В тихом спокойном Задонске есть очень необычный музей. Точнее, уже 3 музея. Первый из них, и самый известный, называется «Антресоль».
В тихом спокойном Задонске есть очень необычный музей. Точнее, уже 3 музея. Первый из них, и самый известный, называется «Антресоль».
Про этот музей я впервые прочитала здесь, на Туристере, в отзыве Владимира Шалаева.
Поэтому посещение «Антресоли» было только вопросом времени. И везения.
Везения, потому что музей не имеет официального статуса. Посему, нет и четкого графика работы. Одним словом, хозяина и создателя музея мы застали на месте случайно — по его словам, он зашел «кое-какие дела доделать».
Нам он представился Александром. Сказал, что он журналист, поэтому и музей поясвящен журналистике.
Узнав, что мы специально приехали в Задонск, предложил провести экскурсию по 3-м своим музеям.
Мы несколько опешили, но с радостью согласились.
Сначала он предложил нам познакомиться с его разгильдяями.
Никогда раньше не задумывалась, что означает «разгильдяй», но когда он пояснил, что экспозиция посвящена купечеству, смысл слова прояснился. Ну конечно, титулы были «купец 1 гильдии». А разгильдяй, тот, кого из гильдии выгнали или сам вышел.
Разгильдяи находятся «прямо наискосок» от музея прессы в пустующем помещении магазина, по-моему.
Что поразило в фигурах — это выразительность лиц и поз.
Сам Александр говорит, что большинство фигур надо доработать, дошлифовать, что ему не хватает умения. Но ему хватает нескольких штихов, чтобы передать главное.
Лица лепит он сам, а потом раскрашивает краской.
После разгильдяев мы поднялись на 3-й этаж дома, где разместился музей прессы. Эта экспозиция посвящена женщинам. В основном, женщинам военного времени.
Рука не поднималась фотографировать. Кроме одной группы, под названием «Русская тройка». Тут не устояла.
Потом спустились собственно в «Антресоль», которая находится на первом этаже.
Без отсылок к истории, конечно, не обойтись. Петр I, по чьему велению начала издаваться первая в России газета, и Екатерина II, при которой стала развиваться журнальная журналистика.
Есть действительно раритеты.
Например, клавиатура линотипной машины.
«Линотип состоит из трёх основных аппаратов: наборного, отливного и разборочного. При нажимании на клавиши клавиатуры из магазинов выпадают металлические матрицы с углублённым изображением отдельных знаков алфавита. В промежутках между словами устанавливаются раздвижные шпационные клинья. Из матриц и клиньев формируется текстовая строка, которая затем направляется к отливному аппарату. Все последующие операции в машине осуществляются автоматически. Типографский сплав заполняет все углублённые изображения знаков на матрицах и, застывая, образует монолитную строку с рельефной печатной поверхностью. Остывшая строка выталкивается из формы, подвергается точной обрезке по росту и кеглю и выставляется на приёмный столик. После отливки шрифтовой строки матрицы передаются в разборочный аппарат, а клинья — в шпационную коробку.»
Литеры и шрифты.
Для нелегальных типографий шрифты прятали в книги.
Старая карта на стене. Точной датировки нет, но ориентировочно конец XIX — начало ХХ века.
Большинство экспонатов откровенный кич, гротеск. Но умный и интеллигентный.
Рельный городской персонаж «просто Вася», который играл на улице на трубе.
Чувствуется, что у человека наболело, и это наболевшее бьет фонтаном, если оценивать в количестве экспонатов.
В основном профессиональное.
Редактор, который не заплатил журналистам, и они ушли «налево».
«Выпоротый редактор — мечта любого человека, обиженного прессой»
Достаточно долгое время он пытается официально зарегистрировать хотя бы какой-то из своих музеев, но пока безрезультатно.
Городское начальство откровенно говорит, что нет денег на содержание. Поскольку в Задонске промышленности и предприятий нет, то и бюджет города соответствующий. Сделана ставка на туристов, приежающих посмотреть храмы, но на этом не расшикуешься.
Но Александр и в этой ситуации видит плюсы — он свободен, его никто не контролирует, поэтому может демонстрировать свой взгляд на мир без оглядки на кого бы то ни было.
На вопрос, где он берет одежду для персонажей, он ответил, что где придется. Одежда вся современная, но он пытается приспособить ее к тому времени, в котором живет персонаж.
Где-то ему перепадает одежда, которую принесли в монастыри, но она «оказалась невостребованной», где-то перепали списанные танцевальные костюмы и т. д.
На вопрос, почему он, корреспондент Липецкой газеты, живет в Задонске, он ответил, что ему здесь хорошо.