Все знают Базель, как центр фармацевтики, центр химической промышленности и музейный центр. Но, в Базеле есть и прекрасный Музыкальный театр, где проходят замечательные представления. Я побывала там впервые только сейчас, съездила на представление китайского шоу-балета Shen Yun. Этот балет ездит с гастролями по всему миру, так что, увидеть его можно во многих странах.
К сожалению, фотографировать категорически запрещено, даже при выходе на последний поклон, кто-то попробовал снять, тут же подбежала служащая и ткнув в нарушителя лучом лазерного фонарика, приказала стереть фото (интересно, а оно ушло в облако?). Так что, все фото самого шоу — из каталога шоу и из интернета.
Руководитель и основатель, креативный и художественный директор, дизайнер костюмов и директор классического китайского танца, с момента основания в 2006 году, является загадочный Фалунь Даф. Он сам пишет оркестровые и вокальные произведения для собственных постановок, которые ставятся один раз в год. Его работы «выражают дух 5000-летней китайской культуры и очаровывают зрителей во всем мире».
Даф Фалунь является мастером аутентичной техники бельканто и преподает в качестве профессора музыки и танца в колледже Фэй Тянь в Нью-Йорке.
Из каталога: «Когда-то Китай был известен как „Божественная земля“, славная культура которой передавалась с небес. Стремясь сохранить гармонию между небом, землей и человечеством, люди поклонялись божественному и следовали курсу творения. В 1949 году к власти пришел коммунистический режим, увидел в этом духовном наследии угрозу и решил разрушить эту старую традицию, и ему это почти удалось».
Объединенные миссией возрождения подлинной культуры Китая, группа китайских артистов собралась в НЙ в 2006 году, и так родился Shen Yun. Эта некоммерческая и политическая независимая культура была спасена от исчезновения благодаря этому коллективу. Династия за династией совершенствовали свое мастерство, которое развилось в одну из самых всеобъемлющих танцевальных систем мира. В дополнение к систематическому обучению основам и позам для представления самых глубоких чувств, в ней присутствуют также многочисленные спортивные элементы, такие как сальто, повороты и прыжки.
Классический китайский танец основан на традиционной эстетике и оказал большое влияние на другие формы искусства. Эти элементы можно найти в классическом балете и в художественной гимнастике.
Благодаря своим выразительным движениям, классический китайский танец может изображать персонажей и сцены из любого периода времени, легенды или верования, в завораживающей яркой форме. В нем можно проследить богатое наследие 5000-летней культуры Китая — величайшее культурное достояние человечества.
1
Оркестр, сопровождающий шоу, объединяет Восток и Запад. Впервые в мире он сочетает классические западные и китайские народные инструменты. В нем звучит старинные инструменты эрху, щипковая пипа, прекрасно вписавшиеся в полном западном симфоническом оркестре, состоящем из струнных, деревянных духовых и обычных духовых инструментов.
Музыка специально написана для выступлений и основана на богатой истории Китая и древних народных мелодиях. Гармоничная аранжировка восточных мелодий и западной оркестровки привела в восторг музыкантов, критиков и зрителей всего мира.
Костюмы и их цвета разработаны согласно традициям. Традиционная китайская одежда вдохновлена небесными цветами. Костюмы, представленные в шоу, основаны на аутентичных стилях различных династий, регионов и этнических групп Китая. Их яркие цвета и изысканные детали сочетают в каждом танце настоящее с великолепием прошлого. Я, видимо, из чувства солидарности, тоже приехала в по-весеннему ярком наряде.
3
В сценическом искусстве Shen Yun используются самые современные технологии, чтобы дать зрителям действительно традиционный художественный опыт. Будь то свет, звук или сценография — все средства привлекают внимание к выдающимся художникам.
В древнем Китае художники уделяли особое внимание добродетели, поскольку «искусство должно восхвалять божественное и способствовать добру. Они практиковали медитацию и самосовершенствование, чтобы создавать искусство с чистым и смиренным сердцем».
Сегодня артисты труппы также следуют этой благородной традиции и вдохновляются духовной практикой Фалунь Дафа. Они вместе медитируют, учатся и стремятся жить по принципам: «Истина — Доброта — Терпение». Благодаря замечательной самодисциплине и самоотверженности, они тронули публику по всему миру.
1
Хореография, оркестровая музыка, костюмы, цифровые фоны и истории — каждый год артисты представляют совершенно новую программу. За год они показывают свое шоу примерно в 150 городах по всему миру.
Зал был заполнен на 100%, ни одного свободного места, несмотря на то, что билеты не очень дешевые — мы сидели в самом центре, но на 25 ряду — не близко, билеты стоили 110 франков. Буфет тоже очень дорогой (как все в Швейцарии), две тарталетки (одна с сыром, одна со шпинатом) и два бокала прозекко, стоили 29 франков, и, что совсем изумило, каждая сданная в гардероб вещь — 3 франка. Я сфотографировала полупустой зал в антракте. Представление идет в двух частях, каждая по 1 час 10 минут, и 20 минут перерыв между частями.
Представление — не единый спектакль, а несколько новелл — легенд. Помимо танцевального шоу, выступали несколько певцов (один певец и одна певица), и две музыкантши, игравшие на китайских народных инструментах. Музыкальные номера сопровождались роялем.
1. Первая часть называлась «В мир, чтобы спасти все живое». Классический китайский танец. Хореография Юнчиа Чен, музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цзинь Сяня. Легенда начиналась в золотом царстве высоко в небесах. Божественные хранители, князья, небесные красавицы и бесчисленные божества ждали знаменательного события. Внезапно появился яркий свет, это предвещало приход Творца. Он кричал: «Следуйте за мной в мир людей, чтобы спасти всех существ». Самые смелые Божества последовали за ним, покинув свои возвышенные царства. Переродившись смертными, они разыграли великую сагу истории и исполнили свои священные клятвы.
2. Классический китайский танец мужчин. Классический китайский танец. Хореография Гу Юня и Чад Чена. Музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цинь Юаня. Контрасты играют важную роль в традиционной китайской культуре. В этом танце взрывная энергия тела уравновешивается собранным и спокойным умом. Каждое движение плавное и округлое, но в то же время излучает твердость и силу, двойственность инь и янь.
3. «Водяной рукав». Классический китайский танец. Хореография Shen Yun Performing Arts New York Company. Музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цинь Сяня. Этот имперский танец характеризуется мягкими и плавными движениями девушек. Их длинные струящиеся рукава наполняют зал великолепием ушедшей цивилизации.
(вот эти два танца — «Танец мужчин» и «Водяной рукав» понравились мне больше всего).
4. Священный танец Пурпурного царства. Китайская танцевальная история. Хореография Джисон Ким и Ю Юэ. Музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цзинь Сяня. В классическом романе «Путешествие на Запад» необычная группа буддийских монахов ищет Священное писание. В этой истории танские монахи Трипитака, Сэнди, Пигси и Король обезьян прибывают в отдаленное королевство, где отчаянно нужна их помощь: дух льва, обратившись колдуном, похитил из царского двора двух знатных девушек. Король Обезьян, Пигси и Сэнди отправляются на поиски злодея. Используя свои навыки трансформации, они пробираются в его логово и готовятся к окончательной, хотя и несколько нетрадиционной битве. Ко всеобщему удивлению, дух льва оказался сбежавшим питомцем бодхисаттвы Гуаньинь. Все заканчивается благополучно.
5. Этнический танец маньчжуров. Этнический танец. Хореография Гу Сюаня. Музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цзинь Сяня. Придворные дамы маньчжурской династии Цин (1644–1911) собираются в пышном дворцовом саду в глубине Запретного города. Их богато украшенные головные уборы, туфли с приподнятыми платформами и вышитые веера демонстрируют роскошную элегантность маньчжурских дам. В 17 веке этот танец предназначался только для императора. Грациозные шаги и искусные движения рисуют портрет величественной красоты.
1
6. «Одинокий всадник спешит на помощь». История китайского танца. Хореограф Кристина Ли и Чад Чен. Музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цзинь Сяня. В неспокойный период Троецарствия, генералы борются за власть, чтобы основать следующую династию. Лю Бэй, один из них, известен своим смирением и состраданием. Он хочет восстановить мир в стране. Война разрывает Поднебесную на части. Он и его семья чудом избежали нападения на их лагерь. В хаосе он разлучен со своей женой и новорожденным сыном. Бесстрашный воин Чжао Юнь отправляется на поиски и в одиночку мчится в тыл врага, спася ребенка.
7 «Амбиции молодых ученых». Классический китайский танец. Хореография Юнчиа Чен и Мишеля Рен. Музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цзинь Сяня. На протяжении тысячелетий имперские экзамены позволяли ученым подниматься в обществе и помогать управлять империей на основе конфуцианских идеалов добра, лояльности, порядочности, мудрости и надежности. В этой пьесе молодые ученые собираются в залитом лунным светом павильоне, чтобы обдумать смысл своей жизни. Их стремления можно выразить фразой: «Освободи наш народ от всякого зла».
8. «Беспрецедентное преступление». Хореография истории китайского танца. Хореограф Джисон Ким. Музыка Фалунь Дафа, аранжировка Юньчу. Эта история основана на реальных событиях, происходящих в сегодняшнем Китае. Девочку забирают из школы родители. Мама удивляет дочь шарфом, который она сшила сама, а отец фотографирует счастливую пару. Мать и дочь остались в парке, чтобы медитировать по Фалунь Дафу. Эта духовная дисциплина основана на принципах Истина — Доброта — Терпение. Однако, в Китае людей, практикующих Фалунь Дафа, преследуют за их веру. Сотрудники службы безопасности КПК немедленно бросились на медитирующих, арестовав обеих. Как и многие другие практикующие Фалунь Дафа, их рассматривают как потенциальных доноров органов. Но среди отчаяния, благодаря силе их веры, сияет проблеск надежды и разворачивается вдохновляющая картина. (дочь погибла в тюрьме — и на сцене и в реальной истории).
9. «Возвращение в небесный храм». Баритон Синь Ли. Фортепиано — Хуэйчжэнь Чен. Текст и музыка Фалунь Дафа. Прославление Веры и убеждение в том, «атеизм и теория эволюции» — чистое заблуждение.
10. «Фестиваль в снежных горах». Этнический танец. Хореография Юнгчиа Чена, музыка Джунни Тана. На вершине мира, под пиками Гималаев, существует культура, сформированная силами природы и Божествами. Это видно в Тиетском танце: юноши глубоко и благоговейно кланяются, затем наклоняются, глядя в небо, и выкручивают рукава в оживленном праздновании.
Эти 10 частей были показаны до перерыва. В антракте и в буфет и в сувенирный магазин, и даже в туалет выстроились большущие очереди. Мы по очередям не соскучились, стоять не стали.
11. «Небеные феи в воздухе». Классический китайский танец. Хореография Юнчиа Чена. Музыка Фалунь Дафа, оранжеровка Цзинь Сяня. Небесные феи летают высоко в небе в золотом утреннем свете. Они кружатся и скользят сквозь лучи и облака и напоминают движения небесных птиц.
12. «Танский император и леди Янь». Хореография китайской танцевальной истории. Хореограф Гу Юань, музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цинь Юаня. Император Сюаньцзун (685–762) правил в период расцвета династии Тан и пользовался большим уважением за свои достижения. Однако эта история происходит в последние годы его правления и жизни, когда его больше заботила его любимая наложница — легендарная красавица Леди Янь, чем государственные дела. Повстанцы вынуждают императора и его двор бежать. Его советники и министры считают Леди Янь ответственной за беспорядки. Они призывают императора избавиться от нее и вручают императору белую ткань, чтобы он совершил подвиг и сделал выбор между любовью и верностью империи.
13. «Девушки уравновешивают воду». Классический китайский танец. Хореография Юнчиа Чен, Мишель Рен. Музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цзинь Сяня. В этом танце идеалы грациозной внешности и царственной осанки подвергаются испытанию. Когда девушки танцуют, балансируя фарфоровыми кувшинами на головах, зал замирает.
14. Монах Лу. Китайская танцевальная история. Хореография Гу Юаня, музыка Фалунь Дафа, аранжировка Цинь Юаня. Знакомство с нереальным героем романа «В поисках болот Лян Шань» — добродушным, но не брезгливым великаном Лу Чкишенем, сильным мастером боевых искусств, заступавшимся за невиновных, попавшего в беду и укрывшегося у буддийских монахов, хотя его привычки пить, драться и спасать других не оставили его. В этой истории Лу преподает злодеям урок, но за свои выходки его изгоняют из монастыря. Злодеи подкупают коррумпированного чиновника, чтобы приговорить Лу к смертной казни. Но все недооценили этого необычного монаха.
1
15. «Осенний ветер из давних времен». Линда Ван, Эрху Хуицхен Чен — фортепиано. Музыка Фалунь Даф, аранжировка Джинг Хиан. Второй не танцевальный, а просто музыкальных номер.
16. Классический китайский танец девушек. Хореогрфы Гу Юнь и Гу Юань (смотрите, не перепутайте!). Музыка Фалунь Даф, аранжировка Джуни Тан. Классический китайский танец, богатый экспрессией и внутренним смыслом, основан на Юнь (как и в самом коллективе). Юнь переводится как «отношение» или «чувство». Это позволяет художникам передавать глубокие эмоции и внутренние качества. Каждое движение исполнено с точностью и грацией и является отражением внутреннего мира танцора.
17. «Монгольские палочки». Этнический танец. Хореография Юнгчиа Чен, музыка Фалунь Даф, аранжировка Цзинь Сяна. Когда-то монголы были самыми свирепыми воинами, но они также культивировали теплое гостеприимство. Приезд усталого путника — это сигнал к тому, чтобы выскочить из юрты и исполнить приветственный танец. В этой пьесе юноши танцуют со связками палочек для еды, имитируя парящих орлов и скачущих лошадей.
1
18. «Дафа ведет обратно на небеса». Вокальный номер Чиа-И Хуан, сопрано, фортепиано — Хуэйчжэнь Чен. Слова и музыка Фалунь Даф.
19. «Божественное обновление неба и земли». Классический китайский танец. Хореография Юнгчиа Чен, музыка Фалунь Даф, аранжировка Цзинь Сянь. Эта история начинается в парке в современном Китае. Среди шума и суеты группа практикующих Фалунь Дафа медитирует. Баннер с принципами их практики служит напоминанием о том, что такие добродетели как честность, доброта и терпение, остаются вечными, даже когда тенденции приходят и уходят. Но у партии везде есть свои люди — осведомители: два коммунистических фанатика, размахивая красными флагами, прочесывают улицы в поисках нарушений одного из многочисленных ограничений режима. Когда на всю страну обрушивается бедствие, одна из осведомительниц быстро обнаруживает, что ее ввели в заблуждение и она случайно погубила хороших людей. И все вместе начинают медитировать.
20. Завершается все очень красивым танцем, показывающим наступление мира и благоденствия в солнечной стране.
В финале выносят плакат: «КОВИД — зеро».
Все представление идет на фоне запатентованного экрана со спец-эффектами, созданного художественным руководителем Фалунь Дафом. Это изобретение позволяет артистам перемещаться между сценой и анимированным фоновым изображением. Эффект запатентовали в 2016 году, он максимально расширяет сцену и делает анимацию реалистичным продолжением актеров. Благодаря этому изобретению оживает любое желаемое место или момент тысячелетней истории. Это мгновенно переносит зрителей в другое время и точку событий.
Завершая, на экране и в каталоге показано фото, в сопровождении надписи: «Они не склонились перед коммунистическим режимом. Более 20 лет 100 миллионов человек мужественно и с верой противостояли зверствам режима».
Если окажетесь в Музыкальном театре Базеля, то необязательно брать билеты в первых рядах, зал отлично организован — все видно из любой точки. Зал рассчитан на 1557 мест, из них 455 на балконах (в данном случае — ни одного свободного не было).
Площадь зала составляет 900 кв.м., в фойе расположены 4 бара, само фойе вмещает около 1000 гостей на площади 1400 кв.м. на двух этажах. Сцена соответствует всем требованиям для крупных международных постановок.
Адрес:
Feldbergstrasse 151
Базель 4057
Надо учесть, что собственной парковки в театре нет.