Ярославский речной порт. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, 4, телефон: +7 (4852) 22-81-44 (обязательно уточнить время отправления, особенно в конце навигации), сайт: yarport.com, группа Вконтакте: https://vk.com/yarport76.
Лето будет продолжаться, пока не закончилась навигация!
Мы в этом убедились, прокатившись в первые осенние выходные на речном трамвайчике — наверное, самом романтичном городском общественном транспорте. Вообще, надо заметить, что экскурсионный теплоход «Москва-208» — отличная альтернатива обычным дачным теплоходам, плывущим до Толги или Вакарево.
Комфортабельный и уютный, двухпалубный, вместительный, с душевными интерьерами, на нижней палубе есть даже бар с безалкогольными напитками и нехитрыми закусками.
Цена вопроса — 350 рублей за взрослый билет. Маршрут — от речного вокзала до Стрелки, затем к Толге и снова к речному вокзалу. Время в пути — 1,5 часа, без остановок.
Но зато с увлекательной экскурсией — аудиогидом «Легенды Ярославии». Даже мне, знающей о родном городе достаточно, было любопытно еще раз послушать историю Ярославля, начиная с момента основания и до празднования его 1000-летнего юбилея.
От речного вокзала с изящной башенкой с часами – узнаваемой картинки для всех, кто предпочитает водный путь по матушке-Волге, наш кораблик направляется к Стрелке.
Именно здесь, на высоком берегу, в месте, где Волга встречается с Которослью, в 1010 году и был основан Ярославль. В очередной раз с интересом слушаем легенду об основании города, погружаясь во времена давно минувших дней, когда было сильно противостояние православных князей и язычников – мерян, коренного населения этого края, носившего название Медвежьего (Медведицкого) угла. Тогда, как гласит предание, князь Ярослав, увидев, что языческое племя грабит корабли купцов, проплывающих мимо их поселения, решил приструнить мерян. Те в ответ выпустили на дружину князя «лютого зверя». Что это был за зверь – история умалчивает, лишь благодаря народной молве, намного позднее описываемых событий, было решено, что это был медведь. Видимо, потому, что язычники поклонялись скотьему богу Велесу, а тотемным животным у них был медведь. В общем, Ярослав медведя убил, язычники пообещали купеческие корабли больше не грабить, однако, недоверчивый князь решил заложить на Стрелке крепость – град, дав ему свое имя. Вот такая красивая и героическая легенда.
Над не по-осеннему зеленой листвой парят золотые купола нового Успенского собора, который был восстановлен в 2010 году на месте первого каменного храма Ярославля, заложенного в летописном 1215 году ростовским князем Константином Всеволодовичем на территории княжьего двора (кремля). К современному собору можно относиться по разному, считая слишком массивным, новодельным, отличающимся от Успенского собора 17 века (кстати, четвертого на тот момент по счету – вот так не везло главному кафедральному собору). С другой стороны, сейчас уже сложно представить Стрелку без этого монументального храма. Кстати, особенно эффектно он выглядит именно с воды.
Сейчас у подножья Стрелки на насыпной дамбе разбит парк, кардинально реконструированный к 1000-летию города. Новые светомузыкальные фонтаны, дорожки, молоденькие деревца, памятник в честь 1000-летия. Любимое многими горожанам место, вызывающее восторг у туристов. Не Версаль, конечно, и даже не Петергоф, но прогуляться приятно. А нам интересно посмотреть на знакомую Стрелку с воды, что мы и делаем на верхней, открытой палубе теплохода, благо погода отличная, даже на реке ветра нет. Такой вот летний сентябрь.
Тем временем теплоход, позволив немного полюбоваться ладным храмовым ансамблем Коровников, поворачивает обратно. Неспешно идет теплоход. И вместе с его движением, под шум волны переворачиваются страницы ярославской истории, о которой рассказывает аудиогид. Татаро-монгольское нашествие, польско-литовская интервенция, 17 век – время расцвета Ярославля, время, когда город становится центром купечества и торговли, когда активно идет каменное строительство, в том числе, храмовое. Помните, Ярославль – город церквей «золотого» 17 века. А мы любуемся спускающейся к нижнему партеру Стрелки белоснежной многоярусной лестницей, куполами Успенского собора, Арсенальной (Волжской) башней, Губернаторским домом, Губернаторской беседкой. Панорамы и виды, на которые можно смотреть бесконечно! Как и слушать рассказы о любимом городе.
Но, пожалуй, особенно понравилась мне фраза, что наш маршрут пролегал по части древнейшего торгового пути «из варяг в персы» – в воображении сразу же возникли яркие картины прошлого. Речной торговый путь «из варяг в персы», более известный как волжский или волго-балтийский торговый путь, считается самым ранним из трех великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Примечательно, что он сложился ранее днепровского и двинского путей, но и свое международное значение стал утрачивать раньше остальных – ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета, во второй половине 9 века, торговый путь «из варяг в персы» обеспечивал экономическое благосостояние трех государственных образований: Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги. Вниз по Волге до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха и мёд. С другой стороны, торговля со странами Востока была выгодна для Руси, так как такие экзотические товары, как, например, шелк и пряности можно было приобрести только там.
Удивительным стал и рассказ о трех ярославских мостах, раскинувшихся над Волгой, под которыми мы проплывали (точнее, проходили – это вас любой речник поправит, по рекам именно ходят, а не плавают!). Так, Октябрьский мост– автомобильно-пешеходный мост через реку Волгу, соединяющий Октябрьскую площадь с Урочской улицей, а Ленинский и Кировский районы с Заволжским районом города. Он был построен взамен временной переправы в 1961–1966 годах по новаторскому проекту Евгения Сергеевича Уланова, брата знаменитой балерины Галины Улановой. Свое название он получил в честь 50-й годовщины Октябрьской революции. Мост довольно симпатичный, бирюзовый.
Еще один ярославский мост с ажурными пролетами называется Ярославским железнодорожным мостом (или по-старому – Николаевским). Это единственный железнодорожный мост через Волгу в нашем городе. Он расположен на перегоне Приволжье – Филино участка Ярославль – Данилов Северной железной дороги и соединяет Ленинский и Заволжский районы Ярославля. Именно по нему мы на электричке ездим в деревню. Строительство моста началось в 1910 году, и работы планировалось завершить за 2 года. Однако, почти перед самой сдачей объекта в 1912 году рухнул один из пролетов моста, и строительство затянулось. Тем не менее, открытие нового железнодорожного моста состоялось 21 февраля 1913 года и было приурочено к 300-летнему юбилею дома Романовых. Как видно из названия, мост осматривал сам император Николай II, чье имя и дало название сооружению. Первоначально в народе мост именовался Императорским, Николаевским или Романовским, а сейчас – его просто называют железнодорожным мостом. Автором проекта моста являлся инженер Станислав Ипполитович Ольшевский. Еще один любопытный момент: одним из строителей железнодорожного моста в Ярославле был отец знаменитой советской актрисы Любови Орловой, Пётр Федорович Орлов, потомственный дворянин, служивший в военном ведомстве. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов железнодорожный мост имел стратегическое значение и охранялся с особой тщательностью. Ведь через него на фронт двигались составы с войсками и боевой техникой. Был даже создан деревянный мост-дублер, полностью повторяющий конструкции существующего железнодорожного моста, чтобы в случае его разрушения можно было быстро и просто возвести новый мост, не допустив остановки поездов. Дублер был настолько засекречен, что не сохранилось ни одной его фотографии, да и место его расположения оставалось под завесой строжайшей тайны. К счастью, его так и не пришлось использовать.
Ну, и, самый новый – это Юбилейный мост, автомобильно-пешеходный, который был построен к 1000-летнему юбилею Ярославля, и сегодня соединяет Дзержинский и Заволжский районы города.
Тем временем с палубы теплохода открываются виды на Толгский монастырь – любимую ярославскую жемчужинку. Это очень красивое и душевное место. Аудиогид довольно подробно останавливается на истории святой обители. Конечно, этот рассказ лучше слушать в белоснежных стенах монастыря, неспешно гуляя по его утопающей в роскошных цветниках территории. Я лишь напомню, что монастырь был основан в «лютое» время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края. В 1314 году владыка Трифон, возвращаясь с Белозерья после осмотра Ростовской епархии, ночью увидел чудесное явление Божией Матери. Восприняв это как знак свыше, было решено устроить на левом берегу Волги монашескую обитель, а обретенная икона Богоматери получила название Толгской. По преданиям, она обладает чудодейственной силой, излечивает больных, помогает страждущим. За время своего существования обитель знала периоды расцвета и упадка. В советское время монастырь был разорен, в его стенах даже размещалась детская колония. К счастью, время лихолетья миновало, обитель не только была восстановлена, но стала еще краше. На мой взгляд, обязательное для посещения место в нашем городе, не только для паломников, но и для всех, кто не равнодушен к старинной архитектуре и просто умеет чувствовать красоту.
1
Еще раз бросим взгляд на привольные волжский просторы. А теперь пора в обратный путь. Экскурсия окончена, на теплоходе играет ненавязчивая музыка, а мы любуемся душевными видами. И, наверное, главное впечатление – это сама неспешная, романтичная и приятная во всех отношениях водная прогулка, шум стальной волны за бортом, еще по-летнему зеленые волжские берега, украшающие набережную особнячки и проглядывающие сквозь листву маковки церквей.
Часто хожу по центру Ярославля, кажется, знаю его вдоль и поперек. Но вот так, с воды город приходится видеть крайне редко. Но именно смотря на привычные виды с борта теплохода, понимаешь, осознаешь, как хорош этой пронзительно-щемящей провинциальной красотой наш Ярославль – любимый волжский город.
Славная получилась прогулка в последние теплые денечки уже ушедшего лета. Что еще раз подтверждает, что выходные в городе могут быть интересными и познавательными, а чтобы получить положительные эмоции и яркие впечатления совсем не обязательно уехать-улететь-уплыть куда-то далеко-далеко. Интересное – оно всегда рядом. Надо только научиться это замечать и видеть.