«Душа есть — Храм, она — не постоялый двор, в который вхож любой случайно приходящий…»
«Душа есть — Храм, она — не постоялый двор, в который вхож любой случайно приходящий…»
Ярославль — город церквей и храмов. В 1983 году оказавшись в Ярославле, я впервые в жизни увидела такое большое количество куполов с крестами, возвышающихся над сердцем древней Руси. Родившись в маленьком провинциальном городке под названием Сызрань, в советсткое время, мне как человеку, совершенно незнакомому с религией и никогда не ходившему в советское время в церковь, были неведомы чувства, которые могут охватить тебя при посещения храма, высшего духовного места на Земле.
Всё приходит с годами. Я помнила и знала лишь одно, мои родители меня крестили в православном храме. То бишь Ирина Песцова — крещеная, у меня была крёстная и крёстный. Они заботились обо мне все время пока были живы. Мы, поколение, родившиеся в 60-х годах, не знали веры в Бога. Я не исповедуюсь перед Вами. Но хочу сказать, именно в Ярославле моя душа почувствовала и поняла всю ту высшую ступень познания веры в Христа. Главной причиной оказался Храм, который и поныне находится рядом с Волжской набережной в Ярославле. В Храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас, и Спаситель ясными очами смотрит в душу каждому из нас. И под взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души, не случайно видно повторяем: Господи, помилуй и спаси».
В Ярославле, свернув за ограду губернаторского сада в Народный переулок, на противоположной стороне можно увидеть два дома с колоннадами на торцах.
Между ними во дворе — Церковь Николы Надеина.
Заложили храм в 1620 году, а закончили строительство в 1622 году. Эта церковь — Первый каменный храм на Ярославском посаде. До ее строительства в городке выделять средства на возведение каменных построек могли только государственная казна и крупные монастыри.
Моя душа, мой храм, волнующий и вызывающий щемление в сердце — Никольская церковь, она строилась усердием купца Епифания Андреевича Светешникова. Он был «государевым гостем», то есть членом особой корпорации, в которую входили богатейшие купцы, имевшие привилегии в торговле, освобожденные от всех повинностей в пользу государства, кроме одной — обслуживать крупные торговые операции казны. Так, при обновлении царского гардероба в начале 17 века закупку иностранных тканей поручили Светешникову. Большим влиянием и уважением пользовался купец в Ярославле, неслучайно его назвали Надеей — «надёжей». Основательно и прочно выстраивал Епифаний Андреевич церковь своего прихода, один из приделов родовой усыпальницы храмоздателя.
Церковь дошла до наших дней с частичными переделками: заложена открытая галерея, сохранилась лишь центральная глава мощного пятиглавия, надстроена шатровая колокольня.
Никола считался покровителем бедных и обиженных, купцов и торговцев, путешественников и незамужних девиц. Никольских храмов строили много. Церковь, построенную Светешниковым, прозвали Надеинской. В 40-е годы 17 века церковь расписала фресками артель костромских, московских, ярославских и нижегородских мастеров во главе с костромичом Любимом Агеевым.
Это первые в Ярославле крупные художественные работы. Наибольший интерес во фресковых росписях вызывает житие святого Николая.
Судьба заказчика храма сложилась трагично: он скончался на «правеже».
Для одной из своих торговых операций купец взял крупный заем, но не смог вовремя расплатиться с кредиторами. Надею поставили на «правеж»: били по пяткам до тех пор, пока истязаемый не отдавал долг или кто-нибудь за него не поручался. Занятая сумма была столь велика, что поручится за него никто не смог. Купец скончался. Ярославцы не забыли благодеяний Епифания и похоронили его с почетом, в подклете Надеинского храма.
В середине 18 века для Надеинской церкви соорудили новый золоченый деревянный иконостас великолепной резьбы и написали иконы.
Автором иконостаса был Федор Волков, основатель русского национального театра. Он жил в приходе Надеинского храма. В работе ему помогали его друзья и соратники по ремеслу. В 1985 году при реставрации иконостаса была обнаружена авторская подпись на иконе «Вознесение Богоматери».
Работал над ней Дамиан Галик, один из участников волковской труппы. Театральное дело 18 столетия подразумевали универсальность умений актеров. Волков сам сочинял стихи и пьесы, сам создавал декорации для спектаклей, был и актером и режиссером одновременно. Поэтому для того времени создание актерами иконостаса на помин души, не вызывало удивления. В 19 веке актеры ярославского театра перед началом первого сезона заказывали в Никольской церкви молебен.
Особых потерь после 1918 года, храм не имел. Жители полуразрушенного, сожженного города, искали хоть какую-то крышу над головой. Несколько квартир было устроено в подклете храма, и в помещениях под его колокольней. Служба продолжалась до февраля 1930 года. Затем её передали музею. Остальные сооружения ансамбля были уничтожены. 1929 год — церковь Николы Надеина была отнесена к высшей категории.
(Выделенная запись взята из журнала, областная библитека г. Ярославль)
В наше время многие из нас поражаются внешним видом иконостаса Надеинской церкви, он похож на театральную сцену. Перед Вами шторы и люди за столом — так называемое «вече». Словно актеры играют пьесу.
За иконостасом видна «сень». Работа 16 века.
И каждый кто попадает в данный храм удивляется им и черпает необъяснимые силы в нём. Сейчас церковь находится в ведении Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и в летние месяцы доступна для посещения. Церковь — музей работает по определенным дням летом: понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье с 10 утра до 17. Выходные дни — среда, четверг, а также дождливые дни. Так написано перед входом в церковь.
Рекомендую всем, кто приезжает летом в Ярославль, побывать в святом храме Николы Надеина, там где забываешь обо всем, где твой взор устремляется в прекрасный мир.