Городок — это бывший Кремль, построенный князем Юрием Звенигородским. В стародревние времена (11-13вв.) здесь на горе уже стоял славянский город. Но 16-летний князь, переехавший сюда в Звенигород из Москвы, тут же энергично принялся его перестраивать.
Первая задача была — укрепить стены. Результат — появились круговые высокие (8 м) земляные валы, изнутри выложенные булыжником (для удобства воинам), а снаружи утрамбованные глиной, которую достаточно было полить водой, и она превращалась в скользкую поверхность (угол наклона 70˚). Для предохранения дерева от огня дубовые стены с внешней стороны были густо обмазаны обожженной глиной. По тем временам это было сильное фортификационное сооружение.
Вторая задача — построить себе княжеские палаты (не сохранились).
Третья задача — возвести личный княжеский храм.
Так в 1390 — начинается возведение новой церкви необыкновенной дивной красоты — Успенского собора. Строили его таланты-самородки. Сам по себе собор белый. Простой. На гладких стенах — три непрерывных ленты каменной резьбы. Такой же рисунок и на барабане-шее. Узор — цветочно-растительный (как из древних русских народных сказок). Верхняя лента чуть более выступает вперёд, а две нижних, наоборот углубляются как ступеньки. Ширина «веточек» различна в разных лентах-полосах: у средней — более крупный и простой орнамент; у верхней и нижней — тонкий и более изысканный — что создаёт восхитительную игру светотени. Сверху над ними ещё незаметная полочка-отлив — чтобы дождик не заливал.
Пропорции силуэта Успенской церкви — имеют в основе принцип «золотого сечения».
И это ещё не всё!
Внутри она была расписана Андреем Рублевым.
И не просто гениально расписано, а … вы были в Третьяковке, вспомните три образа из «Звенигородского чина»: Христос, Михаил Архангел и Апостол Павел…. Всего икон было 7. Три — дошли до нас.
Архангел Михаил и Апостол Павел — валялись на чердаке…
Образ Спаса — служил ступенькой лестницы в амбар, перевёрнутый лицом вниз…
Удивительное дело — года три назад я неслась куда-то как обычно (по подземному переходу). Справа от меня тянулись разные киоски. И вдруг я встала как вкопанная. Потому что край глаза углядел в церковной лавочке полустёртое изображение кудрявого святого в голубом плаще и малиновой повязке. Я сразу поняла, что это копия с какого-то древнего образа, и что, несмотря на это — сила изображения гипнотизировала. Покупая, я почему-то сразу же решила, что на иконе — Архангел Михаил (подписи не было). И долго потом думала, кто же автор, ну кто же автор, и откуда это изображение? И буквально через некоторое время, ходя по Иконному залу в Третьяковской галерее, я сталкиваюсь глазами с моим Михаилом. Подпись — Рублев.
Городок находится за 1,5 км до монастыря, справа от дороги, там где родник, нужно подняться по крутой бетонной лестнице ивы выйдете на ул. Красную гору (Конюшенную), которая прямиком ведёт к храму.
Теперь вернёмся к Городку — месту, где в стародревние времена стоял звенигородский Кремль.
Оно потрясающее!
Прекрасно сохранились древние валы-крутояры.
Вообще место очень сильное, здесь хочется кружиться, кружиться, кружиться и взлететь куда-нибудь в звёздное небо. Древние предки наши, славяне, умели выбирать себе особые места под поселения.
И, пожалуй, дополню «вторую главную» достопримечательность — ещё тремя.
1. В Звенигороде на ул. Октябрьской в доме № 6 жил фельдшер, к которому приходил в гости А. П. Чехов, который в свою очередь работал в звенигородской больнице. У дома — «нарядные наличники, похожие на вышитое полотенце», а напротив сквер с бюстом Чехова.
2. В деревне Дютьково — Дом-музей композитора С. И. Танеева (ученика Чайковского).
3. В деревне Дунино — Дом-Музей М. М. Пришвина.
© pamsik.livejournal.com