Музей Боевой Славы (филиал ЯГИАХМЗ). Адрес: г. Ярославль, ул. Угличская, д. 44а, тел.: (4852) 72-28-89, (4852) 30-38-69, сайт: http://www.yarmp.yar.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/mbs_yar. Время работы: c 10.00 до 17.45, выходные — понедельник, вторник. Стоимость билетов: 60 руб. — полный, 30 руб. — льготный.
Символично, что на экскурсию в Музей Боевой Славы мы пришли 27 января, в день 75-летия снятия блокады Ленинграда. Наверное, в такие моменты — привязки к конкретным, часто трагическим датам острее воспринимается и сама экспозиция, и рассказ экскурсовода. А еще удивительно, что в этом музее я была впервые, даже о том, посещали ли мы его в школьные годы с классом, не осталось воспоминаний. Вообще, если честно, военная тема (тема любых вооруженных конфликтов) мне совершенно не близка. Отчасти, потому, что я считаю, что война — самое жуткое, ужасное, отвратительное, что может произойти со страной. Это так страшно, что совсем не хочется об этом думать. Хотя, конечно, в поездках по России мы с мужем неоднократно посещали маленькие краеведческие музеи, где обязательно присутствовала скромная экспозиции, посвященная Великой Отечественной войне, и фото с провинциальными Аллеями Славы с монументами и Вечным огнем у меня целая коллекция. Свои впечатления я могла бы описать двумя словами: «больно» и «горько». Гораздо приятнее изучать историю в рамках быта, культуры, искусства. Поэтому шла я на наше экскурсионное занятие хоть и с интересом (как всегда), но некоторой опаской. Экскурсию вел заведующий музеем — Михаил Дмитриевич Кербиков, уже знакомый нам по лекционным занятиям. Человек молодой, но очень увлеченный, знающий, неравнодушный, потрясающе интересный рассказчик (а, чтобы рассказывать о войне — нужен особый талант). Рассказ получился очень добрым, светлым, с такими искорками надежды, благодарностью и гордостью за свою страну и народ, без ненужной чернухи, излишне натуралистичных картин, крови, надрыва, советской пропаганды и дешевого пафоса.
Музей Боевой Славы является филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Он был открыт в год моего рождения — 16 октября 1981 г.., к 40-летию формирования ярославской 234-й коммунистической дивизии, ветераны которой, собственно, и являлись идейными вдохновителями единственной в Ярославле экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Их силами была собрана коллекция, которая, к сожалению, представлена не полностью (многие вещи пока что хранятся в запасниках — помещений для экспозиции недостаточно), посажены деревца на прилегающей территории. Вообще, музей можно рассматривать как целый комплекс. Центром его является двухэтажное полукруглое здание оранжевого цвета с огромными алыми буквами, выполненное в стиле конструктивизма, по двум сторонам которого установлены пушки, а впереди — монументальная фигура воина со знаменем.
Вокруг располагается открытый сравнительно недавно парк военной техники: фрагмент торпедного аппарата от подводной лодки «Ярославский комсомолец» времен Великой Отечественной войны, несколько зенитно-ракетных комплексов, танк Т-54, беспилотный самолёт, бронетранспортёр, макет огромного противотанкового «ежа».
Есть аллея полководцев работы скульптора Елены Пасхиной, бюсты героев Советского Союза — В. А. Матросова и В. Ф. Маргелова, памятный камень в честь пограничников. Также частью музейного комплекса можно считать расположенное через дорогу воинское кладбище.
1
1
При входе в музей гостей встречает огромное металлическое панно с изображением бомб и снарядов — угрожающее напоминание о том, что эти черные куски железа несут самое страшное, что может случиться, — смерть.
Сама экспозиция «Победители!» располагается в небольшом зале второго этажа и рассказывает об участии в Великой Отечественной войне жителей города Ярославля и Ярославской области, об их неоценимом вкладе в дело Великой Победы. Примечательно, что большинство экспонатов — подлинные. Это одежда, награды, вооружение, бытовые предметы, принадлежавшие когда-то бойцам, трофейное оружие, архивные материалы: документы, письма, черно-белые фотоснимки.
При входе сразу обращаешь внимание на небольшую сценку-реконструкцию из военной жизни: землянка с нехитрым скарбом, печурка и фигура солдата в гимнастерке.
В центре зала в стеклянной витрине установлен макет противотанкового «ежа», около которого расположено оружие, — это своеобразный символ войны, центр притяжения. Есть здесь небольшая модель знаменитого танка Т-34, стенд со снарядами. А сама экспозиция расположена по кругу, так, что переходя от витрины к витрине, можно проследить все этапы войны в хронологическом порядке.
Как ни странно, экскурсия начинается с предвоенной витрины. Хотя, если поразмыслить, у каждого события есть свои предпосылки и предыстория. В 30-е, предвоенные годы новое молодое государство — СССР — позиционировало себя сильным, активным, спортивным. В то время значительное внимание уделялось здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, вводились нормативы, которые надо было сдавать на значок «ГТО», а в школах преподавали военное дело. Интересно, что, поддерживая связи с Германией, советская Россия очень негативно относилась к фашизму, который тогда царил в той же Италии. Михаил Дмитриевич комментирует: «Вот, обратите внимание, не так давно снова ввели нормы „ГТО“, возможно, это повод задуматься…».
Советская Россия (термин, употребляемый нашим экскурсоводом, и он мне очень нравится, потому что сегодня мы тоже живем в этой стране — России, пусть и не советской) была не готова к войне. Ни по каким параметрам, в том числе, и техническим. Странно, что мысли о возможном конфликте витали еще задолго до 22 июня 1941 года. И уж тем более не понятно, почему никто ничего не делал. И в то же время удивительно — мы все равно выиграли эту войну, мы победили! Да, возможно, взяли численностью — как убеждают нас сегодняшние исследователи, профессиональные и не очень. На огромных территориях живет много народа. И цена Победы измеряется в многомиллионных жертвах. Но, знаете, люди советской России сражались и погибали не только за свою Родину — страну, родные города, березки-перелески. Они защищали систему. Советскую, кажущуюся сейчас неоднозначной, противоречивой, несостоятельной, даже глупой и смешной. Они защищали свое государство, имя которому — Советский Союз. Свою партию. Все то, во что верили, чему верили, и ради чего были готовы пойти на все.
Я слушала экскурсию и параллельно ловила себя на мысли: случись что, смогли бы мы, сегодняшние, повторить этот Подвиг — с большой буквы? Да, наша страна по сравнению с той, советской Россией, не отстает от западных соседей. У нас есть новейшие разработки, на армию и военную промышленность тратятся огромные средства, а все крупные предприятия до сих пор работают на «оборонку» (кто работал на заводах, наверное, помнит секретные подразделения с интригующими названиями «Первый отдел», «Второй отдел»). И на параде в честь Дня Победы на Красной площади в Москве и центральных площадях большинства городов ежегодно проходят торжественные и пафосные смотры-парады боевой техники (и даже подобное устраивают на одном рок-фестивале). Да, современная Россия открыто и во всей своей красе демонстрирует свою военную мощь. И, думаю, ее оценивают по достоинству и боятся. Но, все-таки, едва ли не важнейший ресурс — это все-таки, люди. Конечно, можно заметить, что раньше народ был более выносливым, да и сравнительно недавние революции и войны закалили и укрепили людей — такой вот иммунитет против вооруженных конфликтов. А смогли бы мы сегодня выйти за пределы своего маленького, теплого и уютного мирка, который придумали сами: с благоустроенными квартирами, непыльной работой, забитым холодильником, крутыми автомобилями и современными гаджетами, возможностью отдыхать на заграничных курортах, посещать модные клубы, кафе, салоны, кинотеатры, торговые центры, зарабатывать и тратить на все (ну, или почти на все), что захочется? Сейчас слово «патриотизм» стало чуть ли не ругательным. Мы ненавидим существующую систему, власть и политиков (пусть, порой, и не безосновательно), хотя не способны на радикальные действия, и все наши протесты не выходят за пределы кухонь, а сценарии митингов давно всем известны и согласованы «свыше». Мы привыкли относиться к России в лучшем случае с жалостью, чаще — с презрением. Мы не хотим знать нашу историю, да, конечно, неоднозначную и зачастую переиначенную, но мы и не стремимся узнать правду, довольствуясь очередной порцией недоистины или полулжи, преподнесенной СМИ. Мы вспоминаем о Великой Отечественной войне лишь в связи с очередной календарной датой, впрочем, не зная ничего о других войнах и конфликтах. И даже парады в честь Дня Победы сегодня больше похожи на пафосные и показушные перфомансы. Наверное, людям старшего поколения покажутся странными мои слова, но все так и есть. Смогут ли люди современной России, те, кому сегодня 20, 30 лет достойно защитить свое Отечество? Ведь для того, чтобы победить, надо, в первую очередь, до бесконечности любить то, что ты защищаешь. И еще верить.
…Сообщение о начале войны из ярославских радиоприемников прозвучало около обеда (12.20). Был воскресный день. В школах недавно отшумели выпускные. Для кого-то счастливое время, разделенное войной на «до» и «после», навсегда останется лишь на старой фотокарточке с выпускного бала. А кто-то навсегда останется только на этом пожелтевшем от времени снимке. И, конечно, еще в памяти — родных, друзей, близких…
Первый секретарь Ярославского обкома и горкома партии Н. С. Патоличев издал Указ о военном положении, согласно которому на территории города вводились комендантский час, светомаскировка зданий, продовольственные карточки, отменялись отпуска. Под его руководством хозяйство области перестраивалось на военный лад: велись строительство оборонительных сооружений и подготовка к эвакуации важнейших организаций, подготовка населения к противовоздушной и противохимической защите. Интересный момент: по городу поползли слухи, что руководство и партийная верхушка спешно покидают Ярославль, и тогда Патоличев приказал всем чиновникам с семьями как можно чаще появляться среди народа. А между тем, в определенный момент линия фронта оказалась в опасной близости от Ярославля — всего-то в каких-то 40 км. Угроза шла с двух сторон: от Переславля-Залесского и Калининской (ныне — Тверской) области.
Крупные предприятия в срочном порядке перепрофилировались на выпуск военной продукции, ведущие инженеры сутками сидели над чертежами и проектами, пытаясь наладить совершенно иное производство на базе существующего. Например, на Ярославском моторном заводе стали выпускать пистолеты-пулеметы Шпагина (ППШ) — символ русского солдата, гранаты Ф-1 («лимонки»), артиллерийские снаряды разных калибров, окопные чугунные печки, сани для перевозки снарядов, котелки, ложки, а также наладили выпуск артиллерийских тягачей Я-11, Я-12, Я-13.
А на Ярославском судостроительном заводе изготавливали зенитные орудия для бронекатера — одно из таких представлено в музее. Большой вклад в выпуск авиационной продукции также внесли Ярославский и Рыбинский моторные заводы. Теплые валенки для бойцов делали на Ярославской фабрике валяной обуви, существующей и по сей день.
Во время войны на заводах Ярославского края трудились, в основном, женщины и подростки. Даже на тяжелейших участках, например, в кузнечном цехе, где работать под силу не каждому мужчине. И даже перевыполняли план. Но только 27 мая 2017 года Ярославлю присвоили почетное звание «Город трудовой доблести и славы». В том, что город его заслужил, сомнений не возникает!
Жители Ярославского края трудились в тылу и на фронтах. В музее на Почетной доске можно увидеть многочисленные строчки имен Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Фамилии некоторых носят улицы города, иногда можно увидеть таблички на фасадах домов. А вот памятников героям-фронтовикам почему-то почти не ставят — об этом с грустью в голосе говорит заведующий музеем. Мне стыдно признаться, что некоторые фамилии я по названиям улиц только и знаю. А какие-то вообще не слышала.
Например, меня чрезвычайно заинтересовала судьба Софьи Аверичевой. В мирное время эта красивая и обаятельная девушка служила актрисой в Волковском театре, а в годы войны стала разведчицей. В составе 234-й дивизии Софья Петровна прошла свой боевой путь от Москвы до Эльбы, заслужила восемнадцать боевых наград, в том числе медаль «За отвагу», дважды была ранена. После войны С. П. Аверичева вновь вернулась в театр. Она прожила удивительно долгую жизнь — 100 лет! Вместе с мужем Василием Ивановичем Малковым, тоже героем-фронтовиком, принимала активное участие в создании музейной экспозиции. На витрине представлены ее личные вещи: форма (кстати, довольно миниатюрного размера), боевое оружие.
Ярославль и Санкт-Петербург, Ленинград. Два моих самых любимых города. В чем-то даже похожих, хотя и таких разных. Любопытно, что еще издавна ярославцев и петербуржцев связывало многое. Например, во времена отходничества (18–19 века) ярославцы шли на заработки именно в тогдашнюю столицу, а не в Москву, хотя та была территориально ближе. Да и знаменитые ярославские мастера-каменщики принимали деятельное участие в строительстве гранитного красавца Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда по дороге жизни из северной столицы вывозили горожан, в том числе и в Ярославль. Некоторые оставались здесь насовсем. М. Д. Кербиков сказал, что в каждом районе города проживали (и проживают сегодня) бывшие блокадники. В ярославских госпиталях выхаживали эвакуированных, детей распределяли по детским приютам и домам, число которых в Ярославском крае увеличивалось. Некоторых даже усыновляли или отдавали в семьи на воспитание. Очень добрая история связана с ярославскими котами, 2 вагона которых в январе 1943 года привезли в Ленинград для борьбы с полчищами грызунов. Так что, наши котики еще и защищали бесценные коллекции Эрмитажа! Правда, наш экскурсовод, как человек, склонный больше доверять не свидетельствам очевидцев, а документам, отметил, что никаких бумаг об отправке хвостатого груза он лично не видел, но якобы коллеги-петербуржцы утверждают, что данное событие было наверняка. Интересно было бы взглянуть на первоисточники. И еще одни момент. Я, если честно, никогда не задумывалась, почему нельзя было сдавать Ленинград. Точнее, даже мысли такой в голову не приходило. Нельзя — и все тут. И лишь сегодня на экскурсии от Михаила Дмитриевича узнала, что, оказывается, в Ленинграде сосредоточилась основная масса важнейших предприятий, которые работали даже в годы блокады и давали необходимую для фронта продукцию. И что, если бы сдали город, то были бы открыты северные рубежи, преодолев которые, враг получил бы значительные преимущества. И, наверное, едва ли не самое главное — руководство нацисткой Германии, планы которого в отношении Ленинграда постоянно менялись, ставило целью полное уничтожение непокоренного города. Вместе с заводами и культурно-историческими ценностями. Главное — вместе с людьми. А допустить это нельзя было ни в коем случае!
Любопытную историю узнали мы о партизанском движении, в котором участвовали и ярославцы. Для большинства из нас (и для меня в том числе) партизаны представляются такими бородатыми дядьками, ушедшими в лес, чтобы спускать вражеские поезда под откос. Нет, конечно, были и такие — они назывались «зелеными» и порой наводили ужас не только на противников, но и на местное население. Настоящие же партизаны набирались из числа наиболее надежных комсомольских лидеров, и их деятельность курировалась НКВД. Такие вот отряды специального назначения из подразделений ФСБ, как в сериале «Морские дьяволы». И операции были четко спланированы, и действия скоординированы, и связь «с большой землей» четко налажена.
Жутко смотреть на черные снаряды. Ярославль неоднократно бомбили. Опасны были не только разрушения, но и пожары, поскольку город начала 40-х годов прошлого века был, в общем-то, деревянным. И напоминал скорее некий неказистый поселок, нежели большой промышленный город. «Город бараков и заводов» — так называли в то время Ярославль. И лишь благодаря бригадам девушек и подростков, которые тушили неразорвавшиеся снаряды, город избежал значительных потерь. Кстати, в предвоенные годы у Ярославля с Германией были установлены дружеские связи, на заводах стояло немецкое оборудование. Поэтому, имея планы и схемы нашего города, вражеская авиация прицельно бомбила стратегические объекты: железнодорожный мост, заводы, вокзал. Ярославский шинный завод был подвергнут жесточайшей бомбежке, был уничтожен практически целиком, а от горящих снарядов плавился даже бетон. Тогда заводчане совершили героический подвиг — всего лишь за 100 дней полностью восстановили завод практически с нуля!
А еще Ярославль называли «город-госпиталь». Стоит отметить, что медицина в Ярославле в то время была на довольно высоком уровне, госпиталей было в достаточном количестве. Под медицинские учреждения перепрофилировали даже школы. Школьники брали шефство над госпиталями.
Вообще, ярославские ребята вносили свой посильный вклад в Победу. Трогательно выглядят вышитые девочками кисеты для табака, рисунки, стихи, и рассказы, адресованные бойцам. Всем классом собирали даже на строительство самолета! Беда сплачивала людей, даже самых маленьких. А, может, просто раньше люди были другими — более дружными, сильными духом?
Музейные витрины словами фотографий и документов рассказывают о наиболее значимых событиях Великой Отечественной войны: Сталинградской битве, Курской дуге, о подвигах уроженцев Ярославского края. Примечательно, что некоторые ярославцы не только защищали Родину, но и участвовали в освобождении других стран и даже дошли до Берлина. Трогательно выглядят подарки, преподнесенные благодарными жителями Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии.
В музее можно узнать историю жизни и увидеть личные вещи наших земляков-героев — маршала Советского Союза Фёдора Ивановича Толбухина, дважды Героя Советского Союза Павла Ивановича Батова и некоторых других. Ведь война — это не только стратегические планы, боевые машины, поля сражений, кровопролитные бои, освобожденные территории. Война — это всегда народ, люди, все вместе и каждый по отдельности. Люди, которые делали Великую Победу. И судьбы которых могли бы послужить примером для нас, сегодняшних.
О войне говорить всегда трудно. Но о войне говорить непременно надо. И помнить. Музей Боевой Славы, как мне кажется, незаслуженно обойден вниманием. Разве что школьников сюда водят. А, знаете, такие музеи, пусть не с легкой, развлекательной тематикой — очень важны. Их не стоит бояться или избегать, как привыкли мы обходить стороной «неудобные», «жесткие» темы. Ведь совсем не сложно гостям и жителям города зайти сюда, не обязательно приурочивая свой визит к конкретной дате. Просто так. И непременно взять экскурсию. Посмотреть в глаза истории. Задуматься. Каждому — о своем, личном. Но, безусловно, важном.