В Евпатории, как в одном из крупных торговых портов, численность представителей далекой средиземноморской Греции начала увеличиваться год от года с переходом Крыма под скипетр двуглавого орла (манифест от 19 апреля 1783 года).
Именно тогда и началось зарождение новой религиозной общины, храм которой в скором времени украсил городскую набережную рядом с центральной архитектурной доминантой старого Гезлева — мечетью Джума Джами.
Религиозные вопросы евпаторийской греческой диаспоры, численность которой к началу ХХ века достигла почти трети городского населения, с каждым годом нового столетия набирали все больший социальный вес.
Так, несмотря на строительство на месте прежней христианской твердыни (разобрана в виду ветхости) нового Николаевского собора и назначении греческого священнослужителя, община настойчиво продолжала ходатайствовать о сооружении собственного храма, где богослужения велись бы в соответствии с канонами принятыми в далекой Элладе.
Целых семь лет тяжелого труда, нехватки средств, нового займа в условиях неопределенности Первой мировой, а потом и Гражданской войны продолжалось возведение храма на городской набережной.
1
Среди всех тягот и мрака разрухи завершение нового дома Господнего стало лучиком света для греков Евпатории в 1918-ом.
Но освящение (18 июля 1918 года) церкви святого Ильи было лишь первой ступенью на нелегком пути выживания греческой религиозной общины в условиях политики повального атеизма, проводимой новой государственной властью.
Вплоть до 1937 года прихожане активно боролись за свой оплот веры — храм не единожды закрывался под благовидными предлогами, но вера и греческое консульство, к которому относилась часть оставшихся в СССР прихожан, преодолевали напор властей.
Несмотря на отчаянное сопротивление, последние защитники церкви святого Ильи в Евпатории все же были вынуждены отказаться от борьбы, оставив храм в руках безбожной власти, которая в срочном порядке разместила в этих стенах спортивный клуб дабы полностью уничтожить напоминание об их религиозном былом.
1
Годы немецкой оккупации начиная с 1941-го ознаменовались началом нового, хотя и не продолжительного периода, возрождения греческого оплота веры — его вновь открыли, а по окончании военных действий и обновили, проведя текущий ремонт и выполнив заново внутри храмовые росписи.
Однако, не смотря на проведенные работы, спустя два десятилетия после второго открытия (1962 год) в следствии возобновления политических преследований религии евпаторийскую церковь святого Ильи вновь закрывают — в ее стены возвращается спортивный зал общества «Спартак», и все напоминания о культовом служении безжалостной рукой уничтожаются, когда была стерта с лица земли храмовая колокольня, а уникальные фрески забеливаются, внутренний объем разделяют новые междуэтажные перекрытия, а церковная утварь исчезает без следа.
О ценности здания в архитектурном его значении вспомнили лишь в 1984 году, когда греческий оплот веры был взят на государственный учет как памятник архитектуры, что стало первой ласточкой новой эпохи в его судьбе: год спустя эти стены покинул спортзал, сразу после чего начали разрабатываться планы по переоборудованию их под органный зал, которым, в прочим, так и суждено было остаться лишь на бумаге, ведь христиане уже начали борьбу за свой храм.
1990 год, наконец, ознаменовался победой веры над атеизмом — церковь святого Ильи вернулась к своим первоначальным владельцам — греческой общине Евпатории.
Так начался длительный период возрождения обители Бога к жизни: пороведена реконструкция здания для соответствия его высокому назначению, заново создана настенная живопись, свое место занял резной алтарь, но апофеозом на заре нового тысячелетия (2002 год) становится отстроенная заново на деньги меценатов колокольня с семью колоколами.
1
1
1
Крестово-купольный не оштукатуренный храм из местного известняка в византийском стиле в самом сердце евпаторийской набережной построен с тонким расчетом доминирования над окружающим пейзажем со стороны моря.
Внешние фасады ориентированной с северо-востока на юго-запад греческой церкви Евпатории украшены по трансепту большими трехарочными окнами с архивольным завершением под знаменем креста, а в нише портала над центральным входом покоится изображение того, чье имя носит храм.
Движемся по Евпатории дальше.
Памятник большевику Давиду Лейбовичу Караеву (1882—1918 гг.), возглавлявшего Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Евпатории.