На сегодняшний день в России работает более 1,5 тыс. санаториев, которые предлагают не только комплекс лечения для всех желающих, но и вполне комфортабельный отдых. Цены в санаториях вполне соответствуют качеству предлагаемых услуг. Но, тем не менее, санатории пока не могут конкурировать с обычными отелями, расположенными на прибрежных зонах. Кто-то убежден, что всему виной ценовая политика — сейчас туристы в первую очередь делают акцент на расценки, ищут более дешевые предложения. Кто-то считает, что виноват недостаток рекламы — потенциальные туристы не всегда располагают нужной информацией о деятельности санаториев, об услугах и ценах.
Эксперты рынка называют возникшую ситуацию достаточно проблемной. И в первую очередь потому, что сегмент санаторно-курортного направления всегда был проблемным — он всегда был в зоне ответственности сразу же нескольких ведомств. В приоритете оставалась медицинская направляющая, лечение, а туризм стоял на втором плане. То же самое сохранилось и сейчас. Плюс ко всему у туристов остается некое убеждение, что российский санаторий не может конкурировать с традиционным отелем, где действует система «все включено». Поэтому для зарубежной аудитории санатории РФ остаются пока неизведанным полем.
И виной всему, как убеждены специалисты, это недоступность или вообще — отсутствие специализированной информации о них. Поэтому для любого потенциального отдыхающего гораздо проще зайти на официальный сайт какого-нибудь санатория и посмотреть официальные цены, нежели связываться через посредников. Например, санаторий им. Лермонтова (г. Пятигорск) или санаторий «Россия» (г. Ессентуки) сразу же дают полную развернутую информацию о всех предлагаемых видах отдыха и лечения, а также о дополнительных услугах.
Хотя реестр санаторно-курортного фонда и существует, но он требует доработки и серьезных дополнений. В реестре порядка 1585 организаций, но вся информация о деятельности закрытая. Эксперты надеются, что в ближайшее время она «откроется» хотя бы для медицинских работников, которые предварительно смогут «подбирать» санатории для пациентов.