Те, кто бывали в Ярославле в парке на стрелке при впадении Которосли в Волгу, наверняка отмечали, что самым примечательным объектом в этом месте, безусловно, является памятник «1000 лет Ярославлю».
Те, кто бывали в Ярославле в парке на стрелке при впадении Которосли в Волгу, наверняка отмечали, что самым примечательным объектом в этом месте, безусловно, является памятник «1000 лет Ярославлю».
Это 20-метровая гранитная колонна, установленная на высоком постаменте. Венчает колонну бронзовый двуглавый орел — герб Российской Империи.
Создатели монумента — московский авторский коллектив. Эскиз памятника разработал столичный скульптор, график и ландшафтный архитектор, член Союза художников России Михаил ТОЧЕНЫЙ, скульптор А. Н. КОВАЛЬЧУК, архитектор М. КОРСИ.
У пьедестала памятника по центру стоит скульптура ЯРОСЛАВА МУДРОГО в княжеском облачении, а по четырем углам на пьедестале: слева от князя — фигура пастыря, справа от князя — фигура ратника, а с противоположной стороны — фигуры мастерового и матери с младенцем:
Кроме Ярослава Мудрого, остальные фигуры вряд ли можно каким-либо способом персонифицировать.
Кроме того, на постаменте в два ряда расположены горельефы со сценами, отражающими основные вехи в истории Ярославля от момента основания до наших дней. Будучи возле памятника, я их все сфотографировал, но, поскольку под ними нет никаких подписей, то невозможно разобраться, что где изображено, без помощи знающих людей. Поэтому я воспользовался помощью с сайта «По городам и странам».
В верхнем ряду на четырёх гранях постамента размещены следующие четыре горельефа со сценами, отражающими главные события в истории Ярославля:
Сцена 1. На горельефе, расположенном на грани за фигурой князя Ярослава МУДРОГО, изображена сцена поединка князя с «лютым зверем», под которым принято понимать медведицу. В руках князя секира. Доподлинно орудие битвы с лютым зверем не известно. Скорее всего, это должна была быть рогатина. Секира появилась во времена Екатерины II, да так и осталась на гербе города.
Сцена 2. Композиция похожа на битву с татарами на Туговой горе в 1257 году.
Сцена 3. На горельефе изображено чудо обретения Толгской иконы Божией Матери. По сей день образ, обретенный в 1314 году ростовским епископом Прохором, почитается чудотворным. Толгская икона Богоматери — покровительница и заступница Ярославской земли. Список с нее хранится в Государственной Третьяковской галерее, а явленный образ — в Толгском монастыре.
Сцена 4. Горельеф посвящен тому недолгому времени, когда Ярославль оказался стольным градом земли Русской. На нем изображена сцена сбора ополчения князя Дмитрия Ивановича ПОЖАРСКОГО и гражданина Кузьмы Минича МИНИНА.
В нижней части постамента размещены еще одиннадцать многофигурных горельефов меньшего размера. Точное толкование изображенных на них сцен не всегда можно дать. Можно только предполагать. Перечислю их по порядку согласно подготовленным иллюстрациям.
Сцена 5. Перед священником стоит коленопреклоненная женщина. За ней жители города с детьми, позади воины. Чему посвящена сцена, непонятно.
Сцена 6. Пастырь с крестом и по обеим сторонам от него воины. Тоже непонятно, что символизирует эта сцена.
Поскольку на обеих сценах 5 и 6 изображены ещё и храмы, возможно, эти сцены имеют какое-то отношение к их постройке в городе?
Сцена 7. Видимо, на этом горельефе изображена сцена благословения святого князя и его дружины перед какой-то битвой с врагами.
Сцена 8. Видимо, на этом горельефе изображен царь Михаил Федорович РОМАНОВ и новое строительство в городе в начале XVII века.
Сцена 9. XVII век — золотой век Ярославля. Зодчие и иконописцы украшают храмы.
Сцена 10. Длинный горельеф посвящен событиям XVIII — начала XIX века.
Слева на фоне храма Петра и Павла изображён купец Максим ЗАТРАПЕЗНОВ или его сын Иван, основавшие Большую Полотняную Мануфактуру.
Следующая сцена посвящена перестройке города по «Высочайше конфирмованному» плану при губернаторе Алексее Петровиче МЕЛЬГУНОВЕ. Рядом, возможно, изображён основатель первого русского театра Фёдор ВОЛКОВ.
Война 1812 года не затронула Ярославль. Но в нём была сформирована «Ярославская военная сила», то есть ополчение. На горельефе изображён её командир генерал-майор ярославец Яков ДЕДЮЛИН.
Наконец крайняя справа сцена представляет Н. А. НЕКРАСОВА и, вероятно, Павла Григорьевича ДЕМИДОВА — основателя знаменитого Юридического Лицея на фоне Волжской набережной и знаменитой Губернаторской беседки.
Сцена 11. Горельеф посвящён городскому голове Ивану Александровичу ВАХРОМЕЕВУ. При нём в городе появился трамвай, водопровод, электрическое освещение и телефон. Персонаж справа идентифицировать, увы, не удается. На заднем плане виден железнодорожный мост через Волгу, построенный в 1913 году.
Сцена 12. События начала ХХ века. Слева — гражданская война, принесшая значительные разрушения городу. Справа — героический труд ярославцев в годы первых пятилеток.
В 1930-е годы Ярославль дал стране первый тяжёлый грузовик, первый советский дизельный двигатель, первый троллейбус, шины и резинотехнические изделия. Фоном сюжета служит, в том числе, и Ляпинская электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО.
Сцена 13. В Великую Отечественную войну город оказался в тылу, но ястребы из люфтваффе ожесточённо бомбили Волжский мост. Город поставлял Красной Армии оружие и боеприпасы, ярославцы яростно сражались на фронте с общим врагом. В правой части барельефа видны строители, возводящие Ярославский нефтеперегонный завод.
Сцена 14. Послевоенная история города связана с «Чайкой». Таким был позывной первой в мире женщины-космонавта Валентины Владимировны ТЕРЕШКОВОЙ, родившейся на ярославской земле в деревне Никулино.
Сцена 15. Современный Ярославль с часовней Казанской иконы Божией Матери и стадионом «Локомотив».
В общем-то всё, памятнику я уделил достаточно много времени, поскольку мне самому было интересно понять, что и кто на нем изображен…