В минувшие первые майские праздничные дни мы с дочерью Аней и внучкой Машей, а также с Машиной подружкой, тоже Машей, и её мамой Ниной совершили двухдневный экскурсионный вояж в подмосковный Звенигород. Почти десять лет назад, в ноябре 2013 года, мы уже ездили в расположенный на окраине Звенигорода Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, но в самом Звенигороде тогда были лишь проездом. К слову сказать, тогда мы впервые отправились в дальнее автомобильное путешествие с трёхмесячной в то время Машей, после чего брали её в поездки регулярно. А сейчас мы решили освежить в памяти давние впечатления о посещении монастыря и, кроме этого, посвятили целый день также осмотру достопримечательностей самого Звенигорода.
Начали мы с того, что в первой половине дня 30 апреля 2023 года приехали к самому древнему из сохранившихся звенигородских храмов, а именно к Успенскому собору на Городке. В нём было проанонсировано проведение одного из мероприятий в рамках Московского пасхального фестиваля под названием «Пасхальный звон».
В его проведении принимали участие звонари, приехавшие в Звенигород из многих уголков России и Беларуси. Надо сказать, что это было достаточно впечатляющее слух действо, когда разные звонари демонстрировали своё умение производить на колоколах Успенского собора разнообразные колокольные звоны в течение отпущенных им примерно двухминутных интервалов времени. Не буду более описывать это мероприятие, а вот о месте его проведения хочу рассказать подробнее. Тем более, что оно этого заслуживает.
Звенигородское Городище — место, с которого начинался современный город Звенигород. Упоминание о нём впервые встречается в 1336 году в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. А в 1382 году Звенигород впервые упоминается в летописном своде в связи с разорением и сожжением Москвы ханом Тохтамышем.
До конца XVIII века Звенигородское Городище, собственно, и было городом Звенигородом. И лишь во времена правления Екатерины II город стал расширяться за счёт застройки посадов к востоку от Городища по высочайше утверждённому регулярному плану. С конца XIX века Звенигородское Городище получило название «Городок».
В настоящее время это ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природно-антропогенный комплекс. Он состоит из природного останцового холма, окруженного оврагами, остатков системы средневековых оборонительных валов, а также древнейшего целостно сохранившегося памятника раннемосковского зодчества, коим является Успенский собор, построенный в 1397 — 1399 годах при князе Юрии Дмитриевиче Звенигородском. Вероятно, что при нём же были возобновлены оборонительные сооружения на древнем Звенигородском городище, в результате чего здесь возник кремль с крепостной стеной и шестью башнями.
Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский (1374 — 1434) был третьим по счёту сыном Дмитрия Донского и получил Звенигород в удел от отца согласно его духовной грамоте. Главный московский престол достался первому сыну Дмитрия Донского — Василию I Дмитриевичу.
Сделаю небольшое отступление и скажу, что Юрий Дмитриевич волею судьбы оказался вторым из доживших до совершеннолетия сыном Дмитрия Донского, и согласно существовавшему на Руси лествичному праву престолонаследия должен был занять московский престол после смерти брата — великого князя Василия I Дмитриевича. Но по факту лествичное право было нарушено Василием I, завещавшим престол своему сыну Василию II Васильевичу (Тёмному), из-за чего Юрий Звенигородский после смерти брата вёл продолжительную междоусобную борьбу за московский престол со своим племянником и лишь перед самой смертью с небольшим перерывом ненадолго дважды смог стать великим московским князем.
Но вернёмся на Звенигородское Городище. В экспозиции Звенигородского музея-заповедника, расположенной в здании звенигородского Манежа, в качестве одного из экспонатов выставлен макет, являющийся реконструкцией Звенигородского кремля (городища) времен князя Юрия Дмитриевича.
Звенигородский кремль был построен по типу прибрежно-овражных крепостей на одном из холмов высокого левого берега Москвы-реки. На современной схеме сохранившиеся объекты выглядят вот так:
С запада и востока холм отделён от соседних холмов глубокими и широкими оврагами, в которых протекают ручей Жерновка и безымянный ручей. С юга к подножию кремлёвского холма подходит русло Москвы-реки.
С северной, напольной стороны, которая первоначально была соединена с равнинной частью территории, был вырыт ров и насыпан самый высокий вал высотой 8 метров. С других сторон валы были значительно ниже. Система фортификации была основана прежде всего на крутизне склонов. Внешняя сторона вала была покрыта глиной с целью создания эффекта скольжения при подъёме по склону. Поверх валов были поставлены невысокие дубовые стены, покрытые с внешней стороны обожжённой глиной, защищавшей стены от огня.
Реконструкторы предполагают, что въезд в город осуществлялся по единственной дороге, которая первоначально начиналась на берегу Москвы-реки, проходила под восточным и северным склонами крепости, а возле северо-западного её угла поворачивала и начинала подъём уже по склону города. В город дорога входила в северной части восточного вала через воротную башню. Часть этой уникальной средневековой дороги используется для въезда на улицу Городок и сегодня.
Уже в XVI веке система фортификации Звенигородского кремля оказалась устаревшей, в связи с чем, а также по причине смещения государственных границ далеко на запад, крепость Звенигорода больше не модернизировалась, стены и башни были разобраны, и сейчас можно наблюдать только остатки валов и проёмы на месте бывших крепостных башен.
Звенигородский Успенский собор на Городке среди памятников московского зодчества конца XIV века является наиболее сохранным. Тем он и ценен. Но вот документов, которые проливали бы свет на его первоначальную историю, к сожалению, не сохранилось вовсе. Виной тому был пожар, случившийся в Звенигородской канцелярии в 1723 году, уничтоживший все документы, которые могли бы пролить свет на раннюю истории Успенского собора. Лишь в XIX веке архимандрит Леонид (Каверин) в своей работе «Московский Звенигород и его удел в церковно-археологическом отношении» предположил, что: «Построение настоящего соборного храма в Звенигороде вернее будет относиться ко времени удельного Звенигородского князя Юрия (Георгия) Дмитриевича, второго сына великого князя Московского и всея России Дмитрия Ивановича Донского, именно к 1390-м годам; при том же известно, что князь этот один из всех удельных Звенигородских князей проживал в Звенигороде и слыл за набожного и искусного храмоздателя».
Долгое время принято было считать, что Успенский собор строился на месте и вместо существовавшего до него храма. Так чаще всего случалось на Руси, когда на месте одряхлевшего деревянного храма возводился новый, но уже в камне. Но недавние археологические исследования, проведенные в 2008 — 2009 годах в отношении Успенского храма на Городке, не подтвердили этот вывод. «Собор построили не на княжеском дворе, как считалось ранее, и не на месте предшествовавшего храма, следы которого на территории Городка пока не обнаружены. Собор был воздвигнут на распаханном пустыре, в который превратилась древняя торгово-вечевая площадь города… Бывшая когда-то многолюдной, площадь в конце XIV века регулярно распахивалась, о чём красноречиво свидетельствуют следы борозд от плуга, хорошо видимые в слое, предшествовавшем началу каменного строительства…»
Большинство авторов сошлись во мнении, что время постройки Успенского собора следует относить к 1390-м годам. В частности, Б. А. Огнев в своём исследовании «Московское зодчество конца XIV и первой четверти XV столетий» написал: «Сопоставляя данные исторических изысканий и анализа уцелевших фресок и надписей-граффити внутри памятника, можно с достаточной уверенностью принять как приблизительную дату сооружения Успенского Звенигородского собора 1399 — 1400 годы». Согласно его же мнению, работали на Городке те самые мастера, что несколькими годами ранее выстроили в Московском Кремле по заказу княгини Евдокии (матери князя Юрия) церковь Рождества Богородицы, причём мастеров этих Огнев, указывая на совершенство каменной кладки и декора, называет «самыми передовыми и авторитетными зодчими своего времени».
За прошедшие 600 с лишним лет облик Успенского собора претерпел некоторые изменения. В частности, было утрачено первоначальное позакомарное покрытие кровли, которое заменили при ремонте на четырёхскатное, были расширены оконные проёмы. В 1820-х годах на месте ранее стоявшей отдельно и рухнувшей колокольни к собору была пристроена новая колокольня нетрадиционного вида.
А до начала реставрации, начатой в 2009 году, собор выглядел вот так (фотография из статьи в интернета):
Сразу же после постройки Успенский собор был расписан фресками, создатели которых, по-видимому, происходили из московской придворной среды. Росписи сохранились лишь отдельными фрагментами, раскрытыми в 1918 году экспедицией Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством Николая Дмитриевича Протасова в составе художника-реставратора Григория Осиповича Чирикова, столяра П. П. Кодичева и фотографа О. Н. Крашенинникова. В том же году в отчёте, составленном Игорем Эммануиловичем Грабарём, было высказано и первое предположение об авторстве фресок: «…краски дают богатую гамму тонов, которая, в связи с общим характером рисунка и типов ликов, заставляет говорить о руке мастера рублёвской школы».
Раскрытые фрагменты первоначальной живописи располагаются в барабане купола, в алтаре, на восточных столбах-пилонах и северной стене храма, в северо-западном углу хор. Остальные сохранившиеся росписи храма были выполнены в 30-х годах XIX века.
Покажу несколько фотографий раскрытых древних фресок, взятых из интернета:
С Успенским собором связаны также одни из самых знаменитых древнерусских икон, приписываемых кисти Андрея Рублёва. В 1918 году вместе с проведением реставрации настенной живописи собора здесь были найдены три иконы, входившие некогда в состав поясного деисусного чина: Спас Вседержитель, Архангел Михаил и Апостол Павел. В настоящее время они хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
В настоящее время Успенский собор продолжает находиться в стадии научной реставрации, он наполовину закрыт строительными лесами и занавесками. Поэтому увидеть его великолепие сейчас невозможно. Приведу только две сделанные мною фотографии:
Сквозь строительные леса сейчас можно увидеть, что к настоящему времени восстановлены окна в барабане собора, очищены белокаменные резные детали на фасадах, восстановлены входные порталы. Говорят, что за занавесками сейчас производится восстановление позакомарного покрытия.
Реставрация осуществляется на средства, собранные общиной храма.
Вообще история работ по реставрации Успенского собора на Городке отражена на стендах, развешанных сейчас на ограде, ограничивающей территорию храма.
Так что реставрация хоть и не очень быстро, но идёт своим чередом. Своим чередом идёт и приходская жизнь. Большая часть богослужений сейчас осуществляется в новом Богоявленском храме, открытом в 2003 году.
История появления Богоявленского храма рядом с Успенским собором такова.
Успенский собор возводился как неотапливаемый, но служили в нём при этом круглогодично. Построить отдельную зимнюю церковь не хватало средств. Поэтому в XIX веке у причта появилась идея устроить печи в самом соборе, но ни священноначалие, ни Московское Археологическое общество эту идею не одобрили, опасаясь за сохранность памятника.
Между тем служение в Успенском соборе зимой было сопряжено с большими неудобствами и с опасностью для здоровья священнослужителей и прихожан. Всё это настоятель Успенского собора протоиерей Иоанн Рождественский изложил в своём прошении к епископу Дмитровскому Александру (Светлакову), предлагая в 1893 году к утверждению проект небольшой деревянной церкви.
Храм выстроили в том же 1893 году, дав ему традиционное «зимнее» посвящение, а именно: Богоявлению Господню. Простоял он до конца Гражданской войны, и в 1920 году сгорел. Скорее всего его поджёг кто-то из особо рьяных богоборцев.
В 1946 году закрытый перед Великой Отечественной войной Успенский собор вернули верующим, но, конечно, о сооружении нового зимнего храма речи тогда не было. Построили его уже в начале 2000-х годов, на сей раз в камне.
Кроме того, сейчас при Успенском храме действует воскресная школа, в которой есть младшая, средняя и старшая группы. Для неё было построено отдельное здание.