Хёгалидская церковь сразу привлекает внимание каждого, кто окинет взглядом пространство Стокгольма и вне Старого города. Особенно хорошо она видна от здания ратуши. И это не случайно. Построенные одновременно (окончание строительства обеих – 1923 год) эти приметные здания очевидно перекликаются друг с другом через залив Риддарфьерден озера Ме́ларен. Да и стиль зданий одинаковый – северный модерн.
Вид с Северного Железнодорожного моста
Добраться до церкви несложно. Прямо у южного подножья Хёгалидского холма находится один из выходов станции метро Hornstull красной ветки.
3
Вид от ратуши
Церковь воздвигнута на местами совершенно гладких скалах гранитного массива, скруглённого и сглаженного ледником. Но где-то в трещинах укоренились деревья, образуя небольшой парк. Храм отсюда не менее интересен и величествен, чем из-за озера.
Звук колоколов
И если даже издалека заметно, что башни колоколен разные, то вблизи становятся видны детали. На северной башне, названой в честь Святого Ансгара (Апостола севера, как его называли) и символизирующей Ветхий Завет, установлены часы и петух на шпиле. На южной, названой в честь реформатора Шведской церкви Олауса Петри и олицетворяющей Новый Завет, – колокола и крест. Получается, что из двух башен колокольней фактически является только одна. Однако высота у них одинаковая – 84 метра от земли или 105 метров от уровня моря.
1 из 3
Вид с пешеходного моста через улицу Varvsgatan
Рядом, отделившись аллеей, стоят здания прихода Марии Магдалины, которой принадлежит Хёгалидская церковь (и не только она).
1
Аллея с южной стороны
Перед главным фасадом церкви находится полукруглая смотровая площадка, откуда к сожалению вдаль посмотреть нельзя – мешают окрестные дома. Однако с площадки удобно в подробностях рассмотреть сам фасад, на котором имеется много интересных деталей. В том числе и свастика. Конечно в 1923 году этот символ не имел ещё никакого отрицательного смысла. Экстерьер церкви формирует практический квадратный фасад главного объёма с треугольным щипцом над ним. По бокам роль удерживающих свод контрфорсов выполняют узкие вспомогательные объёмы.
Слева от паперти в примыкающей к храму стене можно заметить небольшой портал с решётчатыми воротами. Это вход в колумбарий. Как и всю церковь, её внутреннее убранство, и эту решётку спроектировал знаменитый шведский архитектор Гуннар Торхамн. Кстати, к окончанию строительства Хёгалидской церкви мастеру не было и 30 лет. Позже он строил и реставрировал множество других церквей, например, Санкт-Якобс в Королевском саду Стокгольма (1958), а также несколько крематориев.
1 из 2
1
Вид с крыльца дома причта
Над порталом в тимпане помещён горельеф "Ангел смерти", созданный Иваром Джонссоном в 1939 году. Скульптор этот известен туристам, посещавшим площадь Брантинга в Гамла-Стане, по статуе "Утро", стоящей в центре той круглой площади.
Вход в колумбарий
Если пройти через портал, то попадёшь в первый, более старый колумбарий трапециевидной формы, прилегающий длинным основанием к северной стене церкви. Это пространство совсем не навевает тоски благодаря открытому небу и уютной обстановке: посередине лужайки в окружении зелёного бордюра находится небольшой фонтан, а по краям стоят лавочки. Однако сакральность места отлично чувствуется.
1 из 2
Трапециевидный колумбарий
Из первого колумбария можно пройти во второй, круговой формы. Он был пристроен в 1959 году и по урновместимости значительно превосходит первый благодаря тому, что за центральным фасадом скрывается кольцевой коридор, в стенах которого тоже располагаются ниши. Коридор освещается тремя окнами, выходящими в парк, четырьмя проходами из открытой площадки и электрическими лампами. Света здесь значительно меньше, а сакральности больше, чем в центральной открытой части. Однако мрачное настроение не чувствуется. В круговом колумбарии имеется ещё и подземный этаж, в который ведут две лестницы. Там темно и холодно как в склепе. И жутковато…
1 из 3
Кольцевой колумбарий
Всего по официальным данным оба колумбария имеют более 800 ниш для 1800 урн. Видимо в одну нишу кладут по несколько урн. Кстати для путешественников при входе в первый колумбарий с левой стороны имеется туалет. Разумеется бесплатный.
Внутреннее убранство Хёгалидской церкви весьма скромное, что характерно для лютеранских храмов. По своему устройству это простая трёхнефная базилика без трансепта и купола. Свод усилен и украшен изящными диагональными нервюрами. Над входом, как и положено, – орга́н.
1 из 3
Вид интерьера от главного входа
Хоры располагаются не над боковыми нефами, а в виде балконов, пристроенных по бокам орга́на. Однако какие-то помещения над боковыми нефами всё же имеются, их выдают маленькие оконца, смотрящие внутрь центрального нефа. Боковые нефы сужены до проходов по краю помещения, образуя анфиладу полукруглых арок сквозь массивные контрфорсы. Над одной из таких арок висит привлекающее всех живописное полотно на тему Благовещения.
1 из 2
Цветы к пасхальной неделе
В северо-восточной башне устроена примыкающая к внутреннему объёму храма капелла, в которой находится баптистерий, украшенный рисунками того же Гуннара Торхамна со сценами крещения. Интересно, что симметричная баптистерию капелла в юго-восточной башне выполняет утилитарную роль запасного выхода.
Баптистерий с картинами Гуннара Торхамна
И напоследок фотография, сделанная в другое время и издалека – с вершины телебашни Какнес. Одна из башен Хёгалидской церкви при этом к сожалению оказалась перекрыта шпилем Немецкой церкви в Гамла-Стане и трубой коммунальной котельной на Сёдермальме