В августе 2021 года по пути на Тарханкут на автодороге, ведущей из Евпатории в Черноморское, я сделал из окна автомобиля вот эту фотографию:
В августе 2021 года по пути на Тарханкут на автодороге, ведущей из Евпатории в Черноморское, я сделал из окна автомобиля вот эту фотографию:
Меня тогда заинтересовали водоёмы по обе стороны от дороги, про которые я в то время ничего не знал. По приезде в Москву стал выяснять, что же я такое сфотографировал, и оказалось, что это место связано с интересной историей.
Здесь дорога пересекает северо-восточную часть озера Донузлав, превращённого в 1961 году в техногенный залив Чёрного моря. Это озеро (залив) является сейчас границей между Сакским и Черноморским районами Республики Крым. Здесь озеро Донузлав узким клином вдаётся в степную холмистую равнину и больше напоминает русло широкой реки с высокими берегами, через которое проложен широкий мост. В народе этот мост называется Аблямитским мостом. А почему так?
Оказывается, что в конце XIX века этот мост построил для общественных нужд за собственные средства крымскотатарский помещик Аблямит Челяби Мамбет Кади оглу. Сделал он это для того, чтобы существенно сократить путь из Кёзлёва (Евпатории) в Акмечит (Черноморское). До постройки моста приходилось объезжать озеро Донузлав, протянувшееся по степи почти на 30 километров.
Изначально построенное сооружение и в самом деле было трёхарочным мостом, под которым через арки могли проплывать небольшие суда из одной части озера в другую. Разрешение на строительство Аблямит получил в 1886 году. Он был щедрым человеком и смог привлечь на строительство как местных жителей, так и наёмных работников. Для инженерных расчётов и руководства строительством он пригласил специалистов из Санкт-Петербурга. Работа хорошо оплачивалась, и мост был сооружён всего за полгода. Впоследствии содержание дорог, ведущих к мосту, а затем и самого моста осуществлялось за счёт государственной казны.
В интернете я нашёл только две фотографии второй половины 1880-х годов, на которых изображено строительство Аблямитского моста. Они, к сожалению, не очень хорошего качества, но я их всё равно покажу за неимением лучшего:
Во время Великой Отечественной войны мост был разрушен. Восстановили его только в 1964 году, но уже не в виде моста, а в виде насыпной дамбы, по которой мы и проехали, направляясь в сторону Черноморского и обратно. Эту дамбу по-прежнему называют Аблямитским мостом, и на картах дамба тоже до сих пор называется Аблямитским мостом, сохраняя тем самым память о добром деянии человека по имени Аблямит Челяби Мамбет Кади оглу.
В крымскотатарском фольклоре даже есть песня: «Аблямит копюр сайдыргъан» (в переводе — «Аблямит построил мост»).
Интересно, что сооружение дамбы разделило озеро Донузлав на две части. В одной из них вода солёная, поскольку эта часть соединена с Чёрным морем рукотворным каналом, прорытым через узкую перемычку, отделявшую озеро Донузлав от Чёрного моря. Канал этот прорыли в 1961 году для того, чтобы обеспечить заход кораблей из моря в озеро. А в другой части вода пресная, поскольку она подпитывается только лишь грунтовыми водами и осадками, падающими с неба…