Кто такие караимы?
Караимы — это приверженцы учения караимизма, в основе которого лежит постулат — Закон Божий совершенен и неизменяем, в нем найти можно все, что необходимо для праведной жизни. Караимы уверены, что Закон Божий в коррекции не нуждается, поэтому содержание иудейских талмудов, христианского нового завета и мусульманского корана для них сакральной значимости не имеет — только тексты Священного писания.
Крымские караимы — малочисленный коренной народ Крыма. По переписи 2014 года на полуострове их проживало всего 545 человек, тогда как в 1914 — 14000 человек. Исконные места проживания караим в Крыму — крепости Чуфут Кале и Мангуп Кале, Феодосия, Солхат, Старый Крым. С 1837 года Евпатория на гос уровне была определена местом духовного и административного центра караимов в России.
Караимские кенасы — действующий храмовый комплекс, объект культурного наследия федерального значения. На территории расположены виноградный двор, мраморный двор, двор ожидания молитвы, здания двух храмов, лапидарий, памятная стела императору Александру I, мемориал.
План комплекса:
Комплекс начинается виноградным двором:
После прохода по виноградному двору со столетней лозой попадаем в мраморный двор, где по центру установлена стела и позолоченный ореол в честь посещения комплекса императором России Александром I.
Для правильного понимания заповедей, для караимов очень важно изучения закона на языке оригинала (древнееврейском). Запрещено восприятие заповедей через призму непогрешимости религиозных авторитетов, нет посредников между Богом и людьми, нут культа святых, нет духовного сословия, нет отпущения грехов одним человеком другому. У караимов отмечают только праздники, указанные в Библии.
Мемориальный дворик, посвященный караимам, погибшим в ВОВ:
ЛАПИДАРИЙ:
В лапидарии представлены остатки надгробий караимского кладбища, которое в настоящее время практически полностью разрушено. В ХХ веке оно, как минимум, трижды подвергалось актам вандализма — в предвоенное время при мощении тротуаров улиц и в 60-х при сооружении фундаментов мясокомбината. Безмогильные памятники были размещены на территории комплекса в 1995—1999 гг.
Также в лапидарии представлены дорогостоящие мраморные памятники выдающимся караимам.
ДВОР ОЖИДАНИЯ МОЛИТВЫ:
Перед тем, как войти в кенасу, караим обязан совершить омовение, снять обувь, покрыть голову, максимально прикрыть тело. Соответственно, во дворе есть специально установленный для этого фонтанчик.
Раз в году (конец июля — начало августа) караимы проводят в этом дворе кровные жертвоприношения. Сначала читают траурные молитвы, скорбя о разрушении иерусалимского храма, затем совершается «курбан» — заклание жертвуемых прихожанами барашков, мясо которых раздается нуждающимся членам общины.
МАЛАЯ КЕНАСА
Восстановлена в 1999 году
Витражный портик Соборной кенасы:
СОБОРНЫЙ ХРАМ — БОЛЬШАЯ КЕНАСА:
Отреставрирована в 2005 году.
Для караимов храм — это место где принято говорить и думать только о Боге, поэтому для женщин и мужчин существуют отдельные храмовые пространства. Женщины во время молитвы находятся на балкончике над входом, от мужской части храма их отделяет густая деревянная решетка.
В обобщенном восприятии караимизм — это вера Иисуса из Назарета, когда Священное писание являлось единственным источником религиозной истины, когда были только заповеди Всевышнего и пророчества.
На территории комплекса можно ознакомиться с историей караимов более подробно (информационные стенды повсюду), например, стенд, посвященный мужскому и женскому костюму караимов: