Сказать по правде, что представляет собой данный музей, кроме того что он частный, ничего более я не знал. Посмотрев график работы, я и мои друзья обнаружили, что Фотоизба к моменту нашего визита может закрыться.
Сказать по правде, что представляет собой данный музей, кроме того что он частный, ничего более я не знал. Посмотрев график работы, я и мои друзья обнаружили, что Фотоизба к моменту нашего визита может закрыться.
Позвонили, договорились, как итог, нас встречает Надежда Петровна, супруга основателя музея — Петра Яковлевича Дроздова.
Первое впечатление — мы попали в настоящую избу начала прошлого века со старыми дверьми, деревянными полами, замками, засовами, куда известный Плюшкин натащил всего-всего.
Развешанные по углам образа усиливали впечатление.
Пётр Яковлевич уроженец Енисейска, краевед. Выйдя на пенсию, инженер-конструктор нашёл новое увлечение.
Дабы читатель понял, что представляет собой музей и как образовался, приведу официальную информацию:
В Кузнецкой слободе града Енисейска, на углу Большой улицы и Никольского переулка (наискосок от Иверского монастыря), в 1887 году был построен дом.
В нём размещалась и лавка, кстати сказать, уличная родная вывеска на жести сохранилась и доступна к обозрению: «Бакалейные товары, чай, сахар, крупы разные, свечи, мыло и керосинъ.»
Усадьба включала в себя и двухэтажный бревенчатый дом (к востоку), конюховскую, большие конюшни, загон для лошадей, колодец и иные подсобные помещения. После 1917 года усадьба была раздроблена на множество квартир, двориков, огородиков со стайками, навесами, сараями.
В 1997 г. Дроздов приобрёл часть дома и начал реставрационные работы.
Через полгода открыл выставку под названием: Фотоизба «Легенда».
Позже выкупил вторую половину домовладения.
На участке произвёл ремонт, очистив от сараюшек, клетушек и заборчиков.
Когда в доме стали сдирать старые обои, оказалось, что они держатся на дореволюционных газетах.
Реставрация и расчистка происходили несколько лет. Параллельно с этим Дроздов, помимо старых фотографий, начал собирать старинные вещи.
Музей наполнился экспонатами. Первоначальная идея выставки изменилась, но Дроздов своё детище переименовывать не стал. В начале нового тысячелетия Фотоизба приняла первых посетителей.
Из четырёх печей в доме оставили только русскую. В последующем Дроздов провёл отопление, отчего печь, украшенная заслонками, стала выполнять декоративную функцию.
Глядя на «царицу дома» вовсе не верится, что её не топят.
Рядом корабельная рында с фрегата Олень, будто вчера снятая с палубы.
Внутреннее пространство состоит из комнаты, большого зала и подсобки. Количество экспонатов на квадратный метр попросту зашкаливает.
Кто-то из посетителей может бегло осмотреть всё за пять минут.
Мы же попросту закидали Дроздовых вопросами, зависнув на полтора часа.
Ушли из вежливости, дальше уже неудобно было занимать время хозяев.
В наше время почти в каждом городе есть музей старины, где представлены предметы советского быта. Такие выставки пользуются популярностью, и тем не менее, многое повторяется, ибо советская эпоха закончилась по историческим меркам вчера.
У Дроздова советских экспонатов немного.
Большинство предметов дореволюционные.
Железная дорога до Енисейска не дошла.
С одной стороны, это плохо. С другой, сей факт дал возможность городу сохранить аутентичность, а енисейцам старинные вещи.
И на улице и в доме я щёлкал фотоаппаратом во все стороны. Редко в каком музее разрешается, трогать экспонаты руками, но здесь именно этот случай.
Каждая фотография, картина, гирька, инструмент или бутыль воистину уникальны и имеет свою историю.
К примеру, смотришь, обычная тарелка, а с другой стороны клеймо, чуть ли не царское. Или гранёный стакан? Перевернёшь, а на другом боку надпись — Наркомовская норма. В такие рюмки красноармейцам выдавался спирт во время войны с Финляндией.
Удивил старый гвоздь! Что он крепкий и не будет гнуться при косом ударе, было понятно сразу. А вот про клеймо, которое сибирский кузнец ставил на шляпке, я узнал впервые.
Кованый замок сработан местным умельцем. Ключ имеет сложную конфигурацию, но в замок входит легко. Полуторавековой металл каждой своей деталькой волю руки выполняет с радостью. Лёгким движением поворачиваешь, душка отщёлкивается, оставляя музыкальное- вжик.
Деревянные лошадки оказались вовсе не игрушками. Таким декором украшали ткацкие станки.
Как-то раз Надежде Петровне знакомая женщина в шутку сказала: «Что же это такое? У всех мужья как мужья, а Ваш идёт по дороге, изучает всякий мусор и всё в дом тащит!»
Наверно, так оно и есть. Нет таких предметов, которые бы Дроздов не собирал.
Кажется, что в его коллекции есть всё!
И это всё обязательно подлинное, старинное…
Главное условие, экспонат должен иметь связь с родным краем.
В этом плане есть вещи не только удивительные, но и уникальные.
Как-то раз коллекционеру предложили приобрести кости мамонта. Дроздов купил и начал собирать кости. Через какое-то время музей пополнился куском бивня.
Надежда Петровна рассказала, как в Фотоизбу наведались австрийцы. Ходили, приглядывались, в итоге попросили — продать венское кресло.
Дроздовы иностранным туристам отказали. Они коллекцию собирали не для перепродажи. Австрийцы ещё больше предложили, но в итоге ушли несолоно хлебавши.
Правда, бывают примеры наоборот, когда иностранцы подсказывают год, место производства и предназначение предмета.
Так поляки помогли перевести старинную надпись, определив, какому польскому роду принадлежал герб на пороховнице.
Логичен вопрос, как кресло и пороховница попали в Енисейск? Судя по всему, вместе с хозяевами. Енисейск долгое время был местом, куда ссылали.
Я тоже проявил эрудицию. За два года до этого посетил Музей финансов и потому без проблем узнал копилку Сберкассы начала 20-х. Человек получал несгораемую копилку, и кидал туда денежку. Когда нужно было открыть, обращался за ключом к сотрудникам Сберкассы.
Пётр Яковлевич имеет благодарственное письмо от Министерства культуры Красноярского края, где ему выражается благодарность за личный вклад в развитие культурно-познавательного туризма.
Описать всё собранное Дроздовым невозможно. Экспонатов великое множество и говорить о каждом можно до бесконечности. Тот или иной предмет трогали чьи-то руки, что создаёт в музее добрую энергетику.
Наше знакомство с усадьбой продолжилось на улице.
В некоторых местах создавалось впечатление, что участок жилой, но хозяин куда-то отошёл. Сам он плотный, бородатый старообрядец, подпоясанный тесьмой, и с минуты на минуту вернётся за шубой…
Дроздов рассказал, как однажды нашёл старинный водоотвод, и тащил его на себе. На минуточку, столь необычный предмет ещё нужно было углядеть среди прочих. Я попробовал, железка и вправду тяжелая.
Дабы собрать кедровые шишки, по стволам били специальной колотушкой. Это все знают. А вот как выглядела дробилка, отделявшая из шишек орехи, во многих случаях остаётся за кадром. У Петра Яковлевича такая штуковина есть.
Много, очень много всего милого, интересного, раритетного и забавного в коллекции Дроздовых. Их Фотоизба ещё один яркий мазок к портрету Енисейска.
Петру Яковлевичу и Надежде Петровне, крепкого здоровья и ещё раз спасибо за экскурсию!