Знаменитый ярославский Иоанно-Предтеченский храм за свою долгую историю каких только комплиментов не удостоился! «Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Сегодня этот храм «в лицо» знает каждый россиянин — изображение храма появилось на 1000-рублевой российской купюре.
Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посещали великие князья и государственные деятели! А как она была любима народом! Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888).
По местным преданиям, был когда-то на этом месте Вознесенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году. Позже — деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Казанской иконе Божией Матери. Но жителям слободы этой маленькой деревянной церкви не хватало, и они просили разрешения на постройку зимней церкви в честь Вознесения Господня, видимо памятуя о разоренном Вознесенском монастыре. Разрешение это они и получили. Но не успели приняться за постройку зимней церкви, как деревянная Предтеченская церковь сгорела. На пепелище толчковские жители отстроили маленькую деревянную Вознесенскую церковь, но замыслили создать что-то грандиозное, благо средства богатых мастеровых слободы позволяли воплотить самый смелый замысел. При строительстве храма они поставили перед собой задачу, да какую! «Таку церковь построить, какой на Ярославли и не видывали…» И построили.
Храм представлял собой четырехстолпную пятиглавую церковь с крытыми одноэтажными галереями с трех сторон. Входом в галереи были три высокие щипцовые крыльца на столбах. Храм имел два симметричных придела. Как правило, приделы выполнялись ниже основного уровня, но здесь они были выполнены одинаковыми по высоте с основным кубом, что создавало впечатление особой грандиозности храма. Необычность храму придавали также выполненные вместо традиционных куполов изящные пятиглавия, которыми были увенчаны оба придела — этот прием был впервые использован в Ярославле. Грандиозная по размерам (ее высота достигала 44 метров), фантастическая по силуэту своих 15 глав церковь Иоанна Предтечи ослепляла роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения.
Во главе нового проекта стояли поп Абросим и дьякон Родион, на долгие годы посвятившие себя этому замечательному делу. Книга по учету пожертвований воскрешает трогательную простоту жертвователей слободы: кто приносит слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками. Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи — царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей. Вклады принимались любые и в любом виде; кто не мог пожертвовать деньгами и вещами, предлагал свои руки для выполнения всевозможных работ грандиозной стройки. «Воздвигла Божий храм сума торговая» и труды и усердие. Таким образом, храм этот был «мирским строением», в складчину, был построен достаточно быстро — с 1671 по 1687 годы.
По разрешению царя Алексея Михайловича на заброшенных казенных землях были построены специально два кирпичных завода. В конструкции впервые используется не тесаный кирпич, а специально изготовленный по лекалам — лекальные кирпичи, что было свойственно ярославской зодческой школе. Кирпичные стены, усеянные изразцовыми вставками, «дают впечатление затейливого ковра, немного выцветшего и потемневшего от времени и потому особенно гармоничного».
Внутреннее убранство храма едва не превосходило его внешнее благолепие. Шестнадцать лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью в 1694–95 годах. Несомненно, что художники Толчковского храма имели очень хорошее для того времени богословское образование. Это позволяло им не только охватить в росписи Новый и Ветхий Завет, историю Русской Церкви, жития святых, богослужебные сюжеты, но и свободно воплощать эти религиозные и художественные замыслы, требующие знания многих дополнительных нюансов. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая себе равных не только в ярославской, но и во всей древнерусской настенной иконописи.
В ансамбль Иоаннопредтеченской церкви входит и изящная 45-метровая шестиярусная колокольня, четыре верхних яруса которой прорезаны арками звона. В архитектуре колокольни заметно влияние пышного «нарышкинского» барокко.
С самого начала существования храма при нем была организована богадельня, что было принято в те времена, 40 человек бедных и убогих находили в ней пристанище. Затем была устроена одноклассная церковно-приходская школа, преобразованная в двух-классную женскую. При ней был открыт приют для девочек, женская мастерская — белошвейная и прачечная. В 1892 году при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной. А в конце XIX века при храме начинается издание уникального ежемесячного журнала «Приходская жизнь», едва ли не единственного журнала такого рода, издаваемого в провинции.
В январе 1933 года Предтеченскую церковь передали в ведение Ярославского музея. В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию. В нем устроили склад для зерна, а галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислот, карбида. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу. В 70-е годы XX века были вызолочены главы одного из приделов, но позолота, простояв всего пять лет, осыпалась из-за соседства с промышленным предприятием. Сейчас церковь входит в состав Ярославского музея-заповедника.