Музей витражей и работа Шагала

Я совершенно не ожидала в таком малюсеньком городке увидеть такой чудесный музей витражей, да еще и работу Марка Шагала!

Стекла и витражи являются неотъемлимой частью Ромона. Их можно встретить на улицах, в церквях, в часовнях и некоторых общественных зданиях.

Многих художников вдохновляет блеск стекла, его прозрачность, возможности его отражения и применения. Работы этих художников разнообразны: вазы, картины, окна, скульптуры и многое другое.

Витромузей был основан в 1981 году, в замке Ромон, и местные традиции помогли музею состояться. Основу фонда Витромузея Ромона составляет коллекция витражей, включающая произведения от Средневековья до наших дней. Графические фонды и коллекция исторических инструментов также иллюстрируют процессы проектирования и производства витражей.

Музей витражей и работа Шагала

Благодаря пожертвованию коллекции Рут и Фридера Райзер и расширению музея в 2006 году он открылся для обратной (реверсивной) росписи по стеклу и других форм искусства из стекла. Благодаря новому разделу, посвященному стеклу, который был открыт в 2020 году, теперь можно познакомиться и с этим видом многогранного жанра стекольного искусства.

В Витромузее представлена исключительная коллекция картин по стеклу, реверсивных картин и предметов из стекла. Музей и его научных партнер Витроцентрвместе образуют уникальный симбиоз передового опыта.

Но главное, что меня несказанно изумило — витраж Шагала! Вот совершенно не ожидала в малюсеньком провинциальном музее увидеть Шагала. Но, видимо, что-то чувствовала, потому что мы прогулялись по городу с раннего утра, когда музей был еще закрыт, и мне захотелось зайти. Муж отговаривал, но я настояла. Мы вернулись в отель, сдали номер, и еще раз поднялись на холм, к открытию музея. И, как оказалось, не зря!

В 1979 году, когда 92-летний Марк Шагал работал над созданием своего последнего витража в церкви Сент-Этьен (Святого Штефана) в Майнце (у меня есть про нее отдельный отзыв), он посвятил работу Мишелю Пьере, мастеру — стеклодуву из мастерской Симона Марка в Реймсе, который помогал ему на протяжении стольких лет. Этот рисунок на стекле — один из редких витражей мастера, не интегрированных в здание.

Музей витражей и работа Шагала

Витражи в Швейцарии: самыми старыми свидетельствами витражей в Швейцарии являются фрагменты Сиона и Мюстаира 5–9 века. Великолепное средневековое остекление и сегодня можно увидеть в швейцарских церквях, например, в монастырской церкви Габсбургов в Каниасфельдене (14 век), или в хоре Бернского собора (15 век). Этот монументальный витраж был заменен одинарным стеклом меньлшего размера в конце 15 века.

В музее (правда, залы расположены несколько хаотично) показаны витражи от 12 века до наших дней и рассказывается, как они изготавливаются.

Два витража: Трехлопастной и четырехлопастной узоры из коллегиальной церкви Ромона, бывшей часовни Сен-Жан-Батиста, около 1340 — 1350 годов. Художник из верхнего Рейна. Свинцовый витраж, цветное стекло, гризайль. Эти витражи сопровождали два фигуративных витража, изображающих Святого Сильвестра и Святого Иоанна Богослова.

Три доли украшены тремя свернутыми листьями падуба или дуба, окружающими небольшую синюю розетку, выходящую из белого кольца, окружающего центральную розетку, и отчетливо выделяющуюся на красном фоне. Эта работа представляет собой стилистическое родство с витражами регионов Верхнего и Нижнего Рейна, в частности с некоторыми окнами Страсбургского Собора (как и следующий витраж). Чтобы облегчить сборку трехлопастной пластинки во время старой реставрации, стеклодув пронумеровал листья небольшими линиями возле кончиков долей, которые видны до сих пор.

2
Музей витражей и работа Шагала

Этот четырехлистник украшен белыми дубовыми листьями, прикрепленными по три на три к желто-коричневым стеблям, которые выделяются на красном фоне и окружают центральную синюю розетку.

3
Музей витражей и работа Шагала

Этот тип витражей, состоящий из геометрического остекления, украшенного цветными элементами, был распространен в Средние Века как в светской, так и в церковной сфере. Простота композиции, преимущественно прозрачное стекло и отсутствие краски гризайль помогли ограничить затраты — витражи тогда представляли собой крупную инвестицию. Остекление такого типа сохранилось редко, но на него была сеть потенциальных клиентов. Найденное на первом этаже ризницы коллегиальной церкви Ромона первоначальное местонахождение окна неизвестно, но предполагается, что оно могло исходить из церкви, освященной в 1297 году. оно также могло быть создано во время реконструкции южного придела коллегиальной церкви между 1344 и 1382 годами. прерывание фриза из треугольников явно показывает, что панель была укорочена, чтобы адаптировать ее формат для дальнейшего использования.

2
Музей витражей и работа Шагала

Ромон, 1981 год. Андре Суньо, мастерская Эрнста Шайдеггера. Освинцованные витражи, массивное цветное стекло. Витраж объединяет три фигуры: одна держит два свитка и часы, другая играет на барабане, украшенном флагом города Ромон, а третья держит стакан, украшенный флагом Фрибура. На заднем плане виден холм Ромон и его коллегиальная церковь.

3
Музей витражей и работа Шагала

«Добрая пятничная ночь», Альфред Манесье (1911 — 1993 гг.), 1976 год. Тестовая панель для часовни Гроба Господня в соборе Святого Николая во Фрибуре. Витраж из свинца, цветное стекло. Когда Манесье было поручено создать первые два окна для Фрибурского собора, он уже был известным художником в Европе и создателем витражей. Заказ на часовню Гроба Господня особенно тронул его, поскольку позволил впервые в своей работе над стеклом приблизиться к сердцу христианской тайны: темной ночи пасхи, к этому моменту, когда Христос уже умер, но не умер, а воскрес, где отчаяние отмечено кровью. Парадоксально, но витражи по своей природе, привносят свет туда, где его больше нет. Это тестовая панель, созданная мастером — стеклодувом из Фрибура Мишелем Эльтшингером, соответствует правой нижней панели Собора. Она послежила основой для дискуссии между художником и мастером — стеклодувом, сотрудничество которых будет возобновлено в новых проектах.

После короткой первой встречи в 1975 году, французский художник написал: «Я счастлив. Я нашел хорошего стеклодува в Швейцарии». Панель, вероятно, была подписага и датирована Манесье во время открытия часовни годом позже.

1
Музей витражей и работа Шагала

Этот абстрактный витраж, попавший в коллекцию музея после большой ретроспективы Йоки, организованной по случаю его 80-летия, в 2002 году, тонко сочетает цвета с нюансами и мягкими изгибами рисунка. Хотя большая часть его ранних работ использует фигуративную христианскую иконографию, находящуюся под вильрным влиянием Александра Сингрии и группы Сен-Люк, он постепенно освободился от этого влияния. Этот витраж является представителем того, как художник подошел к беспредметному в своих стеклянных творениях, для многочисленных церквей Швейцарии и Германии.

2
Музей витражей и работа Шагала

«Христос на Высшем суде», Александр Сингрия (1879 — 1945 гг.), 1937 год. Освинцованный витраж, крашеное стекло, кабошоны, осколки зеркал, гризайль. Частная коллекция. Этот витраж показывает талант Сингрии как колориста. Он любил интегрировать в витражи необычные кусочки стекла (здесь кабошоны и осколки зеркала), и расписывал витраж гризайлью, наносимой в очень необычной манере, царапая его пальцем, ладонью, рукой, тряпкой, пером или кистью. Александр Сингрия, уроженец Женевы, являлся художником, художником по стеклу, театральным декоратором, мозаичистом и писателем. Он активно участовал в обновлении католического сакрального искусства: Христос — Царь и Христос в Святом Сердце — темы, которые ему особо нравились. в Ромоне он создавал витражи часовни колледжа Сен-Жан, а также высокие окна нефа коллекиальной церкви. Этот витраж был изготовлен для показа в швейцарском павильоне международной выставки «Исскуство и техника в современной жизни» в Париже в 1937 году, важного события, на котором также работы «Герника» Пикассо и «Фея электричества» Рауля Дюфи были представлены публике. Этот витраж был создан в мастерской «Кирш и Флекнер» во Фрибуре, открытой в конце 19 века двумя молодыми немцами. Мастерская стала известна тем, что в ней Юзефом Мехоффером были созданы витражи для коллегиальной церкви и собора Фрибура, которые очаровали молодого Сингрию и стали толчком для его карьеры художника.

4
Музей витражей и работа Шагала

Памятный витраж по случаю юбилея: 50-летия со дня рождения Фернана Дюма. Александр Синрия (1879—1945 гг.), 1942 год. В витраже выделяется холм Ромон и город Ромон, где юбиляр занимал свою должность архитектора. Два ангела и шлем завершают нижнюю часть композиции. В верхнем регистре изображены колокольни и фронтоны церквей, которые прославляют активную деятельность архитектора, а также 20-летие сотрудничества между ними двумя. Т-образность, квадрат в плане архитектора также символизируют профессию получателя витража. Боковые панели посвящены Святому Андрею (слева) и святому Фердинанду III Кастильскому (справа), что является намеком на имя архитектора. У их ног две длинные надписи, в которых упоминаются имена друзей архитектора, что свидетельствует о важной творческой сети, окружающей его. Мастерская Герберта Флекнера, создавшая этот витраж в сотрудничестве с Сигрией, использует собственную технику, разработанную в начале 1940-х годах, которая заключается в том, чтобы обойтись без традиционной свинцовой сетки, вставив цветрные стекла между двумя пластинами прозрачного стекла, к которым они крепятся. Этот процесс не только решил проблему нехватки свинца во время войны, но и обеспечил прозрачность.

1
Музей витражей и работа Шагала

«Поклонение волхвов», Йоки (Эмиль Эбишер 1922 * 2012 гг.). Из часовни института Ставии в Эставайе-ле-Лаке. 1955 год. Свинцовый витраж, цветное стекло, частично пескоструйная обработка с обратной стороны, гризайль, частичное травление кислотой. Частная коллекция. На витраже справа изображена Дева Мария под покрывалом и нимбом, одетая в синее, держащая на коленях младенца Иисуса, также с нимбом, спеленутого в вертикальном положении. Слева в профиль на них смотрят три Короля, принесшие дары. Фон абстрактный, и в оригинальной часовне был продлен до витража, находившегося под панелью, и не сохранившегося. Он раскрывает раннюю склонность художника к абстракции, в данном случае — геометрической, и придает его витражам почти кубический характер. Эта работа относится к началу фундаментального сотрудничества между Йоки и мастером стеклодувом из Фрибура Мишелем Эльчингером, который будет сопровождать его работы до самой смерти. Художник, родившийся в Ромоне, Йоки открыл для себя стекло, работая на «Электроверке», местной фабрике по производству стекла, которая тогда только что открылась. Вроследствии в качестве дизайнера он был нанят архитектором Фернаном Дюма.

1
Музей витражей и работа Шагала

«Люцис Создатель Оптимум», Серхио де Кастро (1922 — 2012 гг.), 1957 год. Свинцовый витраж, цветное стекло, гризайль. В период с 1978 по 1981 годы Серхио де Кастро, всемирно известный французский художник аргентинского происхождения, создал пять витражей с изображением Пророков для окон северного придела коллегиальной церкви Ромон. Открытие этих окон совпадает с основанием Швейцарского музея витражей. В память об этих двух событиях, в 1891 году художник передал в дар музею выставленный витраж и около сотни поготовительных документов для коллегиальных окон. В основе этого витража лежит картон 1957 года, который художник нарисовал для монументального витража в церкви бенедиктинского монастыря Куврешев-ла-Фоли в Кане, во Франции. Эта интерпритация Сотворения мира представляет собой шедевр стекольного искусства второй половины 20 века. Панель, выбранная для изготовления во второй раз и переданная музею — часть огромной работы — носит название в честь гимна, датируемого, вероятно, 5 веком, восхваляющего Бога — Творца света. Он соответствует первому дню творения, когда Бог творит Свет, отделяет его от тьмы и помещает в чередование дня и ночи (Бытие 1, 3–5).

1
Музей витражей и работа Шагала

Уже в Средние Века и на протяжении столетий обычай дарить витражные окна был широко распространен в немецкоязычном мире, а в Конфедерации он приобрел особую интенсивность и значимость. Кантоны, общины, города, гильдии, церковные и общественные деятели, и частные лица давали друг другу возможность подарить витраж по случаю важных событий или строительства новых объектов. Используемый в нем герб служил знаком солидарности или олицетворял какие-то важные обстоятельства. На этих двух витражах неизвестный художник по стеклу, вероятно из Базеля, изобразил Святого Бенедикта (слева) и Святую Схоластику (справа), около 1470 года. Герб относится к основательнице аббатства и герцогине Иоланде, сестре французского короля Людовика XI. В 1469 году она остановилась в Ромоне вместе со своим мужем, Амадеем IX Савойским и заказала эти витражи. Из цистерцианского аббатства Ла Фил-Дье, неподалеку от Ромона. Два витража принадлежат к трем дискам с фигурками.

1
Музей витражей и работа Шагала

Помимо гербов как опознавательного знака дарителя, на стеклянных картинах были изображены светские и религиозные деятели и сцены из библейских сказаний и легенд. Воины Конфедерации, святые, женщины, мужчины и животные часто выступали в качестве щитоносцев и знаменосцев на городских и общественных площадях. библейские сцены и легенды изображались на нескольких полях витражей. Были популярны приветственные диски, на которых жена приветствует вернувшегося мужа с чашей в руках.

Три стеклянные картины, возможно, происходят из бывшего картезианского монастыря Сент-Мари—Мадлен-су-ла-Круа в Лёвене. Это был один из самых важных ансамблей витражей раннего Возрождения с остеклением большого и малого монастырей, церкви и ризницы, а также зала капитула. В результате Указа о терпимости императора Иосифа II монастырь был упразднен в 1783 году, а стеклянные картины были проданы в 1786 году. Большое количество из них оказалось в Великобритании. Эти работы демонстрируют стилистическую связь с мастерской Дирка Веллерта, одного из самых известных голландских художников первой половины 16 века.

1. Ариу Лукас Зейнер (Цюрих, до 1479 года — ок. 1515 г.), из церкви Кибурга, ок. 1500 года.

2. Линхардт Джерли (Фрибур 1452 — 1565 гг.) Рондель с гербом Вюйстерненса-Деван-Ромона, 1665 год.

3. Неизвестный художник по стеклу. «Знаменосец кантона Гларус», 1590 год.

1
Музей витражей и работа Шагала

1. Иозиас Мюрер (Цюрих 1564 — 1630 гг.) Витраж Ганса Феликса Галлера и Элизабет Фоглер с историей Конфедерации.

2. Ганс Бальтазар Фиш (Аарау, 1608 — аммерсвиль, 1656 гг.). Витраж «Добро пожаловать» Якоба и Фридриха Блау, ок. 1655 г.

3. Иоганн Якоб Мюллер (Цофинген 1660 — 1712 гг.). Витраж Якоба Ульчи и Магдалины Мани, «Сон Якоба», 1705 год.

Музей витражей и работа Шагала

Слева: Мишель-де верье (Базель, 1435 — 1474 гг.), Витраж с гербом Савойского дома, 1452—1460 гг. Справа: картина Генриха Бана (Цюрих, ок.1515 — 1599 гг.). Витраж мастеров из Фрибура Якоба Шлее и Ганса Верро, «Адам и Ева», с Ратуши Ромона.

Музей витражей и работа Шагала

Слева: неизвестный художник по стеклу, вероятно, швейцарец. Геральдический витраж создан Ульрихом Цюрихером, ок. 1636 года. Справа сверху: Вольфганг Шпенглер (Констанц, ок. 1624 — 1685 гг.), витраж работы Мартина Генриха Фостера «Легенда о святой Екатерине Александрийской», 1683 год. Из часовни Святой Екатерины в Райхенбурге, кантон Швиц. Справа внизу: Леонтий Бушер (Сюрзее 1653 — Фрибур 1714 гг.), витраж Франца Тобиаса фон дер Вейда и марии Барбары фон Монтенах, 1688 год. На заднем плане сцена охоты.

Музей витражей и работа Шагала

Слева направо:

1. Неизвестный художник по стеклу, возможно, фламандец. «Исцеление сына царского чиновника в Капернауме», ок. 1520 г. Возможно, из Лёвена.

2. неизвестный художник по стеклу, возможно, фламандец. «Богоматерь и ангелы собирают фрукты для младенца Иисуса», ок. 1520 г. Возможно, из Лёвена.

3. Неизвестный художник по стеклу, возможно, фламандец. «Три Короля (волхва) в начале пути», ок. 1520 г. Возможно, из Лёвена.

1
Музей витражей и работа Шагала

Маленькие круглые диски были широко распространены между 1480 и 1600 годами, особенно в Нидерландах — Голландии, Бельгии — Фландрии. Монолитные стеклянные картины, т. е. состоящие из цельного куска стекла, первоначально большей частью снабженные надписью или орнаментальной каймой, окрашены только черной или коричневой краской, с серебристо — желтыми деталями. В художественном отношении голландские диски являются одними из лучших в своем жанре. Художники по стеклу работали с лучшими художниками, которые предоставляли им шаблоны в виде рисунков или гравюр.

1. Неизвестный художник по сткеклу, Антверпен. «Третий день Творения», ок. 1523 г.

2. Неизвестный художник по стеклу, Нидерланды. «Император Карл Великий», ок. 1510 года.

3. Неизвестный художник по стеклу, Нидерланды. «Осень, олицетворение Богини Цереры», ок. 1550 года.

4. неизвестный художник по стеклу, Южные Нидерланды «Добрый пастырь», ок. 1560 года.

5. Неизвестный художник по стеклу, Нидерланды или Франция. «Святой Кристофор», оригинальная рамка, ок. 1460 год.

6. Неизвестный художник по стеклу, нидерланды. «Святой Жак во время битвы при Клавихо», ок. 1550 год.

7. Неизвестный художник по стеклу, Нидерланды. «Аллегори удачи», начало 16 века.

8. Неизвестный художник по стеклу, Южная Германия, «Планета „Луна“ со сценой рыбалки», ок. 1540 года.

1
Музей витражей и работа Шагала

Опалосцентное стекло и искусство витража около 1900 года: изображенный вечерний пейзаж с центральным гербом и свитком напоминает работы выдающегося художника и декоратора интерьеров Джона Ла Фаро (1835 — 1910 гг.), который вместе со своим нью-йоркским конкурентом Луи Комфортом Тиффани (1848 — 1933 гг.) считается новатором американского витража. Вместе они должны были определить эпоху опалового стекла, которая длилась с 1880 по 1920 годы. Эта техника характеризуется использованием опалового стекла, которое позволяет получить нюансы цветовых градаций. Достигнутый цветовой эффект был получен посредством так называемого процесса наслоения (плакирования), при котором несколько стеклянных половинок наслаивались. использование складчатого или структурированного стекла, а также выборочно вставленных кабошонов, ограненных стеклянных кристаллов (иногда драгоценных) и фрагментов стекла (или битых драгоценностей) также привело к созданию рельефного изображения поверхности.

3
Музей витражей и работа Шагала

Якоб Адольф Хольцер (1858 — 1938 гг.) и амкриканские инновации: художник родом из Мусзедорфа в Берне, работал в нью-йоркских студиях Джона Ла Фаржа и Луи Комфорта Тиффани в 1880-х и 1890-х годах. В 1921 году он создавал витражи в НЙ, Нью-Джерси и Новой Англии, как независимый художник. Как показывают экспонаты того времени, Хольцер был хорошо знаком с использованием опалового стекла, которое в то время было широко распространено в США. Хотя «Святая Сесилия» стилистически близка работам Тиффани, Хольцер открыл новые горизонты в двух отдельных дисках от Моссеедорфа и объединил швейцарскую традицию диска с гербом с американской инновацией в области опалесцентного газа.

1. «Святая Сесилия», 1900 год.

2. «Сеятель», 1912 год. Из прихода Моссеедорф.

3. «Святой Георгий, поражающий Дракона», 1912 год. Из прихода Мосеедорф.

2
Музей витражей и работа Шагала

Опалесцентное стекло в Швейцарии: стеклянные картины, представленные на выставке, изготовлены из девятичастного оконного остекления аптеки Венги в Золотурне, что демонстрирует распространение опалового стекла в Швейцарии. В центральном поле картины изображен мэр Золотурна Никлаус фон Венги Младший (1485—1549 гг.), ставший народным героем в истории Золотурна, благодаря своим славным делам в войне между католиками и протестантами. Венги, ставший символом толерантности, стал популярным изображением в Золотурне 19 века. Аптечное стекло удивляет использованием нюансированного и частично структурированного опалесцирующего газа, и, таким образом, демонстрирует важность американских технологий в швейцарской росписи стекла 1900 года.

Неизвестный мастер. «Венги перед пушкой», 1909 год.

3
Музей витражей и работа Шагала

Йоки (Эмиль Эбишер). «Святой Георгий», гризайль, 1981 год.

Музей витражей и работа Шагала

Слева: «Лебеди на воде на закате», Фрибур, Жан-Эдуард де Кастелла, 1905 год. Освинцованный витраж: бесцветное, синее, зеленое, желтое и оранжевое стекло, частично облицованное опаловое стекло, а также структурированное стекло.

Справа: «Фама», Карл Альмквист, Ланкастер — Англия. Освинцованный витраж: прозрачное и цветное стекло, роспись гризайль и серебристо-желтый. Витраж представляет собой крылатую женщину, держащую в правой руке трубу, в которую она трубит, а в левой — знамя, на котором написано «Фама». Она стоит на фоне растений, цветов и деревьев. На заднем плане видны холмы. Фама в римской мифологии олицетворяет славу и общественную молву. Вергилий описывает ее в своей «Энеиде».

Музей витражей и работа Шагала

Слева: «Пара сборщиков», Цюрих, Якоб Георг реттингер, 1898 год. Освинцованный витраж: цветные стекла в массе, гризайль, серебро, эмаль, деревянная рама.

Справа: «Гротеск с двумя журавлями», Брюссель, неизвестный художник. 1885 год. Освинцованный витраж: бесцветное и голубое стекло, тонированное в массе, роспись гризайль, серебристо — желтая краска и эмаль.

2
Музей витражей и работа Шагала

Неизвестный мастер, вероятно из Цюриха, «Промышленность и мир». Ок. 1880 года. Освинцованный витраж: бесцветное, зеленое, красное и желтое стекло, эмаль, стекло с синей, желтой, оранжевой и красной подкладкой (на обеих сторонах вытравлена кислотой). Внутренняя сторона расписана гризайлью.

3
Музей витражей и работа Шагала

Дидактические витражи: рождение витража. В 1902 году художник из Базеля Вернер Эмиль Серстер создал два витража для дидактической коллекции.

Музей витражей и работа Шагала

Витрины с инструментами для изготовления витражей, инструменты для работы почти не изменились, только раньше их нагревали в углях с помощью газа, а сегодня -электричества.

1 из 4
Музей витражей и работа Шагала
 

Изготовлению витража предшествуют эскиз, картон, проработка и раскраска. С помощью кальки и бумажных шаблонов художник по стеклу готовит основу. Цветные стекла вырезаются с помощью алмаза и вырубного станка, а затем временно помещается в свинцовый сплав. Стекла покрываются двумя слоями цвета — красным и зеленым или синим на белом и гравируются. Таким образом получается более одного цвета. Затем стекла временно закрепляются воском. Потом завершаются контуры линий. После этого делаются наброски ручкой, иглой, или деревянным наконечником, и подчеркиваются основные моменты и детали рисунка. Затем следует первый обжиг в печи, который закрепляет краску гризайль и серебристо-желтый цвет, нанесенный на реверс. За подкраской следует второй обжиг. Стекла соединяют между собой свинцовыми стержнями, а выводы припаивают к олову в местах сопряжения. После этого спайки цементируются.

Музей витражей и работа Шагала

Искусство витража: цветное стекло украшало окна с Поздней Античности. Проходящие солнечные лучи заливают интерьер цветным светом и заставляют сиять картину на стекле. В Средние Века витражи стали больше и стали изображать фигуративные сцены и орнаменты. Со строительством церквей и соборов с монументальными окнами в готический период, процветало стекольное искусство. Известный пример — хорошо сохранившийся витраж Шартрского собора. В 15 веке появился новый тип остекления: в светлые окна вставлялись отдельные стекла небольшого формата. Светские здания, такие как ратуши, и частные жилые дома, также получили росписи по стеклу. В 18 веке цветные окна вышли из моды. Однако всего через сто лет интерес возобновился: в историзме и модерне витражи вновь заняли важное место в архитектруре.

Это панно изображает два события из жизни святого Пантелеона (Никомидия 275 — ок. 304 гг.), который врачевал людей, не беря за работу деньги.

Слева: «Святой Панталеон, осматривающий больного», окно со свинцовым витражом.

Справа: «Император Максимилиан приказал совершить мученическую смерть святому Пантелеону», окно со свинцовым витражом. Стекло бесцветное, синее, желтое, зеленое, охристое.

Музей витражей и работа Шагала

«Святая Мария Магдалина и апостолы Петр и Иоанн обнаруживают пустую гробницу Христа». Собор Нотр-Дам де Шартр. Свинцовый витраж. На этом круглом витраже изображены святые в полный рост, одетые в античном стиле. На синем фоне слева выделяется растение, составленное из нескольких свитков, а справа — пустая гробница, без крышки, из которой виден белый саван. Речь идет о посещении Марией Магдалиной и апостолами Петром и Иоанном гроба Иисуса, который они нашли открытым и пустым. Соответствующее новозаветное повествование дано в Евангелии от Иоанна. В этот момент они осознали пророчество Христа, объявившего о своем Воскресении через три дня после Распятия. Сцена заключена в лепестковую орнаментальную рамку, состоящую из красочных геометрических узоров.

1
Музей витражей и работа Шагала

«Воскрешение мертвых», Франция, мастерская в районе Суассона, 1200 год. Медальон изображает на синем фоне молодого человека, собирающегося выйти из открытого саркофага. Он обнажен, за исключением пурпурного савана, накинутого на его плечи. Его левая рука, сложенная, направлена вверх, как и его лицо и взгляд. Коричневая земля под саркофагом украшена травами и цветами, а медальон окружает красная сетка. Эта панель, характеризующаяся интенсивностью цветов, и точностью драпировки плащаницы, была изготовлена в расцвете романского периода, и, вероятно, была частью розы, символизирующей Страшный Суд, Западные фасады соборов 13 века, особенно во Франции, часто включали этот сюжет.

Музей витражей и работа Шагала

«Иоанн Креститель встречает Иисуса», медальон из Собора Лозанны, ок. 1195 года. На синем фоне витража мы видим фигуру Иоанна Крестителя, представляюдщего Иисуса толпе. В центре медальона изображен Святой с красным ореолом, одетый в зеленую тунику и пурпурный плащ. Его лицо обращено к восьми персонажам, наблюдающим за этой сценой, справа от него. Его правая рука указывает на Христа, одетого в белый хитон и пурпурную мантию. Нимб последнего красный и несет три белых луча, символы креста. Его взгляд устремлен вверх, руки скрещены на груди. На филактерии, помещенной между проповедником и Христом, имеется надпись: «Вот Агнец Божий». Над персонажами небо, символизирующее Царство Небесное.

1
Музей витражей и работа Шагала

Бюст Святого, происхождение неизвестно. 12 век.

1
Музей витражей и работа Шагала

«Святой Иоанн Богослов», часовня бывшего командорства тамплиеров в Сен-Вобуре, Франция. Ок. 1264 года. На красном фоне, восседая на синем престоле, покрытом зеленой подушкой, под полукруглой аркой, поддерживаемой колоннами и белыми ионическими капителями, святой Иоанн Богослов, одетый в синий хитон, желтый плащ и с голубым нимбом, держит закрытую книгу в левой руке. Он поднимает правую руку с вытянутым указательным пальцем. Сцена окружена красной рамочной сеткой, пересекаемой вверху желтым стеклом, изображающим чашу, а внизу — ножками, с обнаженными святыми. Центральная полоса на заднем плане имеет следующую надпись и позволяет идентифицировать персонаж: «S.IOHAN». Медальон является частью группы витражей, разобранных в 19 веке из старой часовни.

1
Музей витражей и работа Шагала

Следующие работы — с временной выставки.

Болдуин и Гуггисберг «Народная стена», 2018 год. Выдувное и холоднодеформированное стекло, тефаль, стеклянные панели. Впервые эта работа была представлена в Кентерберийском соборе, на выставке, освещающей тему путешествий, миграции и мировых культур.

Музей витражей и работа Шагала

Мишель Гевель «Голубое свечение», 1986 год.

1
Музей витражей и работа Шагала

Петер Траваглини (1927 — 2015 гг.), 1970 год. Мастерская Обера, фонд Ренана.

Музей витражей и работа Шагала

Эрик де Соссюр (Женева 1925 — Тэзе 2007 гг.), «Овцы Тэзе», 1999 год.

2
Музей витражей и работа Шагала

Макс Хунцикер (1901 — 1976 гг.), «Пара в земном Парадизе», 1979 год. Витраж из полистерола, мастерская Карла Ганца, Цюрих. Частная коллекция.

Музей витражей и работа Шагала

Дэниэль Стеттлер «Винсент и Винсент», 2006 год.

2
Музей витражей и работа Шагала

Феликс Хоффман (аарау, 1911 — 1975 гг.), «Модель в мастерской», 1946 год.

2
Музей витражей и работа Шагала

Йохим Пёнсген «Между строк», 1990 год. Мастерские Хайна Дерикса.

Музей витражей и работа Шагала

Хуан Вила Грау, Барселона. Тестовая панель для витража Собора Святого семейства, 2007 год.

Музей витражей и работа Шагала

Фердинанд Гер (1896 — 1996 гг.) «Мистическая роза», 1981 год. Мастерская Альбина Энгелера, Андвил.

2
Музей витражей и работа Шагала

Брайан Кларк, «Цветы для НЙ», 2001 год.

Музей витражей и работа Шагала

Брайан Кларк «Летнее солнцестояние — Спитфайр», 2016 год.

1
Музей витражей и работа Шагала

Леон Зак (1892 — 1980 гг.), пробные панели для витражей Аржантанской церкви, Франция, 1977 год.

Музей витражей и работа Шагала

Мартиал Клер (1956 — 2018 гг.), Без названия, 2000 год. Мастерская Клера уже много лет находится напротив замка Ромон. В этой работе из стеклянного кружева художник изобразил вязание своей матери.

2
Музей витражей и работа Шагала

Генрих Штойбли (1926 — 2016 гг.), «Абстрактная композиция», свинцовый витраж.

Музей витражей и работа Шагала

Стекло и мастерская витражей — во второй части. Спасибо за внимание.

Часы работы:

с 1 ноября по 31 марта со вторника по воскресенье с 11.00. до 17.00.

с 1 апреля по 31 октября со вторника по воскресенье с 10.00 до 17.00.

Стоимость билетов:

взрослый 15 франков,

студетам, военным, волонтерам — 12 франков,

детям до 16 лет бесплатно,

в составе группы от 10 персон — 9 евро,

в составе школьного класса 3 евро.

Экскурсия по музею:

1 час — 160 франков,

1,5 часа — 200 франков,

2,5 часа — 250 франков.

По вторникам в январе бесплатно (и мы как раз попали в январе во вторник).

Адрес:

Vitromusee Romont

Cace postale 150

1680 Romont

+41266521095

www.vitromusee.ch

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей витражей

Rue du Château 108b, 1680 Romont, Швейцария Подробнее об объекте