Ярославская детская железная дорога Северной железной дороги ‒ филиал ОАО «РЖД» (ЯДЖД). Адрес: г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 54, тел.: (4852) 24-58-83, 79-68-60, группа Вконтакте: https://vk.com/ydzdrzd. Стоимость билетов: от 0 до 2 лет ‒ бесплатно, от 2 до 10 лет ‒ 100 рублей, от 10 лет ‒ 150 рублей.
В Ярославле немало объектов, ориентированных на детский досуг: это и Цирк, и Зоопарк, и Планетарий. А еще есть у нас такой занятный объект, как Детская железная дорога. Ее торжественное открытие состоялось в не менее знаменательный день — 9 мая 1946 г. Линия общей длиной 5,5 км проходила по левому берегу реки Волги и имела 3 станции. В советское время Детская железная дорога претерпела ряд изменений, даже была закрыта, и только после масштабной реконструкции 2008 года приобрела свой нынешний облик. Сегодня ее протяженность составляет 5,7 км, функционируют станции Пионерская, Яковлевская, а также три пассажирские платформы — Зеленая, Луговая и Юбилейная, работает новый подвижной состав, состоящий из двух тепловозов ТУ7А и четырех пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода.
Детская железная дорога — это не только туристический аттракцион. Здесь проходят занятия кружка юных железнодорожников. Ребята постигают азы различных профессий железнодорожников, и если в зимний период происходит теоретическое обучение, то летом школьники могут попробовать свои силы, трудясь на Детской железной дороге в качестве машинистов, проводников, стрелочников и т. д.
На Детской железной дороге я была в далеком, уже запамятованном детстве, а вот мой муж школьником занимался в этом кружке. Мне давно хотелось освежить воспоминания, но все как-то не складывалось. И вот теплым сентябрьским деньком подруга решила прокатить на паровозике свою четырехлетнюю дочку, а заодно пригласила меня в качестве внештатного фотографа.
Детская железная дорога расположена в тенистом лесном массиве, по которому и проходит маршрут. Территория не особенно большая, но ухоженная. Есть симпатичный фонтанчик-водоем с игрушечными уточками, с которыми очень любят играть малышата.
Среди зеленой травки то тут, то там виднеются садовые фигурки животных, разбиты цветники.
Есть маленькая детская площадка с горкой и лавочками для родителей — судя по дочке подружки, ей сей незатейливый аттракцион понравился куда больше поездки на поезде.
Хорош памятник — большой зеленый паровоз с красными колесами, возможно, когда-то он тоже резво бегал среди сосен да березок.
В круглом современном здании с зеркальными окнами расположены кассы, здесь же можно ознакомиться со схемой маршрута. На территории комплекса также есть бесплатный WC, что очень важно для родителей с маленькими детьми. Минус — на территории нет ни кафе, ни продуктовых магазинчиков, так что, если придется ждать рейса, лучше взять с собой сухпаек.
Но вот зовет гудок, и мы спешим к нашему поезду. Состав — самый настоящий и современный, но очень и очень миниатюрный. Вагончики просто крошечные даже для моего гномичьего роста, светленькие, маленькие мягкие кресла, между которыми расположен столик с выемкой для стаканчиков, на окошках светлые занавесочки. Все, конечно, просто кукольное, но чистое и новое, не в пример обычным пригородным электричкам. Так что, за оформление — плюс.
Дети — сотрудники Детской железной дороги ответственно и старательно выполняют свои обязанности. Ребята постарше управляют тепловозом. Юные проводники трогательно произносят нужные тексты, проверяют билетики, все опрятные, в форме, вежливые и подтянутые — приятно посмотреть. Думаю, многие школьники сразу же загорятся идеей посещения подобного кружка — ведь это как маленький шажок во взрослую жизнь. А вот малышатам (даже нашей четырехлетней путешественнице) все это действо не особенно интересно и понятно. Ну, поезд и поезд — современные дети не только на электричках, но и на самолетах во всю летают, их сложно удивить.
Состав идет примерно минут 30, совсем не быстро, приятно смотреть в окошко на зеленый лесок.
Предусмотрена остановка с выходом на перрон. Впрочем, «вокзал» — это просто небольшой навес, видимо, оставшийся еще с советских времен. Кроме как наслаждаться прохладой соснового леса, делать здесь больше нечего. Меня-то все устраивало, но со слов подруги, не хватало кафе или ларька с соками, водами, мороженным, а особенно WC.
Только недавно прочитала, что при Детской железной дороге открылся «Музей необыкновенных путешествий из века XIX в. век XXI», в котором можно ознакомиться с историей железнодорожного транспорта в северном регионе, а в импровизированной кабине машиниста посмотреть фильм о СЖД в формате 5D (стоимость — 150 руб., начало экскурсий — в 11.10 и 14.10). Вот здесь бы точно было интересно побывать!
Общее впечатление — ну, я ожидала большего, хотя старания юных железнодорожников — похвальны. Хотелось бы видеть более развитую инфраструктуру, а для детей — больше развлекаловок. На мой взгляд, интереснее здесь будет ребятам школьного возраста, а вот с грудничками ехать сюда не стоит — малыш ничего не запомнит, зато весь вагон будет вынужден слушать его вопли. Дочке подружки понравилось. Мне было приятно вспомнить детство, занятно, но — не более, скучновато, одного раза мне хватило. Впрочем, для туристов (и жителей города) с детьми Детская железная дорога может стать еще одним интересным объектом в списке ярославских достопримечательностей.
График следования поездов (лучше уточнить в группе Вконтакте).