В 1553 году Толгу посетил царь Иоанн IV. «Удрученный болезнью ног, прибыл сюда на поклонение святыне обители царь Грозный и, по совершении молебного пения перед чудотворным образом Богоматери, получил от него чудесное уврачевание недуга». После этого события в храме была сделана настенная роспись, изображающая царя на Толге. После посещения Иоанн пожертвовал монастырю средства на строительство каменных соборов. В семнадцатом веке обитель подверглась новому испытанию — нашествию польско-литовских интервентов. Она была разграблена, жертвами стали 46 безоружных иноков. Все они погибли. Их захоронение находится в часовне, на земле монастыря.
Святыня была спасена и укрыта за стенами Спасского монастыря. Далее история повествует о приумножении богатства и о великолепии монастырских земель. В разное время Толгский монастырь посещали знатные люди, включая особ царской фамилии. На освящении соборного храма был царь Федор Алексеевич с двумя сестрами в 1683 году. Совершая пешее поломничество в 1763 году обитель навестила Екатерина Великая.
Накануне празднования в 1913 году, в Толгский монастырь, приехал царь Николай II с детьми. Потом он сделал запись в дневнике: «Пошли вверх реки и посетили интересный Толгский монастырь, стоящий на левом берегу Волги, окруженный красивой кедровой рощью». Царские особы не только посещали Ярославскую обитель, но и делали весомые вклады в его казну. Монастырь на протяжении всей своей истории многое делал для оказания милосердной помощи нуждающимся людям. 8 августа(21) 1914 года отмечалось 600-летие основания монастыря.
Казалось, что прочные стены монастыря будут стоять вечно на русской земле. Но события 1917 года круто изменили судьбу святой земли. Из центра духовной жизни многих поколений русских людей святая обитель на долгие годы была превращена в опутанный колючей проволокой застенок.
После революции в 1917 году Толгский монастырь был упразднен. Летом 1926 года в его зданиях разместили дом престарелых и детский дом. Вместо икон повесили портреты вождей. Однако во Введенском соборе богослужение продолжалось и колокола изредка звонили.
Паломничество не прекращалось и люди уносили с собой кедровую шишку на память. Пришла скоро настоящая Беда. В 1932 году в Толге расположились инженеры Средне-Волгстроя, которые соорудили макет «рукотворного моря» в соборе. Подвели водопровод и из алтарной части храма потекла «Волга». В центре вода разливалась по рельефу будущего Рыбинского водохранилища, упираясь в модель плотины, стоявшую у входа. Август 1936 года добавил новые испытания обители, в нее приехали новые хозяева — воспитатели и воспитанники школы ФЗУ Наркомюста, в последствии детской колонии НКВД. Кельи монахов заняли беспризорники из Москвы, Ленинграда, Ярославля. Свыше 250 человек жили в кельях и в гостинице для поломников. В Крестовоздвиженском храме разместился клуб, включивший в себя духовой оркестр и кукольный театр. В 1937 году в колонию привезли новую широкоформатную аппаратуру фирмы «Клемансон» и установили ее в церкви. Когда включили проектор, на экране появились темные полосы от металлических стяжек, вмурованных в стены храма, предназначенных для того, чтобы здание выдержало давление тяжелого купола. Начальство не думая о последствиях, велело убрать стяжки. Скоро появились трещины, спохватившись, стяжки восстановили на прежнее место. Но новый металл не выдержал, стяжки лопнули и вскоре за этим обрушились своды храма. Введенский собор после экспериментов Средне-Волгстроя можно было использовать только как склад. В Спасской башне разместился детский сад, в трапезном корпусе — начальная школа, в часовне — склад детсада, в колокольне — магазин, а в братской башне — баня. Здания еще были в хорошем состоянии, их ремонтировали, а вот кедровник зачах почти весь.
Со временем монастырское здание стало ветшать. В 50-х разместили здесь детскую колонию за колючей проволокой. В ней содержали малолетних преступников.
Главный архитектор Ярославля не считал нужным навести здесь порядок. Красивейший когда-то архитектурный ансамбль находился в запущенном состоянии. Постепенно началось выселение сотрудников колонии. Рядом с монастырем стал расти новый «поселок МВД». Освободившиеся помещения монастыря не ремонтировались, из них исчезали рамы, разбирались полы на дрова. Некоторые жители били тревогу, сообщали в органы высшей власти о безобразиях, творившихся за стенами святой обители. Однако крик души народа разбился о глухую стену равнодушия. От кедрового парка осталось 27 деревьев, они были полузасохшие, изъеденные жуком. Сотрудники колонии раздобыли и посадили 150 кедровых саженцев, прижилось только 24 дерева из них. Стали появляться в монастыре реставраторы. Работы велись эпизодически, удавалось подзалатать только самые большие разрушения. Московский журналист Ефим Дорош так описывает Толгский монастырь: " Мы вошли в галерею собора, где пол был загажен собаками и тяжко пахло сыростью. От труб несло ржавым железом. Не просыхающие стены привели к гибели почти все фрески. Прохудившаяся крыша пропускала на своды дождь и снег. Нельзя было сказать, что здание разрушено, оно было Осквернено.»
Я усматриваю здесь оскорбление всех, для кого в течение столетий монастырь был святыней, красивейшим ансамблем со стенами, башнями, церквями и кельями.
В 80-х годах вновь работы по восстановлению прекратились. Сказали, мол денег нет. В опусташенном состоянии стоял Толгский монастырь. Лишь в канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году Ярославский областной Совет народных депутатов принял решение о передаче комплекса Толгского монастыря Русской провославной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая женская обитель.
25 сентября 1988 года Указом Петриарха Пимена настоятельницей Толгского Свято-Введенского женского монастыря назначили игуменью Варвару (в миру — Александра Ильинична Третьяк). До этого она была монахиней Горненской женской обители в Иерусалиме и в Покровском монастыре в Киеве. Сегодня Матушка — Варваря продолжает руководить женской обителью. Здесь ВСЁ восстановлено: центральное отопление, водопровод, канализационная сеть, слесарные и столярные мастерские вновь работают. Отреставрированы каменные постройки и кирпичные келейные корпуса, налажена работа трапезных, открыта монастырская больница для сестер.
Среди сестер немало специалистов с высшим образованием: инженерным, экономическим, медицинским. Есть золотошвеи, портнихи, повара, шоферы, художницы. У монастыря большое подсобное хозяйство, скотный двор, пекарня, птичник и пасека. Встают в монастыре в 5–30 утра. Ложаться спать в одиннадцать. Около семи часов посвящены молитвам, личного времени один час перед сном. Раз в году каждая послушница имеет 14 — дневный отпуск и может съездить к своим близким. Многое изменилось на территории монастыря.
Вокруг него построены новые здания, в которых есть столовая и другие служебные помещения. Здесь созданы все условия для туристов.
С экскурсией можно посетить кедровник. Разрешается осуществлять съемку на территории монастыря. НО НЕЛЬЗЯ снимать внутри самих храмов. Категорически запрещено. Сама на себе испытала и чуть ли меня не выдворили за стены церкви. 3 фотографии удалось сделать. Они перед вами. Крестовоздвиженская церковь.
На память для себя, внутри Крестовоздвиженской церкви, сооруженной в 1625 году и возобновленной в 1999 году, я купила кедровые четки и украшения к Рождеству на новогоднюю елку.
Сколько боли можно было почувствовать здесь. Кадр за кадром вы видите в отзыве о монастыре.
Сейчас многие скажут: «Что мол данную историю можно найти и в интернете». А я отвечу вам:
" Все изложенные исторические события действительно подтверждены фактами. Находясь на территории обители, я пропустила через себя горечь ушедших веков, отраженных в записях старинных книг, а не в интернете». Фотографии сделаны недавно, на этой неделе. Скоро будет 17 декабря, день Ангела настоятельницы монастыря матушки Варвары.
Когда-то давным давно, в конце 90-х она благословила меня вместе с сыном и вот с её благословением я живу и по сей день. Второй раз мне удалось побывать в монастыре в 2013 году. Сохранила несколько снимков. 19 августа, Яблочный Спас.
фото мой личный телефон NOKIA 19.08.2013 г.
В то время мне разрешили находиться на территории в брюках, но с покрытой головой. Сегодня здесь необходимо одеть длинную юбку и повязать на голову платок, руки также должны быть закрыты по локоть одеждой. Мужчины только в брюках, никаких шорт летом. Так скажем строгий дресс-код. Вам могут выдать юбку при входе на территорию монастыря. Можно заказать групповую экскурсию прямо на месте. Конечно летом удобнее, осенью очень красиво. Но зимой все храмы обнажаются от листвы и вы увидите всё величие Толгской святыни.
В начале XVIII века монастырь получил дополнительное барочное оформление — фронтон над проездной аркой и декор венчающей части надвратной церкви. Расписанный фресками сводчатый проезд Святых ворот. Сейчас он отреставрирован. Ворота бирюзового цвета открываются перед нами.
Фото из интернета.
Святые ворота с надвратным Никольским храмом. В надвратном храме один престол — во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
19 декабря сего года состоится служба в честь Николая Светителя в 7 часов утра. Время службы с 7 утра до 10. Для себя решила, обязательно побываю на службе зимой.
Крестовоздвиженский храм(1625 г.) В нём находятся иконы: икона Матери Божьей «Толгская», икона Божьей Матери «Троеручица», икона Божьей Матери «Знамение», икона Божьей Матери «Утешение» и другие.
Фото из интернета.
Свято — Введенский собор(1681 год). Каменный пятиглавый храм соединялся переходом с колокольней.
Монастырская звонница. Высота колокольни с крестом более 50 метров.
Спасская церковь(начало 18 века) с больничными палатами.
У Спасской церкви 9 куполов, они горят золотом. В каменном храме первоначально было два придела: во имя Спаса Нерукотворного Образа и во имя преподобного Лазаря. Осталяся один — во имя Спаса Нерукотворного Образа. Под Спасским храмом захоронен Николай Алексеевич Тучков, герой Отечественной войны 1812 года.
Часовня над братской могилой монахов, защищавших монастырь.
Монастырский сад вокруг церквей.
Фресковая живопись Введенского храма (фото из интернета).
06 декабря 2017 год.
Вход в Введенскую церковь.
06 декабря 2017 год.
На поражение кедра на Толге бурею и цветов морозом….(1879 год).
Все со временем проходит — горе, счастье пролетит. К разрушению все стремится — кто сей долг не избежит? Кедр высокий с облаками наравне вчера стоял, ныне ж вниз лежит ветвями: бурный ветр его сломал…»
А мы должны быть благодарными тем, кто восстановил Толгскую обитель. Приезжайте к нам летом, зимой, осенью и весной. Ярославская земля щедрая.
На сайте Толгского монастыря есть виртуальная 3D экскурсия. Желающие могут посмотреть Крестовоздвиженский храм.
Совет: Как добраться из Ярославля до Свято-Введенского Толгского монастыря