Мы заканчивали наш швейцарский вояж 2018 года в Женеве и провели в этом городе почти три дня. Одной из первых достопримечательностей, которую мы там посмотрели, была «Стена реформаторов» — внушительный монумент Жану Кальвину и его соратникам. При подготовке рассказа о Женеве раздел с описанием этого памятника получился настолько подробным, что имело смысл выделить его в отдельный отзыв об объекте, который и предлагается вашему вниманию. Кроме того, кальвинизм сыграл такую важную роль в истории Женевы (а также Швейцарии и ряда стран Европы) что этот отзыв можно рассматривать как введение к двум последующим «женевским» рассказам, где он будет неоднократно упоминаться.
Женеву называют «протестантским Римом» и «матерью протестантских церквей». Действительно, именно здесь французскому теологу Жану Кальвину впервые удалось воплотить в жизнь идеи Реформации и способствовать её широкому распространению. Поэтому в 1909 году, в 400-летие со дня его рождения и в 350-летие с даты основания (им же) Университета, женевские власти решили увековечить память Кальвина и его соратников во внушительном монументе (Monument international de la Réformation), сооружение которого закончилось в 1917 г.
2
Монумент Реформации выполнен в виде «Стены реформаторов» длиной в 91 м и высотой в 9 метров и расположен вдоль бывшей линии городских укреплений. В центре находятся пятиметровые статуи четырёх главных деятелей кальвинизма во главе с самим Кальвином, а по бокам (по три с каждой стороны) – трёхметровые статуи его приверженцев и последователей.
Реформация пришла в Швейцарию из Германии и поначалу была принята в Берне и Цюрихе. В Цюрихе её возглавил Ульрих Цвингли (1484–1531), пастор Гросмюнстера (цюрихского собора), который, однако, рано погиб в сражении с католиками, оставив швейцарских протестантов без ярко выраженного лидера. Франкоязычная Женева в это время была в основном католической, но протестантские идеи проникли в неё в ходе войны с Савойским герцогством, которое было на стороне папства.
Позже кантон Берн помог женевцам отбиться от савойцев и получить независимость, но в ответ потребовал от них перехода в протестантство под угрозой лишения своего покровительства. Руководство этим процессом Берн возложил на некоего Гийома Фареля, но у того получалось неважно, и в Женеве царил религиозный хаос. Всё изменилось после приезда в Женеву в 1536 году Жана Кальвина, изгнанного из Франции теолога-протестанта, скитавшегося по Европе в поисках прибежища. Фарель уговорил его остаться в Женеве и претворить свои религиозные взгляды в жизнь.
2
По верху стены огромными буквами выбит кальвинистский лозунг Post Tenebras Lux (лат. «после тьмы - свет»), позже ставший девизом всей Реформации, а также города Женевы. Как нетрудно догадаться, тьма - это католицизм, а свет - Реформация.
Первоначально идеология Кальвина опиралась на взгляды Мартина Лютера (1483–1546), немецкого основоположника протестантства, взгляды которого получили широкое распространение в немецких княжествах. Со временем, однако, Кальвин радикализировался и начал проповедовать более жёсткие реформы и преследование диссидентов, чего Лютер не делал. Если Лютер хотел убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии, то Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Он упразднил все религиозные праздники и запретил какие-либо украшения и предметы культа в храмах, включая мощи святых и иконы, одновременно сделав обязательным частое посещение церкви для прослушивания проповедей.
Регламентировалась и светская жизнь: запретили театры, танцы и прочие публичные увеселения, азартные игры (включая карты) и проституцию, кабаки (их заменили на государственные кафе, где на видном месте лежала Библия). Новая церковь взялась и за исправление нравственности прихожан, которые преследовались за пьянство, сквернословие, роскошь в одежде, супружескую неверность и даже чревоугодие. Нужно ли говорить, что все эти меры не пользовались популярностью среди горожан, поэтому в 1538 году, после победы противников Кальвина на выборах в Большой совет, ему вместе с Фарелем было предписано в три дня покинуть город.
После изгнания из Женевы Кальвин осел в Страсбурге, где возглавил французскую реформатскую общину. Однако уже в 1541 году его попросили вернуться обратно в Женеву, чтобы не допустить восстановления там католической церкви, за которой маячила фигура герцога Савойского, по-прежнему мечтавшего овладеть городом. В этих условиях Кальвин с его антикатолическим учением и реформами стал выглядеть меньшим злом, нежели риск снова попасть под власть Савойи.
1
В центре Стены Реформации (слева направо): Гийом Фарель (1489–1565) — первый протестантский реформатор в Женеве, присланный туда из Берна. В 1536 году уговорил проезжавшего через Женеву Кальвина остаться в городе. Будучи миссионером по призванию, в 1538 году уехал из Женевы и проповедовал протестантские взгляды в других швейцарских городах; Жан Кальвин (1509–1564) — французский теолог, основоположник кальвинизма, один из лидеров протестантской Реформации. С 1536 года и до самой смерти занимался внедрением идей Реформации в церковное управление и богослужение в Женеве и строго наблюдал за неуклонным соблюдением новых правил. Религиозный теоретик и жёсткий организатор, автор богословского трактата «Наставления в христианской вере»; Теодор Беза (1519–1605) — швейцарский реформатор, сподвижник и преемник Жана Кальвина. После смерти Кальвина в 1564 году занял его место старшины женевских церквей; Джон Нокс (1514–1572) — шотландский священнослужитель, богослов и писатель, лидер Реформации в Шотландии, основатель пресвитерианской церкви Шотландии. После кратковременного восстановления католицизма в Англии бежал в Женеву, где встретил Кальвина и учился у него реформатскому богословию и церковному управлению.
На земле перед главными фигурами три герба: Берна (медведь), Женевы (орёл и ключ) и Шотландии (лев). Из Берна в Женеву пришла Реформация, а уже из Женевы она добралась и до Шотландии.
На постаменте надпись IHΣ - это христограмма, первые три буквы имени Иисуса, написанного заглавными греческими буквами (IHΣOYΣ).
Кальвин вернулся в Женеву с условием, что ему дадут возможность осуществить все его нововведения и провести полную протестантскую церковную реформу. При нём ввели простое богослужение, предельно упрощенное убранство церкви, свели до минимума церковную иерархию, отменили целибат священников, провозгласили абсолютный приоритет Священного писания, ликвидировали институт монашества. Жизнь женевцев приняла характер обязательной религиозности, кротости и благочестия при соблюдении порядка и строгой дисциплины. Была создана Консистория (церковный суд), в чьи функции входила борьба с теми, чьи религиозные убеждения представляли опасность для сложившегося религиозного порядка в городе. Нарушителями порядка считались и те, чьё поведение по различным причинам (религиозным и нравственным) расценивалось как неприемлемое.
Получилось что-то вроде местной инквизиции, вводившей жёсткие санкции против людей, которые мыслили иначе и имели отличные от реформаторов представления о религии или не подчинялись новым правилам поведения. Наряду со штрафами и тюремным заключением за различные провинности, при Кальвине в Женеве стала широко применяться смертная казнь для еретиков, ведьм и прочих недостойных граждан (к которым в те времена относили и LGBT). Если у французских революционеров последним средством воспитания была гильотина, то в Женеве получило распространение публичное утопление, благо большое озеро было под боком. В 1553 году в Женеве был заживо сожжён испанский врач и естествоиспытатель Мигель Сервет, чье преступление заключалось в отрицании догмата о Троице. Позже Вольтер напишет, что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции.
Фигуры в левой части монумента (слева направо, фотография взята в интернете): Фридрих Вильгельм I (1620–1688) — курфюст Бранденбурга, германского княжества, впоследствии ставшего Пруссией. Принял в своём государстве большое количество французских кальвинистов (гугенотов), бежавших из Франции после отмены в 1685 году Нантского эдикта, дававшего гугенотам свободу вероисповедания. Вильгельм I Оранский (1533–1584) — известен также как Гийом Молчаливый (именно это имя выбито на пьедестале). Принц Оранский, лидер голландского восстания против испанского владычества, в том числе за свободу вероисповедания (большинство голландцев были протестантами). Убит испанским наёмником. Гаспар де Колиньи (1519–1572) — известен также как адмирал Колиньи. Французский государственный деятель, военачальник, один из вождей гугенотов во время религиозных войн во Франции. Убит во время Варфоломеевской ночи.
Фигуры в правой части монумента (слева направо): Роджер Уильямс (1603–1684) — английский и американский протестантский теолог, один из первых сторонников свободы вероисповедания и секуляризма. Основал поселение Провиденс в Америке, из которого потом возник штат Род-Айленд. Защищал интересы американских индейцев и написал о них первую книгу. Оливер Кромвель (1599–1658) — Английский политик и военачальник, лидер английской революции против монархии и инициатор казни короля Карла I. Кромвель был ревностным протестантом, признанным предводителем пуритан (английских последователей кальвинизма). После победы революции — лорд-протектор (фактически правящий диктатор) Англии, Шотландии и Ирландии. Отличился кровавыми зверствами во время оккупации Ирландии. После восстановления монархии труп Кромвеля выкопали и повесили, а позже обезглавили. Иштван Бочкаи (1557–1606) — князь Трансильвании, лидер антигабсбургского восстания в Венгрии. Был приверженцем кальвинизма, за что и попал на Стену Реформаторов.
В пантеоне главных лиц Реформации почему-то не нашлось места Ульриху Цвингли (1484–1531), который начал энергично продвигать Реформацию в швейцарском Цюрихе ещё раньше Кальвина, и Мартину Лютеру (1483–1546), её «первопроходцу», в 1517 году выступившему со своими знаменитыми 95-ю тезисами против официальной церкви. Оба этих персонажа отмечены просто надписями по краям монумента, но статуй они «не заслужили».
Суровые порядки Кальвина начали постепенно смягчаться после его смерти в 1564 году. Кроме того, будучи одним из немногих мест в Европе, где приветствовали протестантов, Женева принимала много религиозных беженцев из Франции, Голландии и Англии. В 16-м веке их приток ещё больше усилился из-за ужасов межконфессиональной Тридцатилетней войны (1618–1648), которая обошла Женеву стороной. Беженцы в большинстве своем были образованными и работящими людьми, и их приезд способствовал подъёму экономики. Расцвели такие отрасли, как книгопечатание и производство шёлка, а после отмены в 1685 г. Людовиком XIV Нантского эдикта и второй волны эмигрантов-гугенотов — часовое и банковское дело. Но главным женевским экспортом стала религиозная пропаганда: и при Кальвине, и после него здесь печаталось много радикальных текстов, запрещенных в других странах.
Обрамляющие монумент стеллы с двумя важными для кальвинизма датами:
1536 год - на народном собрании Женевы было решено принять Реформацию и провести полную реформу церкви;
1602 год - народ Женевы отразил атаку герцога Савойского и защитил свою политическую и религиозную независимость.
Женевцы явно гордятся кальвинистской Реформацией и статусом своего города как «столицы» протестантского мира. Кальвину простили все строгости, жестокости, а порой и кровопролитие первых десятилетий реформ. Действительно, разве другие исторические попытки привести народ к светлой и праведной жизни обходились когда-нибудь без насилия и кровопролития? А Женева к 18-му веку достигла пика экономического процветания и интеллектуального подъёма, в том числе благодаря хорошему образованию, трудовой этике и эффективному предпринимательству, которые принесла Реформация. Так, вероятно, думают женевцы, высоко почитая Кальвина и устроив в городе Музей Реформации, посвящённый его роли и месту в истории (мы туда, к большому сожалению, не попали — музей был на ремонте).
Однако история — это не установленная раз и навсегда данность, а современная трактовка и оценка прошлых событий, и поэтому она изменчива. Тот, кто вчера был героем, сегодня может стать злодеем, не заслуживающим почитания. Мы более чем достаточно видели такое в России: сначала сносились царские памятники, а потом — советские. Мы с удивлением наблюдаем подобные метаморфозы в современной Америке, где массово сносятся памятники южанам-участникам гражданской войны в США в 1862—1865 гг. Под раздачу попал, как это ни странно, даже Колумб: зачем он открыл Америку и угнетал там местных жителей? :-) Но вряд ли в Швейцарии памятнику Жану Кальвину и его соратникам угрожает что-то подобное.
Шахматно-шашечные забавы в парке со «Стеной реформаторов».
Почему так? Ну хотя бы потому, что интерес молодых женевцев к «Стене реформаторов», по нашим наблюдениям, весьма невысок (хотя она и находится в непосредственной близости к Университету). Гораздо больше их занимают большие шахматно-шашечные доски, расположенные в том же парке, что и стена)).