Случилось счастье — в соседней Швейцарии открыли все музеи и выставки. Хоть одно разумное и логичное решение — народу там явно меньше, чем в продуктовых магазинах, люди гуляют степенно, дистанцию соблюдают, маски носят, площади огромные.
Вот мы и отправились в Базель, на две выставки — Бэнкси и Роден/Арп. Начну с отчета про выставку Родена. Я сознательно не буду писать про самые известные работы (их фото, конечно, есть). Напишу про концепцию выставки — общее у скульпторов, и немного расскажу о них самих.
В начале про сам музей. В конце 20 века, в здании, построенном архитектором Ренцо Пиано, открылся частный музей произведений классического модернизма и современного искусства. Основой коллекции стали произведения искусства, которые всю жизнь собирали супруги Хильда и Эрнст Бойелер.
Название относится к названию поместья, которое, в свою очередь, восходит к названию бывшего женского монастыря Берау в Шварцвальде. Первая постройка на этом месте была уже в 1595 году. Эммануэль Руссингер, купец из Базеля, расширил поместье до его нынешних размеров в начале 17 века. В 1738 году достроили жилой дом с сараем и конюшней, тогда же добавили крыльцо в стиле классицизма и английский парк с прудом.
Между основным административным и выставочным зданиями стоит Снеговик, работы Питера Фишли и Дэвида Вайса. Сразу чувствуется, что теплая страна — народ просто «прилипает» к Снеговику.
2
С 1976 года усадьба находится в собственности муниципалитета Риэна. Помимо собственной коллекции, музей экспонирует временные выставки. Мы побывали на выставке скульптуры двух авторов — Огюста Родена и Ханса Арпа. Концепция — диалог новаторских работ великого скульптора конца 19 века и работы главного скульптора — абстракциониста 20 века.
Роден и Арп формировали современное искусство на протяжении поколений благодаря своей новаторской силе, энтузиазму к экспериментам. В качестве скульптурных вех, их творения впечатляюще и образно иллюстрируют фундаментальные аспекты развития современной скульптуры.
Роден внес революционные идеи в скульптуру и открыл для нее новые художественные возможности, которые Арп позже принял, развил и переосмыслил в ее биоморфных формах. Хотя до сих пор нет уверенности в том, что Роден и Арп, действительно, встречались друг с другом лично, их работы демонстрируют многочисленные художественные отношения и точки соприкосновения, но также и различия, которые делают сопоставление их работ особенно ярким и дает интересный визуальный опыт.
1
Понятие «Автоматическая скульптура» появилась у Арпа и была посвящена Родену. Под этим названием Арп прибегает к сюрреалистической концепции, направленной на художественное произведение, управляемое бессознательным и случайным. Изогнутые, плавные формы фигуры Арпа особенно напоминают фигуры присевших людей Родена.
Ханс Арп, Птолемей, 1961 год.
Здесь проявляется связь между биоформным дизайном Арпа и суггестивными образами Родена, уже обнаруживающими отголоски органической абстракции. В 1952 году Арп написал стихотворение, которое через два года было опубликовано под названием «Роден» в каталоге выставки Родена в Нью-Йорке. Стихотворение можно рассматривать как поэтическую иллюстрацию к творчеству Родена и знак преданности скульптору.
1
Роден, 1903 год, Паола и Франческа в облаках.
Могу дать приблизительный перевод стихотворения: «Его скульптуры — это тоскующие по дому цветы, цветы неба и земли, его скульптуры беспокоят людей, иногда обнаженные, огромные, с ухоженными бородами, как виноградные лозы. Его скульптуры — отголоски веков, спящие поцелуи мертвых рук, медузы в лакированных ботинках на пуговицах, в век вальса. Его работа — огромный плод Возрождения, черновик эротомахии, подтверждение первобытного разума, далекого от механической эротомахии нашего времени».
1
Роден, Грех, 1895 - 1898 годы.
Удивительный факт: в мастерской Родена существующие гипсовые формы неоднократно отливались, разбирались, а затем интуитивно заново объединялись. Удивительные новые сборки возникли из доступных взаимозаменяемых форм, которые изначально не принадлежали друг другу. В свободной и экспериментальной сборке различных, фрагментарных, отдельных элементов, Роден допускал принцип случайности, как принцип дизайна.
Роден, 1886 год, Тень.
Позже сборка и случай также стали важнейшими творческими основами Арпа. Важность случайности для него показана, когда он пишет: «Закон случая», который понимает все законы в себе. Это раскрывается в работах обоих художников, которые сосредоточены на руках, как на главных мотивах.
Роден, 1894 год, Благословение.
Благодаря принципам разделения и фрагментации, Роден оказал решающее влияние на современную скульптуру. Он также напомнил об античной скульптуре, и об неоконченных фигурах Микеланджело. Процесс отламывания и рассечения отдельных элементов фигуры особенно ярко проявляется в характерных для Родена туловищах.
Роден, Движение Танца, 1911 год.
Фактически, он распознал в фрагменте тела возможность сосредоточить фигуру на основной идее: «Душа скульптуры, ее целостность, находится в частностях» — писал Роден. Художественное влияние Родена на Арпа особенно заметно в его торсе, который занимал центральное место в его творчестве с раннего периода.
Роден, Движение танца, 1911 год.
Фрагментировав тело, Роден проложил путь абстрактной скульптуре, которую продолжил Арп. Но хотя изломы туловища сохранились, Арп закруглил их так, что их трудно было разглядеть как таковые. Торсы двух художников, в частности, обнаруживают поразительную разницу в том, как они работают с поверхностью, которую Роден часто делал открытыми и как бы поврежденными, в то время как Арп полировал ее.
Оба скульптора одинаково подходят к концепции природы и искусства, которая ставит тему происхождения и развития на первый план. В своих почти пульсирующих скульптурахоба художника рассматривали живое с философской и художественной точек зрения.
Роден писал: «Вместо того, что бы казаться поверхностным, правда моих персонажей, казалось, раскрывается изнутри наружу, как сама жизнь». В аналогичной перспективе Арп позже объяснил: Мы не хотим подражать природе. Мы хотим формировать то, как растение формирует свой плод, а не изображать его».
Связь между Роденом и Арпом проявляются не только в скульптурах, но и в их рисунках, акварелях и бумажных инсталляциях, которые имеют общие мотивы, технические о концептуальные особенности. Ранние рисунки обнаженных тел у Арпа, уменьшенные до контуров, наводят на мысль о глубоком знании эротических рисунков Родена.
Мотив трансформации, играющий важную роль в творчестве Родена и Арпа, находится в центре внимания многих специалистов. Преобразование всегда связано с движением. Это особенно заметно в скульптурах Родена, основанных на нескольких профилях и видах.
Роден, 1895 год, Богиня Ирис, послание Бога.
Движение основано не только на динамике самой скульптуры, но и на зрителе, который «перемещается» по фигуре. В некоторых скульптурах фигурные и абстрактные виды чередуются в зависимости от перспективы.
Даже в многогранных, динамически изменяемых фигурах Арпа, разворачивается взаимодействие абстрактных и образных аспектов формы. Они постепенно открываются для зрителя, «идущего взглядом» по работе. В ходе их интереса к метаморфозам, у Родена и Арпа оформились гибридные, мифологические существа: они сочетают в себе человеческие и животные тела, что придает яркость безграничным возможностям художественного творчества.
Роден и Арп постоянно исследовали средства и предпосылки для развития архетипичных форм и фигур, которые подвержены постоянным изменениям и трансформациям. Человеческая фигура имела особое значение в творчестве обоих художников.
1
Роден, Я прекрасна, 1885 год.
В то же время одним из величайших художественных достижений Арпа было объединение элементов природного ландшафта в скульптуру, где человеческая фигура прежде преобладала во всем. Это также привело к слиянию человека и пейзажа, что уже проявилось в некоторых скульптурах Родена.
Роден, Маленькая водная Фея, 1903.
Антропоморфные пейзажи Арпа, в частности, могут быть прочитаны как скульптурные воплощения следующего высказывания Арпа: «Я не хочу сказать, что женщина подобна пейзажу, но сравнение в некоторой степени верно». Альберт Эльсен, один из главных исследователей Родена, заметил с этой точки зрения: «Арпу предстояло реализовать дух метафор Родена в скульптуре».
Роден, Падение Ангела, 1895.
Оба, и Роден, и Арп, сравнивали тела, особенно женские, с сосудом. Роден пояснял, что ничего в природе не имеет большего характера, чем человеческое тело, особенно женское.
Роден, Рука Черта, 1903 год.
Немного о скульпторах.
Огюст Роден:
Огюст Роден родился 12.11.1840 года, в Париже. Еще в детстве стало понятно, что он художественно одаренный ребенок, однако, с 1857 по 1859 год, он пытался попасть в знаменитую Школу Изящных Искусств в Париже, но каждый раз терпел неудачу. В 1864 году он стал помощником скульптора Альберта-Эрнеста Каррье-Беллёз, с которым работал над различными заказами в Бельгии. В том же году он познакомился со швеёй Роуз Бёре, которая стала его партнершей и родила сына Огюста Эжена.
1
Роден, Вечная Весна, 1884 год.
Роден впервые выставился в Париже в 1875 году, на следующий год он отправился в путешествие по Италии. Под влиянием искусства Ренессанса возникла его первая работа «Бронзовый век», вызвавшая скандал, поскольку Родена обвинили в том, что он не создал самостоятельного художественного достижения, а просто скопировал. Но, скульптура сделала его известным.
1 из 2
Роден, 1882 год, Поцелуй.
Франция впервые купила одну из его скульптур в 1880 году и вскоре после этого поручило ему спроектировать портал для Музея Декоративного Искусства в Париже, который так и не был построен. Это было началом работы над «Вратами Ада», которая сопровождала его много лет.
1 из 4
Роден, Мыслитель, 1903 год.
В 1883 году Роден познакомился с Камиллой Клодель, многообещающим молодым скульптором, с которой у него сложились страстные отношения. В 1893 году он с женой переезжают на виллу «Бриллиант» в городке Медон, недалеко от Парижа.
1 из 2
Роден, 1907 год, Женщина, сидящая на корточках.
В 1896 году Роден впервые показал скульптуры в Швейцарии, а в 1897 году он выставился на Венецианской Биеннале. Он стал известен и открыл большой выставочный зал на площади Альма во время Всемирной выставки в Париже в 1900 году, на которой он впервые показал свои работы целиком. Появились многочисленные заказы, в том числе США, Англии, и в немецкоязычных странах.
1
В 1908 года Роден проживал в городском дворце «Бирон» в Париже, который использовался как мастерская для многих художников. В 1916 году, в разгар ПМВ, он завещал все свое художественное наследство государству, при условии создания его музея во дворце «Бирон». Он умер 17.11.1917 года, в Медоне, незадолго до смерти (за 11 месяцев) зарегистрировав брак с Розой Бёре, которая умерла через 25 дней после регистрации брака, будучи неизлечимо больной).
1
Огюст Роден, Ева, 1900 год.
Ханс Арп:
Второй скульптор, представленный на выставке — Ханс Арп, гражданин Германии, родившийся 16.09.1886 года в Страсбурге. В 16 лет он несколько месяцев посещал школу декоративно — прикладного искусства. В 1904 году он поехал в Париж, навестить своего дядю, и захотел остаться, изучать искусство. Отец запретил ему это, и Ханс отправился в Веймар, учиться в Великой Герцогской Саксонской Художественной Школе. Именно там Арп впервые познакомился с творчеством Родена.
1 из 2
Ханс Арп, 1938 год.
Между 1905 и 1911 годами Арп несколько раз бывал в Париже, но достоверно неизвестно, состоялась ли личная встреча. В 1914 году Арп поселился в Цюрихе, где впервые выставился в следующем году. Там же он познакомился со своей будущей женой, швейцарской художницей Софи Таубер (это ее «Голова Дада» и ее портрет был на предыдущих швейцаских купюрах).
Ханс Арп, 1956 год, Погруженный в себя.
В 1916 году, вместе с друзьями — художниками, жившими в Швейцарии, он стал сооснователем литературно — философско — художественного течения Дадаизма. В 1922 году Софи и Ханс поженились неподалеку от Локарно, и в 1926 году оба получили французское гражданство. В 1929 году они переехали в Кламар, в дом, спроектированный ими лично, и оказались по-соседству с Роденом, жившим неподалеку, в соседнем Медоне.
2
Ханс Арп, Деметра, 1960 год.
В 1930-х годах Арп впервые обратил свое внимание на трехмерную скульптуру. В 1932 году он представил свои работы на групповой выставке в Галерее Искусств базеля, сделавшей его известным в кругах коллекционеров. С началом ВМВ Арп бежал на юг Франции, в 1940 году, и начал использовать французскую версию своего имени — Жан.
В 1942 году они оба вернулись в Цюрих, где их принял коллега — Макс Билл. В 1943 году Софи Таубер умерла от отравления угарным газом. Не справившись с болью утраты, Арп не работал до 1947 года. Позже он познакомился с коллекционершей из Базеля Маргаритой Хагенбах, с которой и начал совместную жизнь.
По случае своей выставки в Нью-Йорке в 1949 году, он впервые посетил США. В 1954 году он стал лауреатом Международной Премии в области скульптуры на Венецианской Биеннале.
В последующие годы спрос на его скульптуры неизменно рос, известные учреждения, музеи и коллекционеры заказывали крупноформатные работы и организовывали ему индивидуальные выставки. В 1959 году пара переехала в пригород Локарно и поженилась.
Ханс Арп, 1937 год.
В 1962 году первая крупная европейская ретроспектива Арпа открылась в Национальном Музее Современного Искусства в Париже, перед этим выставившись в Базеле.
Ханс Арп, 1963 год.
В 1956 году Маргарита Арп-Хагенбах и Ханс Арп завещали большое количество работ городу Локарно, часть работ Художественному Музею Базеля. 7 июня 1966 года, незадолго до своего 80-летия, Арп умер от сердечного приступа в Базеле.
Ханс Арп, 1938 год.
На выходе из музея, как водится, сувенирный магазин, с огромным выбором — от магнитиков до произведений искусства. Огромный выбор книг и каталогов. Отзыв написан с использованием материалов каталога выставки и книги Альберта Эльсена «Роден».
Одно из достоинств музея — его компактность, он небольшой и не утомительный, в тоже время места достаточно для столь масштабной выставки. На ней представлено около 110 работ из международных музеев и частных коллекций.
Выставка предлагает как всемирно известные работы обоих художников, там и редко выставляемые произведения искусства.
За основным зданием комплекса, в небольшом пруду, сидит «милый» Зайка, этакий немецкий страшилка.
1 из 3
1
Томас Шютте.Заяц, 2013.
Будь погода чуть лучше, можно было бы погулять по музейному парку, но погода гадкая.
1
В обычное время при музее работает ресторан, пока закрытый (в Швейцарии обещают открыть общепит 22 марта).
Прямо перед музеем расположена небольшая частная галерея искусства, чьи экспонаты выставлены для продажи на улицу.
1 из 12
Рене Кюнг, Лунные ворота, 2012 год.
Стоимость посещения выставки Родена 25 швейцарских Франкадля взрослых, 20 франков для взрослого в составе группы от 20 персон, дети и молодежь до 25 лет — бесплатно. Доплата за экскурсию 7 Франков, и персональная экскурсия — 650 Франков (совсем даром!).
1
Вообще, единственный недостаток швейцарских музеев и выставок — их немаленькая цена.
Часы работы:
365 дней в году, включая праздничные дни, с 10.00. до 18.00, по средам до 20.00.