Лозанна 1945 гг.), «Беатрис, наполненная любовью», 1924 год. Этот витраж был изготовлен для выставки декоративного искусства в Париже в 1925 году, для швейцарской секции. На нем изображена сцена из «Божественной Комедии» Данте Алигьери (1265 — 1321 гг.)
1
Оскар Бербиг, (Цюрих, 1884 — 1930 гг.) «Христос», витраж из евангелической реформаторской церкви Лангнау-ам-Альбис, около 1900 года. Оскар Бербиг, сын художника по стеклу Фридриха Бербига, создавшего впечатляющие исторические витражи в хоре коллегиальной церкви Ромон, особенно сотрудничал с великим Аугусто Джакометти.
2
Клемент Хитон (1861 — 1940 гг.), «Святое Семейство», 1910 год. Центральная панель витража приходской церкви Шюпфен в Берне.
2
Жак Дюблин (Обервиль 1901 — 1978 гг.), «Богородица с младенцем», 1954 год. Витромузею регулярно доверяют витражи, вывезенные с места происхождения. Наиболее частыми причинами переноса являются желание прихода оснастить церковь более современными витражами или перераспределение места. Этот витраж был частью цикла из семи окон, созданных для бывшей частной часовни в Люцерне.
1
Пьер Годен (1908 — 1973 гг. Франция), Две панели окна бывшей часовни семинарии Сионской епархии, 1961 год. Пожертвование Фонда Великой семинарии Сиона. Пьер Годен — представитель династии французских художников по стеклу, основанной в мастерских Клермон-Феррана (с 1879 по 1892 годах) и Парижа (с 1880 по 1994 год). Его отец Жан создал витражи для Сионского собора в 1949 году, в котором Пьер также создал окно три года спустя. В часовне семинарии окно с тремя ланцетами и три окна с двумя ланцетами были работы Пьера Годена. Эти витражи были сняты во время разрушения часовни в сентябре 2009 года.
1
Мастерская Фрибура, вывеска отеля либо ресторана, около 1900 года.
4
Урсула Кноблаух, 1968 год, Берн, «Розовые фламинго». Эта работа выставлена на продажу, стоимость — от 2750 до 3000 франков каждая часть триптиха.
3
Моника Гуггисберг (Берн 1955 г.), Филипп Болдуин (НЙ, 1947 г.), «Птица на крыле», 2016 год.
2
Живопись и техника ее нанесения: художник по стеклу имеет в своем распоряжении обширный набор инструментов — кисти для рисования, протирающие кисти, кисточки, наконечники всех видов, соответствующие различным техникам нанесения — рисование, покрытие, тыканье, зачистка, штриховка. Гризайль наносится поэтапно: эскиз, линии, отмывка, потом наоборот.
1
Чтобы получить формовку, стекло выдувают в круглую форму, а после того, как стекло остынет, его дно ровно обрезают (справа сверху). Справа в центре: рондель работы Ганса Висса, 1615 год (стеклодув, собирающий окно, с помощником, готовящим паяльник). Слева: коробочка из мастерской художника по стеклу Эдуарда Хоша (Базель, 1843 — 1908 Лозанна) в Сернья-ле-Сепей). Внизу слева: маленькие выдутые горлышки бутылок, изготовленные путем открытия и сплющивания небольшого стеклянного шарика путем центрифугирования.
1
Справа: «Попугай», свадебный подарок стекольщика жене, Берн, около 1915 года. По словам потомков художника по стеклу Густава Роберта Гисбрехта (1853 — 1914 гг.), иммигрировавшего в Швейцарию из Западной Пруссии, этот попугай в стиле модерн был свадебным подарком члена семьи его жене. Слева: бокалы с рельефами и кабошонами. Литье и ламинирование — распространенные процессы изготовления рельефных стаканов. Кабошоны, небольшие блоки из литого и полированного стекла, часто интегрировались в витражи в стиле модерн.
1
Коробка с фрагментами старых витражей из коллекции студии художника по стеклу Ганса Майера, Реннвег, Цюрих. Подарок от семьи художника. На протяжении веков мастерские собирали фрагменты собственного производства или старые разбитые витражи. Они часто позволяли ремонтировать витражи, особенно в период барокко, когда цветное стекло было почти недоступно. Коробки, наполненные фрагментами, иногда передовались из поколение в поколение, и содержали, как эта, фрагменты от Средневековья до современности.
Витраж, состоящий из фрагментов витражей Агнуса Драпера в коллегиальной церкви Ромона, около 1460 года. В 1901 году мастерская Кирша и Флекнера, работавшая во Фрибуре с 1894 по 1938 годы, восстановила витражи Соборной церкви Ромона, созданные Агнусом Драйпером. Несомненно, именно по этому случаю был собран этот витраж «антикварное панно», состоящий из старых фрагментов, удаленных во время этой реставрации. В них видна первая реставрация 1707 года. В то время получить цветное плоское стекло было очень трудно, поэтому стеклодувы использовали в качестве наполнителей в реставрируемых витражах фрагменты разбитых витражей.
1
Стеклообразующие краски изготавливаются из измельченного стекла и окрашиваются оксидами металлов и эмалями, разными способами для гризайля. Серебристо — желтый (цвет серебряной соли) наносится с помощью охры. Художник по стеклу готовит краску с использованием различных жидкостей (воды, уксуса, масел) и растительных смол.
1
Инструменты художника:
1
Изготовление свинцовых стержней: гранулы разливаются в формы для слитков. Затем их пропускают через съемник, чтобы растянуть длинные обычные палки. Выбор колодок дает им широкий выбор профилей. Швейцария, 16 век.
1
Ящик для инструментов стеклодува. В нем собраны все инструменты стеклодува прошлого, относящиеся к 17 веку. Последним мастером — стеклодувом, использовавшим его, был Фридрих Андерматтен из Грехена (1871 — 1967 гг.)
1
Стоимость билета:
взрослый 19 франков
до 16 лет бесплатно
1
Часы работы музея:
с ноября по март с 11.00. до 17.00. со вторника по воскресенье
с апреля по октябрь с 10.00. до 17.00. со вторника по воскресенье