Перед тем, как посетить Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь, мы по пути к нему 23 марта 2024 года заехали сначала в село Заречье Киржачского района Владимирской области, чтобы увидеть в нём храм Казанской иконы Божией Матери, а после посещения монастыря съездили в деревню Смольнево Киржачского района Владимирской области, на окраине которой возле местного кладбища расположен Спасо-Преображенский храм.
Эти два храма мы хотели посетить ещё во время прошлой поездки в Киржач, но тогда это у нас не срослось, главным образом, в виду дефицита времени, а также потому, что посещение этих храмов не очень вписывалось в тематическую направленность той поездки, посвящённой посещению мест, связанных с именем Сергия Радонежского. 23 марта 2024 годы мы не были связаны ни с тем, ни с другим, поэтому могли себе позволить заехать по пути в Махру к этим двум церквям.
В данной публикации я расскажу о церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Заречье.
Хотя само Заречье известно ещё с XII столетия, когда здесь возникло первое древнерусское поселение, до конца XIX века в нём не было своего храма, то есть Заречье на протяжении многих веков было деревней. Ближайший храм находился на соседнем Новосергиевском погосте в двух километрах по прямой. Сейчас этот храм в селе Новосергиево выглядит следующим образом (мы к нему тоже завернули, но он был закрыт во время нашего приезда):
1
Приведу некоторые сведения об этой церкви. Сергиевский храм был построен в первой половине XIX века тщанием местных жителей деревни Погост (так ранее называлось Новосергиево), на окраине Владимирской губернии, в Покровском уезде. По преданию, около этой деревни когда-то происходило сражение, после которого здесь было похоронено много убитых воинов. Тёплая трапезная была освящена в 1839 году, отделка холодного храма затянулась до 1845 года. Главный придел был освящён во имя преподобного Сергия Радонежского, так как ранее, до 1764 года, эта деревня, вошедшая в приход нового храма, принадлежала Троице-Сергиевой лавре. В 1876 году была расширена трапезная с устройством двух приделов: Покрова Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Храм был закрыт в 1937 — 1939 годах и обращён в зернохранилище. В 1991 году храм был передан православной общине, отреставрирован, и в нём возобновлены богослужения. Внутри сохранялись фрагменты живописи 2-й половины XX века и полов из метлахской плитки и чугунных плит.
Но вернусь к основной теме этой публикации. Посещение названного выше Сергиевского храма для жителей Заречья было невозможным во время весенних разливов реки Шерна, почти полностью затоплявшей промежуток местности между Заречьем и Новосергиево чуть ли не до прихода лета. Это сейчас между двумя сёлами проложена автомобильная дорога, проходящая по искусственной насыпи, возвышающейся над окрестными низинами. А в старые времена сухопутное сообщение можно было осуществить только в летний период.
1
Особенно переживали зареченцы в светлые пасхальные дни. Мало кому из них доводилось попасть в это время в храм, многие дожили до седых волос, так и не побывав ни разу на пасхальном церковном богослужении. У деревенских даже сложилась привычка — в навечерие этого знаменательного дня в жизни каждого православного христианина люди выходили на речной берег и под перезвон колоколов с другого берега молились «вприглядку», тихо беседовали и расходились по домам уже ночью, всё более укрепляясь в решении о том, что Заречью надобен собственный храм.
И вот на Пасху 1881 года несколько состоятельных зареченцев собрались в очередной раз на берегу, дабы издалека полюбоваться на храм на Сергиевском погосте, который отделяла гладь разлившейся Шерны. В их числе были представители уважаемых в Заречье семей — Соловьёвы, Барашковы, Ямухины, а также братья Думновы, известные предприимчивым и решительным нравом.
Один из Соловьёвых предложил далее не откладывать благое дело в долгий ящик. Эту идею тотчас поддержала местная благочестивая жительница Анисия Васильевна Куняева, известная в деревне добрыми делами и поддержкой земляков. Причём сделала она это не на словах, а на деле: Куняева вынесла из дома большую сумму денег — три тысячи рублей серебром — и объявила во всеуслышание, что готова передать их на строительство церкви.
Воодушевлённые земляки дружно последовали её примеру, решив организовать подписку, и тоже внесли деньги. В течение того вечера было собрано 16000 рублей серебром, причём более всех дали братья Думновы — Егор и Иван. Они сразу стали самыми ревностными организаторами этого благого дела, вызвавшись быть главными строителями будущего храма.
Поскольку братья Думновы никогда ранее не строили храмов, им понадобился сведущий в этом человек. Таковым стал потомственный почётный гражданин соседнего города Киржача Александр Алексеевич Соловьёв. Во многом благодаря его знаниям, опыту и умениям спустя шесть лет был воздвигнут красавец-храм, а вслед за тем был организован и его приход. В него вошли жители села Заречье и близлежащей деревни Ратьково.
Архитектором проекта постройки храма Владимирская духовная консистория назначила Николая Андреевича Артлебена (1827 — 1882).
1
1
1
Освящение храма состоялось 9 августа 1887 года. Это сделал в торжественной обстановке специально приглашённый архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност (Лебедев).
Здание церкви построено на высоком берегу реки Шерны. Сейчас оно прячется в сосновом бору среди деревьев-великанов.
Специалисты относят архитектуру здания как к русскому стилю, так и к эклектике, поскольку в его структуре, построении фасадов и декоративном оформлении присутствуют черты обоих направлений русского зодчества конца XIX века. Белый и тёмно-розовый цвета фасадов придают облику храма ощущение тепла и уюта.
Композиционно здание представляет собой тип православного храма «корабль», наиболее распространённый на Руси. Колокольня, притвор, основной объём и трёхчастная апсида расположены в одну линию по оси «запад — восток». Центральная часть основного объёма несколько возвышена и увенчана традиционным для русских православных храмов пятиглавием.
Трёхъярусная колокольня была пристроена к храму чуть позже. Она соединяется с основным зданием крытым переходом. На первом ярусе колокольни находится высокое крыльцо. Фасады и колокольню храма украшают портики с треугольными фронтонами и пилястрами.
Входные порталы в виде каменных арочных ворот оформлены в одном стиле с окнами. По обеим сторонам центрального входного портала находятся мозаичные иконы Святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского.
1
1
Ныне в зареченской церкви Казанской иконы Божией Матери насчитываются четыре престола. Главный — Казанский, южный освящён во имя преподобного Сергия Радонежского, северный — во имя святителя Алексия, митрополита Московского. А ещё один придел, справа от входа в храм был недавно освящён во имя святых новомучеников и исповедников Российских. В каждом приделе поставлены иконостасы.
1
1
1
После революции 1917 года Казанский храм в Заречье закрыли не сразу. Тучи над ним стали сгущаться к 1930-м годам. 18 февраля 1930 года в деревне Ратьково собралось около 60 женщин, которые направились в село Заречье, в Сельсовет, с требованием не закрывать церковь и не трогать батюшку, отца Аристоклия (Ключарёва). Но уже 23 февраля 1930 года на общем собрании граждан, в присутствии 215 человек, был поднят вопрос о вредном поведении иеромонаха Ключарёва. После многочисленных выступлений сельчан комиссия постановила Ключарёва из села Заречье выслать. Вскоре после этих событий отец Аристоклий был арестован в связи с антисоветской деятельностью и 11 мая 1930 года был обвинён решением Тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Ивановской области по статьям 58/8 и 58/10 УК РСФСР и приговорён к высылке в Северный край сроком на 5 лет. Дальнейшая судьба иеромонаха Аристоклия неизвестна.
Храм после этого был разграблен, осквернён и закрыт. Долгое время в здании бывшей церкви находился хозяйственный склад, позже храмовое здание было заброшено. В 1990-е годы церковь была возвращена верующим и восстановлена.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Казанского храма села Заречье Киржачского района Владимирской области Александровской Епархии РПЦ действует с 23 сентября 1999 года.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"