В гости к знаменитому земляку я мечтал попасть давно.
Тихон Николаевич Хренников уроженец г. Ельца Липецкой области.
В гости к знаменитому земляку я мечтал попасть давно.
Тихон Николаевич Хренников уроженец г. Ельца Липецкой области.
Дом-музей стоит на тихой елецкой улице, дышашей десятилетиями спокойствием и умиротворением…
Только в этой спокойной мудрости провинциии мог родиться такой талант.
Ибо Тихон Хренников это наше всё.
Дом-музей был основан в 1997 году в доме Хренниковых, который под эти цели был выкуплен у последних хозяев.
Главным консультантом был сам композитор. Торжественное открытие дома-музея Т. Н. Хренникова состоялось 10 сентября 2000 года.
На открытии присутствовал сам Хренников.
Хренников заявлял: «Это нонсенс, что при жизни мне открыли музей…».
Во внутреннем дворике могила композитора.
В доме сохранена его историческая планировка, воссоздана типовая обстановка.
Первый экспозиционный зал посвящён семье Хренниковых, здесь можно увидеть редкие фотографии родителей, братьев и сестёр Тихона.
Был самым младшим, десятым ребёнком.
Второй зал музея рассказывает о детстве и юности, о первых творческих успехах юного музыканта.
В детстве играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре, с 9 лет начал учиться играть на фортепиано. Довольно скоро стал сочинять музыку — вальсы, марши, этюды, пьесы.
Увлёкся музыкой во время пребывания в Ельце пианиста и композитора Агаркова ученика Игумнова, стал заниматься с Анной Фёдоровной Варгуниной.
В третьем зале — материалы о годах учёбы в музыкальном техникуме, консерватории, военных и послевоенных годах и другое.
Зимой 1927–1928 годов прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнёсся к нему с симпатией и посоветовал сначала окончить среднее образование в Ельце, а затем учиться в Москве.
Весной 1929 года окончил школу-девятилетку; написав письмо Михаилу Гнесину и получив положительный ответ, поступил в Музыкальном техникуме им. Гнесиных, который окончил в 1932 году.
В техникуме занимался сразу по двум специальностям: в классе фортепиано у Эфраима Гельмана, в классе композиции — у Михаила Гнесина.
Как видите в музее не жарко.
В доме сохранена его историческая планировка, воссоздана типовая обстановка.
В экспозиции музея размещены предметы, принадлежавшие Т. Н. Хренникову:
Президентский штандарт,
концертный костюм музыканта,
рукописи,
клавиры,
партитуры,
книги и фотографии с автографами композитора,
живопись и графика,
Т. Н. Хренников за роялем, худ. Зеленский Н.,
Церковь Покрова, худ. Бурдуков П. П. и другое,
грамзаписи,
мебель,
предметы обихода, отражающие быт и нравы ельчан 1920–1930-х годов.
Четвёртый, завершающий зал, отражает весь творческий путь Т. Н. Хренникова, а также его педагогическую и общественную деятельность, прослеживает его непрерывную связь с родным городом.
В этом зале проводятся временные выставки, музыкальные гостиные, встречи с интересными людьми.
Первый секретарь Правления Союза композиторов СССР в 1948–1991 годах.
Назначен на этот пост по личному распоряжению Сталина.
В последнее десятилетие свой жизни негативно высказывался о лидерах перестройки, распаде СССР и ликвидации соответствующих структур:
«Здесь было предательство наших руководителей. Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачева и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства […]».
Следующим образом отзывался о Сталине и его эпохе:
«Сталин, по-моему, музыку знал лучше, чем кто-либо из нас. Он постоянно ходил на спектакли Большого театра и часто водил туда Политбюро — воспитывал, так сказать, своих сотрудников. […] Сталин был совершенно нормальный человек. С ним часто спорил писатель Фадеев, мне один раз пришлось поспорить. […] Вообще в СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующее умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио. Наш Союз композиторов обладал огромной материальной мощью. Мы в год имели 20 миллионов рублей! По тем временам — это колоссальная сумма. Мы строили дома, давали бесплатно квартиры. Создавали Дома творчества».
В это время Хренников активно работает над новыми сочинениями: он пишет Четвёртый фортепианный концерт, Второй струнный квартет, 5 романсов на стихи Бунина,
Т. Н. Хренников автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 8 инструментальных концертов, музыки для 30 кинофильмов, многочисленных произведений камерной, вокальной и программной музыки и музыки для театральных постановок.
Сувениры и подарки привезенные композитором из зарубежных командировок.
В музее звучит музыка из произведений композитора, создающая неповторимую атмосферу…
В. В. Путин вручает Тихону Николаевичу президентскую премию в 2003 году.
Торжественный молебен в местном храме в 1993 г., посвященный Т. Н. Хренникову.
На территории музея находится могила Тихона Хренникова. Ещё за несколько месяцев до своей кончины он говорил, что хотел бы быть похоронен в родном Ельце.
17 августа 2007 года администрация города, по согласованию с внуком и дочерью Тихона Хренникова, похоронила композитора в саду его собственного дома-музея, рядом с грушевым деревом, которое более 80 лет назад посадил его отец, Николай Хренников.
14 августа 2008 года во дворе дома-музея была установлена скульптурная композиция: выполненный в виде сердца рояль, на котором установлены ноты из «Колыбельной Светланы», и бюст Т. Н. Хренникова.
В 2010 году дом-музей Т. Н. Хренникова был включён в Ассоциацию музыкальных музеев России
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.