Во время пребывания в Ярославле мы посетили несколько музеев, пожалуй, больше всех понравился Музей имени В. Ю. Орлова. Обратили внимание на интересное здание, гуляя по Волжской набережной, но не зашли, так как не хотели тратить на музеи солнечный день. Спросили мнение у выходивших из музея женщин, впечатления были восторженные. Плохая погода не заставила ждать, в первый же дождливый день мы пошли в музеи.
Дом, где разместился Музей имени В. Ю. Орлова, известен как «Дом общества врачей», это объект культурного наследия федерального значения. Дом с вместительным сводчатым подвалом, подклетом, каменным первым этажом и деревянной верхней частью (горницей) был построен в 1678 году на средства и по заказу ярославского купца Дмитрия Сергеевича Рукавишникова. В самом конце XVII хозяевами дома стали богатые купцы Шапкины.
В 1799 году Николай Шапкин разорился, особняк описали за долги и передали в городской магистрат в ветхом состоянии. С 1802 года его стали использовать как служебное жилье для высоких должностных лиц, а также сдавали в аренду. Например, здесь жил ярославский полицмейстер. В 1820-е годы дом был перестроен в стиле классицизма, тогда и появились колоннада, парадный балкон, мезонин.
В 1869 году особняк передали ярославскому обществу врачей для устройства бесплатной лечебницы для приходящих больных с лечебным отделением. В 1917–2011 годах дом находился в ведении областного отдела здравоохранения, после чего был признан аварийным и стоял заброшенным.
1 из 2
4
В 2014 году ветхое здание приобрело ОАО «Ярославский технический углерод». На средства В. Ю. Орлова был выполнен большой объем не только реставрационных, но и исследовательских работ, что позволило проследить историю дома. Работы начинались под личным контролем Орлова, а после его смерти начатое дело завершил сын С. В. Орлов, председатель совета директоров ОАО «Ярославский технический углерод».
В декабре 2018 года в здании был открыт Музей имени Вадима Юрьевича Орлова — известного химика, ученого, руководителя крупного химического предприятия, мецената и коллекционера, почетного гражданина Ярославля.
1 из 3
2
Для лиц с ограниченными возможностями есть лифт, позволяющий осматривать экспозицию фарфора.
При посещении музея можно взять аудиогид по основной экспозиции или заказать экскурсию, что мы и сделали.
1 из 2
3
Под портретом Орлова Вадима Юрьевича работы костромского художника М. Салмова витрина, где выставлены награды: ордена, медали, удостоверения о присвоении званий «Почетный нефтехимик СССР», «Заслуженный химик РФ», трудовая книжка, диплом об окончании института и пр.
В. Ю. Орлов начал трудовую деятельность в 1962 году слесарем 4 разряда на Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе, а завершил ее в должности председателя совета директоров ОАО «Ярославский технический углерод».
1 из 3
5
Коллекция музея насчитывает около 5 тысяч предметов, Вадим Юрьевич собирал ее на протяжении более тридцати лет. В музее пять выставочных залов с постоянной и временными экспозициями.
1 из 3
10
Фабрика бронзовых изделий Ф.Шопена в Санкт-Петербурге. Лансере Е.А. (1848-1886 гг.) «Крестьяне Рязанской губернии возвращаются с поля». По модели 1841 г. отлито в 1870-е -1880-е гг.
Коллекция произведений чугунного художественного литья уральских заводов насчитывает свыше 250 единиц. Она позволяет проследить практически всю историю развития изящного чугунного литья на Каслинском и Кусинском заводах. В отливках разных лет представлены работы, созданные уральскими мастерами по образцам, привезенным управляющим Каслинским заводом Г. Ф. Зотовым из Германии в 1820 году, образцам Прусского королевского литейного завода в Берлине 1820-х — начала 1840-х годов.
1 из 2
4
Вот работы Кусинского чугунолитейного и железоделательного завода. На ажурной этажерке I половины XX века стоит «Кузнец» Торокина В.Ф. (1845-1912 гг.) Отливка рубежа XIX-XX веков по модели 1884 г.
Наиболее значительный раздел коллекции составляют работы русских скульпторов, как выполненные по образцам бронзовой скульптуры, так и созданные специально для отливки в чугуне. Здесь представлены работы Н. Р. и Р. Р. Бахов, Е. А. Лансере, П. К. Клодта, А. А. Соловьевой, А. Л. Обера и других выдающихся русских мастеров.
1 из 3
9
В музее можно увидеть одну из лучших в стране частных коллекций фарфора XVIII–XX веков. Хотелось сфотографировать все, но нужно было успевать за экскурсоводом, так как рассказывала она интересно о фабриках, их владельцах, о мастерах и изделиях. Есть работы известных европейских фабрик из Франции, Германии.
1 из 3
4
Так что наснимала, что успела, много не получилось, в залах было темновато и все экспонаты в стеклянных витринах в несколько этажей.
1 из 4
10
1. Кашпо «Поилка с голубями» кн.XIX - перв. четв.XX в. Германия. Фарфоровая фабрика братьев Хойбах. 2. Рудольф Маркус «Дуэт» («Пьеро с "поющим" пуделем» 1910-1920-е гг. Германия. Фарфоровая фабрика Розенталя 3. Доротея Шароль «Пьеро, играющий на гитаре». 1927 г. Германия. Фарфоровая фабрика Розенталя
1 из 2
11
Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура. Слева - «Сборщики винограда» Повторение модели М.В. Асье, созданной после 1774 г (период Марколини) 1970-е гг. Справа - «Девушка с овечкой» Повторение модели II пол.XVIII в 1980-е гг.
1 из 2
10
«Молочница» По мотивам картины Ж.Б. Греза (1725-1805) «Молочница», 2-я пол. XIX в. Германия, Фарфоровая мануфактура Шайбе-Альсбах
В начале 1800-х годов в Париже было зарегистрировано около 30 частных мануфактур. Мануфактура Жакоба Пети была одной из самых известных во Франции в 1830–1860 годах. Ассортимент его производства был разнообразным, а основная черта его произведений — эклектика. После 1838 года изготавливались только декоративные предметы: чернильные приборы, флаконы для духов, часы, пресс-папье, вазы, подсвечники и местная пластика.
В 1848 году фабрика Жакоба Пети обанкротилась, а в 1868 году одна из его парижских студий была полностью уничтожена пожаром. Художник умер в нищете и похоронен в братской могиле на кладбище Пер-Лашез.
14
Франция, мануфактура Жакоба Пети. Подставки для ваз с галантными сценами I-я пол. XIX в.
Рассматривать детали очень интересно, если ходить самостоятельно, в музее можно провести несколько часов.
1 из 2
12
Франция, «Компания по изготовлению репродукций старинных работ из музеев и частных коллекций» (Фабрика Эдме Самсона). Сзади: Бюсты «Осень» и «Лето» Слева - «Сводня». В центре - «Дамы и кавалер» Репродукции изделий Мейсенской фарфоровой мануфактуры. После 1905 г. Справа - «Трудная задача» Сер. - 2-я пол. XX в. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура.
1 из 3
11
1. «Мопс, сидящий с поднятой лапой» После 1862 г. Великобритания, Дерби, фарфоровая фабрика 2. «Галантная сцена» 2-я четв. - сер. XX в. Франция, фарфоровая фабрика Бурдуа и Блох 3. «Барышня с овечкой» 2-я четв. - сер. XX в. Франция, фарфоровая фабрика Бурдуа и Блох.
1 из 3
8
Но большая часть фарфорового богатства музея составляют изящные изделия российских заводов Гарднера, Попова, Миклашевского, братьев Корниловых.
Осевший в России шотландский купец Франц Гарднер (1714–1796) официально открыл свою фарфоровую фабрику в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской Губернии в марте 1766 году, но производство было организовано раньше, в 1754 году, когда земля с селом Вербильцы принадлежала князю Николаю Урусову. Первые мастера были приглашены Гарднером из прославленного Мейсена, поэтому сначала фарфор был выдержан в европейских традициях.
В 1777–1783 годах на фабрике Гарднера для императрицы Екатерины II было изготовлено четыре орденских сервиза — Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский, предназначавшиеся для приемов кавалеров этих орденов. Первый же сервиз понравился императрице и Гарднер был удостоен высочайшей аудиенции. Ему московским генеррал-губернатором было пожаловано право ставить на изделиях изображение московского герба.
1 из 5
10
«Воскресный день» 1870-е - 1890 гг. Россия, фабрика Гарднера в с. Вербилки
В 1917 году в Санкт-Петурбурге вышел журнал «Волшебный фонарь, или зрелище Санкт-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников». Завод выпустил по иллюстрациям из этого журнала серию скульптур, пользовавшихся грандиозным успехом. В народных, городских, купеческих и дворянских образах отражался русский колорит. Мастера так точно передавали черты, мимику, позы и жесты своих героев, что многие узнавали в персонажах себя, своих друзей и близких.
1 из 2
11
«Девочка с ребенком на руках» Конец 1870-х - 1890-е гг. Россия, фабрика Гарднера с.Вербилки
На фарфоровом заводе Франца Гарднера с 1870-х годов выпускали серию фигур «Народы России». Все персонажи и композиции были выполнены по литографиям из книги академика Ф. Х. Паули «Этнографическое описание народов России». Чтобы придать больше достоверности, скульптуры этой серии не покрывали глазурью.
1 из 3
11
Достоверность изображениям придают также предметы быта, оружие, музыкальные инструменты, информирующие о роде занятий и промыслах разных народностей, о природных условиях и образе жизни. На подставке каждой фигуры написано название народностей.
Вы слышали о таких народностях как нандальцы или колоши? Нандальцы жили в Приморском крае, а колоши — жители Аляски. Просто книга Паули была издана в 1862 году, когда Аляска еще была в составе России.
1 из 4
8
Популярность этой серии была так высока, что и в 1890-х годах новый владелец фабрики М. С. Кузнецов продолжил ее выпуск, а отдельные статуэтки выпускали уже на национализированном предприятии до 1930-х годов.
Точное количество моделей этой серии неизвестно, так как архивы завода Гарднера были уничтожены, а формы не сохранились. Специалисты приводят данные о 48–49 фигурах. За три десятка лет коллекционирования В. Ю. Орлову удалось собрать 37 фарфоровых скульптур из этой уникальной серии. Дело создателя музея продолжают его хранители. Сейчас в собрании музея уже 44 фарфоровых фигуры, что позволяет говорить о коллекции музея В. Ю. Орлова как об одной из наиболее полных подборок персонажей данной серии среди частных собраний в России.
1 из 4
6
В музее есть также чайник, сахарница и чайная пара из сервиза «Народы России». Этот сервиз был выполнен на Императорском фарфоровом заводе около 1862–1867 годов. Роспись предметов исполнена также по иллюстрациям из книги Ф. Х. Паули. Эти изделия относились к высшей категории изделий Императорского фарфорового завода — так называемым «вещам поднесения». Дважды в год, накануне Рождества и Пасхи, государю императору с супругой подносились лучшие изделия завода. Эти вещи исполнялись в единственном экземпляре.
1 из 2
7
Сколько предметов входило в сервиз «Народы России» неизвестно, так же как неизвестна судьба этого уникального памятника декоративно-прикладного искусства.
В коллекции музея есть работы Волокитинской фарфоровой мануфактуры, основанной в 1839 году помещиком Андреем Михайловичем Миклашевским в своем имении в селе Волокитино Черниговской губернии Российской империи.
1 из 3
8
«Беседующие мужчины» 1839-1861 гг. Россия, фарфоровый завод А.М. Миклашевского
Мануфактура изготавливала фарфоровую посуду, малые скульптурные формы, подсвечники, фарфоровые рамки для зеркал. Образцы продукции фабрики А. М. Миклашевского были отмечены большой серебряной медалью на Промышленной выставке 1839 года в Санкт-Петербурге.
1 из 2
7
«Жанна Д'Арк» 1840-1850-е гг. Россия, фарфоровый завод А.М. Миклашевского
На фабрике Миклашевского работали крепостные крестьяне. После отмены крепостного права в 1861 году производство было остановлено.
1 из 2
8
Десертная ваза (конфетница) с лепным декором по верхнему краю 1839-1861 гг. Россия, фарфоровый завод А.М. Миклашевского
В коллекции музея большое количество фарфоровых фигур, изготовленных на фабрике «Товарищества М. С. Кузнецова». Это одно из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX — начала XX. Оно было основано в сентябре 1887 года российским промышленником и предпринимателем Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, со временем в него вошло 7 российских заводов по производству фаянсовой и фарфоровой посуды: в Риге, Дулёве, Новгороде и другие. Просуществовало до 1917 года, после революции было национализировано как большинство предприятий.
1 из 2
5
Пепельница «Женщина, полощущая белье» Посл. четв. XIX в. Россия, Тверская фабрика Товарищества М.С. Кузнецова
К 1898 году «Товарищество» стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века на его фабриках производилось около 2/3 российского фарфора. В 1902 году М. С. Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.
1 из 2
5
Тверская фабрика Товарищества М.С. Кузнецова. Рубеж XIX-XX вв. 1. Анненский Н.В. (скульптор и модельщик 2-й пол.XIX в.) «В засаде» (По модели 1860-1879 гг.) 2. Пепельница «Крестьянский парень» 3. Чернильница «Пьяные мужики».
1 из 2
7
Работы Тверской фабрики Товарищества М.С. Кузнецова 1. Ваза с фантастической рыбой. 1870-1880-е гг. 2. Сигаретница «Лежащий верблюд» Конец XIX в. 3. Сигаретница «Верблюд с переметными сумами» 1900-е гг. 4. Ваза с фантастической рыбой. 1870-1880-е гг.
1 из 3
8
В деревне Чернятка Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в 1860 году был основан гончарный завод помещика Николая Андреевича Гужева, где готовили изделия из красно-коричневой глины: кухонную посуду, горшки, вазочки, фигуры. Лепкой на заводе заведовал скульптор Н. В. Анненский. высоким качеством исполнения отличались фигуры из городской и крестьянской жизни, дошедшие до наших дней.
В 1879 году завод купил у Гужева московский инженер Семен Иванович Маслеников, который наладил на заводе производство изделий из майолики, которые быстро завоевали популярность на российском рынке.
1 из 3
4
1.«Отставной солдат с балалайкой». Пепельница. 1860-е-1870-е гг. Россия, завод Гужева. 2. «Солдат, играющий на балалайке». Пепельница. Посл. треть XIX в. Тверская фабрика М.С. Кузнецова. 3. «Сапожник за работой». Посл. четв. XIX в. Тверская фабрика М.С. Кузнецова. 4. «Казак». 1860-е 1870-е гг. Россия, завод Гужева. 5. Кашпо с лепным декором 1870-е 1880-е гг. Россия, завод С.И. Масленикова.
С. И. Маслеников был профессиональным технологом и хорошо знал свое дело, в 1879 году он разработал новый способ изготовления майолики с богатой палитрой прочных глазурей. Проверку кислотоустойчивости на изразцах завода провела группа реставраторов в мастерской МГХПА им. С. Г. Строганова и подтвердила высокое качество изделий. Считают, что именно с завода С. И. Масленикова началось массовое производство керамических иконостасов. Помимо технологии изготовления майолики им был предложен особый состав цемента для крепления изразцов. Увидеть майоликовый иконостас работы завода С. И. Масленикова можно, например, в Часовне-памятнике героям Плевны в Москве.
9
Ваза, поддерживаемая химерами. Кон. 1870-х - кон.1880-х гг. Россия, завод С.И. Масленикова.
В 1882 году на всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве его продукция была отмечена золотой медалью.
6
Кашпо овальное с головами фавнов и кашпо «Путти, едущие в тележке, запряженной козлом». 1879-1886 гг. Майолика. Завод С.И. Масленикова
В 1886 году из-за финансовых трудностей С. И. Маслеников продал завод и поступил на тверскую фабрику «Товарищества М. С. Кузнецова», где проработал около 8 лет. Именно с его приходом предприятие М. С. Кузнецова приступило к производству майолики.
С. И. Маслеников сам компоновал рисунки для сложных заказов своей фабрики. Мне особенно интересно было увидеть работы завода С. И. Масленикова, потому что это прапрадед моего сына.
1 из 2
10
Кашпо с фантастическими рыбами 1890-1910-е гг. Россия, тверская фабрика Товарищества М.С. Кузнецова. (По модели С.И. Масленикова)
Основным предметом собирательства В. Ю. Орлова была пластика, но есть и другие формы. Например, тарелки.
1 из 4
7
Тарелка декоративная с портретом графини Зинаиды Богарне в костюме боярышни XVII века. Императорский фарфоровый завод. 1909 г.
1 из 3
10
Интересного очень много, глаза разбегают от количества красоты, но нужно спешить за экскурсоводом.
1 из 2
7
Ваза с маками. Рубеж XIX-XX вв. Россия, фабрика товарищества М.С. Кузнецова.
Большое впечатление произвели фигурки птиц работы фарфоровой фабрики Карла Энса в г. Лауша (Тюрингия, Германия). Все они изготовлены в разные периоды XX века.
1 из 2
11
«Два пеликана», сер. XX в.
Фигурок два десятка, хотелось сфотографировать всех.
1 из 2
12
«Пара свиристелей», сер. XX в.
11
«Попугай Вальтер», 1940-е - 1950-е гг.
Есть и изделия более знакомого нам периода, но задерживаться на этом не будем. Нас ждет еще подвал, это именно то, что осталось от исторического здания конца XVII века.
1 из 2
8
В подвале размещается основная часть коллекции произведений художественного литья уральских заводов.
1 из 4
4
1 из 3
5
Второй по численности раздел коллекции В. Ю. Орлова — русское и европейское художественное и бытовое серебро. Он насчитывает около 1300 предметов. Чайно-кофейные сервизы, солонки, чайницы, сухарницы, вазы, хрустальные графины в серебряном обрамлении, сервировочная посуда, столовые сервизы
1 из 3
3
Изделия, вошедшие в состав коллекции, создавались в течение длительного временного промежутка: единичные предметы относятся ко второй половине XVIII века, большая часть создана в течение XIX и XX веков, вплоть до наших дней. Они изготовлены как рядовыми мастерами Москвы и Санкт-Петербурга, так и всемирно известными фирмами и артелями крупных Российских городов.
1 из 2
9
В собрании В. Ю. Орлова более сорока самоваров. Коллекционер говорил, что «никогда не мог устоять при виде самовара, который считал гениальной конструкцией и чудом инженерной мысли…»
1 из 3
4
Самовары замечательно смотрятся в интерьерах в стиле «лофт» на фоне многовековых кирпичных стен.
1 из 2
5
1.Чайник овальный на тагане со спиртовкой. 1 треть XX в. Германия. Фирма «Франц Хермле и сын». 2. Чайник на тагане со спиртовкой. 2 пол.XIX - нач. XX вв. Вликобритания (?). 3. Чайник. 1952 г. СССР Завод «Штамп». 4. Самовар-ваза. 2 пол. XIX в. Россия, Самоварная фабрика бр.Сомовых в Туле.
1 из 2
3
Сверху слева - Чайник на тагане со спиртовкой. Посл. треть XIX - 1 четв. XX в. Германия. Справа - Чайник в восточной стиле со спиртовкой. Посл. треть XIX в. - нач. XX вв. США. Внизу - Чайник на тагане со спиртовкой. Посл. треть XIX - нач. XX в. Россия.
1 из 2
4
1 из 2
6
1.Фонтан (Самовар гиревой). Посл. треть XIX - нач.XX вв. Россия (?). 2. Основание для керосиновой лампы. Рубеж XIX-XX вв. Европа.
1 из 2
4
1 из 2
4
1. Фонтан для напитков. 2 пол. XIX в. Великобритания. 2. Фонтан формы «шар», 2 пол. XIX в. Европа. 3.Чайник на круглом тагане со спиртовкой. 2 пол. XIX - нач. XX вв.. Россия. 4. Чайник-самовар (сбитенник). 1 пол. XIX в. Россия.
Я показала вам многое из того, что можно увидеть в Музее имени В. Ю. Орлова, но, конечно, далеко не все. Рекомендую не пропускать этот музей, если соберетесь в Ярославль. Думаю, что он вас не разочарует.
Адрес музея: Ярославль. Волжская набережная, д.15
Время работы: Музей работает с 10.00 до 19.00. Касса до 18.00. Вторник — выходной день.