Посетил совершенно случайно это давным давно не действующее кладбище. Расположенно оно на восточной окраине города, прямо на выезде в сторону Симферополя. Любопытно, что охранного статуса оно не имело ни по украинскому, ни сейчас, по российскому законодательству.
Был такой караимский учёный А. С. Фиркович. Он исследовал кладбище еще в 1840-х годах. И обнаружил ученый, что самое раннее сохранившееся на тот момент надгробие датировалось 1593 годом, а самое позднее — 1847-м. Им же был обнаружен ряд памятников XVII и XVIII в.
На плане Евпатории 1916 года хорошо видны очертания кладбища, руины которого стоят и по сей день.
Уже тогда, более ста лет назад, в декабре 1918 года «Известия караимского духовного правления» сообщали, что «местное караимское кладбище всегда поражало своим неблагоустройством. Особенно жалкий вид имело кладбище оттого, что в нём отсутствовала зелень, ибо кладбище не имеет колодца для поливки растительности».
Даже настал момент, когда среди родственников убитых во время гражданской войны была собрана сумма для рытья на кладбище артезианского колодца.
А вот уже в советское время караимское кладбище несколько раз подвергалось разорению. Впервые это произошло в 1935 году, на момент, когда оно ещё действовало.
А получилось это так: Евпаторийский райфинотдел провел формальную перерегистрацию памятников. Хитро, так как регистрация проводилась таким образом, что ни Управление коммунального хозяйства, ни лица, зарегистрировавшие памятники, не могли впоследствии проконтролировать их целостность и сохранность.
Таким образом с караимского кладбища планировалось вывести 500 кубов камня, 70 кубометров мрамора и другие стройматериалы.
А вот вывезенные надгробия использовались для замощения улиц, тротуаров и в качестве бордюрных камней!
Самое ужасающее на мой взгляд было то, что эпитафии предварительно не уничтожались!
Но этого оказалось мало и еще две волны разрушения последовали в 1947 и 1987 годах.
Дошло до того, что склепы состоятельных караимов были вскрыты и разграблены.
Происходило тотальное варварство — вывозился практически весь известняковый камень.
Поражает тот факт, что в 1960-х годах плитами с кладбища сооружались фундаменты евпаторийского мясокомбината!
На этом фоне очень удивительно произошедшее в 1985 году. Комиссия Евпаторийского горисполкома распорядилась передать Евпаторийскому краеведческому музею 15 надгробий, представляющих этнографический и архитектурно-художественный интерес.
Интересно, что этим же решением другие памятники из мрамора передавались комбинату коммунальных предприятий для переработки на плитку и строительную крошку.
Вплоть до 50-х годов кладбище продолжало функционировать.
И даже по данным на 1959 год сторожу кладбища караимским религиозным обществом Евпатории выплачивалась зарплата.
И вот с 1963 года кладбище закрыто для захоронений.
Вот так и получилось, что с советских времён кладбище пребывает в разрушенном состоянии. И вот уже в новейшее время, совсем недавно, в 2017 году в ходе дорожных работ на ул. Красноармейской были обнаружены 4 фрагмента надгробных камней с караимского кладбища, использовавшиеся в качестве бордюров, перевезённые вскоре в лапидарий евпаторийских кенасс.
Туда же, в 1995 году были перемещены
несколько мраморных и старинных известняковых памятников, в том числе гахама С. М. Панпулова, благотворителя В. Б. Тонгура, поэта и педагога И. И. Казаса.
Какова дальнейшая судьба этого места неизвестно, но есть очень большая вероятность, что оно попросту исчезнет и на его месте появится очередная заправка или придорожное кафе. Возможно мы больше никогда не увидим даже этих останков.