Храм Ильи Пророка, что находится на центральной площади Ярославля невозможно обойти вниманием — он доминирует, он красуется, он приглашает войти!
Храм Ильи Пророка, что находится на центральной площади Ярославля невозможно обойти вниманием — он доминирует, он красуется, он приглашает войти!
В 70-х годах 18 века, был принят план регулярной застройки Ярославля и именно этот старинный храм был принят за «точку отсчета» — отсюда разбегаются улицы этого красивого русского города на Волге.
Бывая в Ярославле, я всегда заходила в этот храм, однако, надо признаться, всегда не хватало времени, чтобы углубиться в то повествование, что открывала «краса несказанная».
Мне везло — я попадала в благоприятное время. Вообще храм открыт не всегда — с октября по май он закрыт для посещения, а летом открыт лишь в хорошую погоду (с 8.30 до 19.30 кроме среды). Хорошая погода — это когда нет затяжных дождей.
Температурный режим строго исполняется ради сохранности фресок, которые и заставили меня, пока не забылись фрески Гурия Никитина в Суздале, вспомнить фрески его же и его со-товарищи, здесь, в Ярославле. Фрески были выполнены на 9 лет раньше суздальских — в 1680-м году. Конечно! Интересно сравнить.
Однако, если Спасо-Преображенский собор в Суздале знакомит в первую очередь именно с фресками, здесь я хотела бы оглядеться, пристально взглянуть и на красавец-иконостас, и на сам собор, такой удивительный — асимметричный!
Первую Ильинскую церковь на территории Кремля построили еще при Ярославе Мудром. И вот в память о той церкви купцы — братья Скрипины на своей земле построили Ильинский храм. В знак своего расположения к благому делу царь Алексей подарил для церкви частичку Ризы Господней, что хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Для этой святыни был возведен шатровый Ризоположенский придел.
Пожар, что бушевал в Ярославле в 1658 году не пощадил храм — он значительно обгорел, но внутренняя отделка почти не пострадала. Впрочем, это была другая отделка. Внутреннее убранство собора, что сегодня поражает красотой, сформировалось спустя десятилетия. Тогда для росписи собора и были приглашены Гурий Никитин, С. Сомов и еще 15 костромских богомазов — учеников.
Сам Гурий Никитин искал эту Божественную Красоту и воплощал ее в своих работах. Так на стене с выполненными фресками, он однажды оставил свое, сейчас бы сказали «письменное творческое credo»: «Всем же изографное изображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь».
Однако прежде чем зайти в храм отметим, что в виду асимметричности, о которой я упомянула, архитектурный образ и наше восприятие его меняются по пути продвижения — важно, с какой стороны и с какой точки взирать на чудо-соружение.
Каждое время оставляло свой след и добрый, и недобрый.
Вот кованая ограда — это 19 век.
Эскиз ее рисунка принадлежал академику А.Павлинову.
А воспоминания о том, как долго здесь, в советское время располагался музей антирелигиозной пропаганды, совсем не радостные, но что было, то было. Кроме того именно музей, как организация культурного направления, лучше всего сохранил уникальный храм, иконы, фрески и даже мощи Ярославских святых (сегодня находятся в Успенском соборе Ярославля).
Когда-то, в 17 веке наружные стены собора были расписаны. Сейчас они просто отштукатурены, и роспись сохранилась только на фронтоне западного крыльца — это панно «Распятие».
Итак, войдем в храм!
Внутренних помещений храма довольно много и они соединены крытыми галереями, которые расписаны очень плотно и нарядно.
Роспись центрального зала выполнена в шесть ярусов.
Нижний ярус — орнаментальный. Второй посвящен жизнеописанию Пророка Елисея — ученика Ильи Пророка. Именно на этом ярусе запечатлена знаменитая сцена жатвы, которую особенно любят приводить в пример, дабы показать возрожденческое приземление библейского повествования. Действительно! Перед нами яркая жанровая сценка, пленяющая настроением радости труда во Славу Божью!
Здесь расположена и очень выразительная фреска, повествующая о рождении младенца, который появился на свет по молитвам Пророка Елисея.
Роженица наблюдает, как женщины обмывают только что родившегося младенца. Фреска передает счастье матери.
В ярославских фресках Гурия Никитина, как и в его суздальских, много бытовых подробностей, которые несколько «заземляют», но все-таки не принижают библейские сюжеты.
В сценах третьего яруса запечатлены фрагменты жития Ильи Пророка.
(Икона Ильи Пророка)
Четвертый ярус посвящен деяниям Апостолов. Пятый и шестой ярусы — Евангельские сюжеты.
Несмотря на склонность живописцев русского Возрождения к жанровости, каноны строго соблюдались. Как и в суздальских фресках повествование велось сверху вниз — от мира Горнего к миру дольнему.
Соблюдались и технические приемы, наработанные веками и передаваемые от поколения к поколению.
Фрески писались по сырой штукатурке. Краски наносились на уже прорисованную композицию (Гурий Никитин эту работу всегда выполнял сам).
Первый слой краски разводился водой. После высыхания штукатурного слоя наносился кальцинированный, который должен был предохранять фрески от воздействия влаги. Окончательная живописная проработка выполнялась красками, разведенными на растительном масле, возможно олифе, с добавление пшеничного клея или яйца. Богомазы обычно хранили свои секреты.
Целью было обеспечить долгую жизнь фресок и не умаляющиеся краски, ведь их оттенки не просто создавали настроение — они также повествовали. Например, соприкосновение духовного с материальным миром могло выражаться в еле заметном сгущении колорита, который, однако, мог почувствовать только взгляд человека духовно подготовленного, и это давало ему ощущение особой просветленности, недоступной взору человека мирского, невоцерковленного.
Резной иконостас, в стиле московского барокко — это, конечно же, чудо красоты.
Поражает искусство резчиков по дереву, что оформляли и сам иконостас, и Царские врата, и Надпрестольную сень.
Иконы для иконостаса были написаны известным иконописцем того времени Ф.Зубовым.
В храме все прекрасно и все полно смысла, который нужно читать не спеша.
К сожалению, обычно знакомство с этим уникальным собором бывает все же поверхностным и представляет собою в лучшем случае «прогулку» с экскурсоводом, который все же может обратить внимание слушателей на что-то важное, расставить акценты.