Адрес: г. Ярославль, ул. Советская, д. 81, тел.: (4852) 79-16-09, группа в Facebook: https://www.facebook.com/yashzmuseum. Посещение — бесплатно, строго по предварительной договоренности.
Адрес: г. Ярославль, ул. Советская, д. 81, тел.: (4852) 79-16-09, группа в Facebook: https://www.facebook.com/yashzmuseum. Посещение — бесплатно, строго по предварительной договоренности.
Музеи при предприятиях — отличная традиция. В рамках занятий на курсах экскурсоводов я впервые посетила необычную экспозицию — музей истории Ярославского шинного завода. Открытие музея состоялось 30 октября 2002 года в честь с 70-летия ЯШЗ.
Экспозиция располагается в небольшом уютном здании, бывшем штабе революции, о котором сегодня напоминает любопытная фреска-картинка, которую в ходе реконструкции обнаружили под слоем штукатурки. Называется она по-советски пафосно «Час мировой революции» и изображает Ленина с рабочими, подтягивающими стрелки часов к заветной цифре «12».
В музее всего 2 зала и небольшой холл. С него и начинается наше знакомство с музеем, а рассказывает о его нелегкой и богатой истории заведующая О. М. Кокорнова, очень увлеченный и заинтересованный человек.
Ярославский шинный завод — одно из старейших ярославских предприятий, свою деятельность он начал в далеком 1932 году, когда всю страну объяла лихорадка индустриализации. Место для первого в СССР завода по производству шин выбирали долго, в результате остановившись на Полушкиной роще — излюбленном месте отдыха горожан. К сожалению, развитие промышленности в то время считалось важнее вопросов экологии (у нас в городе, например, некоторые предприятия находились и до сих пор находятся практически в центральной части Ярославля). Рощу снесли (спасибо, хоть название оставили), усадьбы разгромили. Завод строили преимущественно сельские жители, из транспорта имелись всего лишь 4 грузовые машины, тяжелую технику заменяли лошади.
Примерное представление о грандиозной стройке можно получить, рассматривая большую яркую картину московской художницы в духе советских плакатов. У меня же лично в голове все равно не укладывается: как, ну как можно было чуть ли не голыми руками, в лаптях построить такой огромный комплекс?!
Тем не менее, к 15-летию революции в ночь с 6 на 7 ноября была выпущена первая автомобильная шина, а ЯШЗ стал первым по мощности заводом такого профиля в Европе, четвертым — в мире и первым — в СССР.
Также нам рассказали об истории развития шинного производства, о заграничных заводах «Дэнлоп», «Мишлен» (к своему стыду последнее название я ассоциировала только с ресторанными звездами), о санкт-петербургском заводе «Треугольник», производившим блестящие калоши с красной подкладкой («в стиле лабутенов», как пошутила хозяйка музея) и красивые резиновые ботики. А для истории Ярославского шинного завода был выбран эпиграф из гоголевских «Мертвых душ», иллюстрированный старинным колесом, установленным на раритетном шкафчике с секретом, который, кстати, вывезли из разоренной усадьбы ярославского табачного короля купца Дунаева в Полушкиной роще.
Основной зал музея знакомит нас с многолетней историей ЯШЗ. Для меня, как человека очень далекого от конструкторских аспектов машиностроения (хотя я и проработала несколько лет на двух заводах), стало открытием, что оказывается, в основе шин заложена корда — прочная металлическая нить. Ее, кстати, можно рассмотреть на представленных образцах резины. И это объясняет красивое название АО «Кордиант», в состав которого сегодня входит Ярославский шинный завод. А еще именно в нашем городе впервые начали производить синтетический каучук — сырье для производства шин.
Оказывается, во многих вещах наш город первый, даже гордость взяла! А на любопытном сувенире — часиках в обрамлении шины проставлены заветные буковки «СК», жаль, что сегодня завод синтетического каучука уже не работает.
Вообще, этот удивительный музей рассказывает не только и не столько о шинном производстве. В экспозиции представлена вся нелегкая жизнь времен Советского союза, и производственные достижения, трудности, победы тесно переплетены с людскими судьбами. Ведь за всеми многочисленными фотографиями, документами, грамотами и благодарностями, орденами, удостоверениями и трудовыми книжками стоит отдельная человеческая жизнь.
Интересно рассматривать лица на черно-белых фотографиях. Все-таки, музеи — замечательная вещь, бережный хранитель памяти. Наверное, многих из этих людей уже нет в живых, а вот всматриваешься в их глаза, улыбки и чувствуешь, что они словно оживают, с благодарностью за воспоминания смотрят на нас в ответ.
Строго глядит с большого портрета усатый Серго Орджоникидзе — столичный куратор масштабного ярославского строительства. Его имя носил пионерский лагерь при ЯШЗ.
Вообще, в лучшие времена социальная сфера завода была отлично развита: многочисленные детские садики, дома отдыха и здравницы, в том числе в Крыму и на Кавказе, фабрика-кухня (я еще застала ее изумительные пирожные), ДК «Гигант» (ныне — Дворец молодежи), стадион «Шинник», футбольная команда.
А начиналось все, как я уже упоминала, с пустыря на месте вырубленной рощи. И рабочие в лаптях, с деревянными тачками (на экспозиции, правда, представлена реконструкция, лишь один лапоток нашли закатанным в бетон при реставрации помещения) построили краснокирпичные цеха.
Немного грустно, что от того, первоначального производства ничего не осталось. В разные годы строили новые помещения, более современные. А те, краснокирпичные, построенные на века, сейчас стоят пустыми заброшенками-призраками, без оборудования. Но и снести их не могут — не потому, что имеют какую-то особую ценность, а просто это очень трудоемко, строили так, что и бомбежку бы здания выдержали, умели же раньше люди работать!
Довоенное время с его репрессиями не минуло и ЯШЗ. Сколько сменилось руководителей — тогда снимали не просто с поста, обычно, дело заканчивалось расстрелом или в лучшем случае лагерями. Под «раздачу» попали не только директора, но и партийные работники, начальники цехов, инженеры. Не можешь, не получается — под суд, разговор короткий. Жутко смотреть на красивенький шкафчик, под табличкой над которым «Секретная часть» хранятся страшные документы. Так, в результате массовых репрессий на предприятиях ЯРАК (Ярославский резино-асбестовый комбинат, в состав которого некоторое время входил ЯШЗ) было расстреляно 60 человек.
И все же, жизнь простых рабочих текла своим чередом, где на смену трудовым тяжелым будням приходили редкие радости. Так, в экспозиции представлены незамысловатые вещицы быта заводчан: старенький патефон, фотоаппарат, самовар.
А меня заинтересовала печатная машинка — я ведь заканчивала училище как раз от Ярославского шинного завода (тогда оно еще относилось к предприятию), 3 года на машинистку училась.
Отдельная тема — военная. В начале Великой Отечественной войны завод обладал единственным в СССР функционирующим производством шин для авиации, артиллерии, танков, автотранспорта. На предприятии работали преимущественно женщины — более 60% от общего числа рабочих, учитывая, что производство это очень тяжелое, трудоемкое, вредное, сложно представить, как хрупкие труженицы тыла справлялись с непосильной задачей. Но справлялись — все для фронта, все для победы! В июне 1943 года в результате налета немецкой авиации завод был полностью разрушен, но уже в конце сентября последствия бомбардировки были ликвидированы, производство восстановлено. Трогательно звучит рассказ заведующей о вывеске-плакате, сделанной рабочими: «Восстановим свой любимый завод!». И как отчетливо понимаешь в этот момент, что это не просто красивые слова, люди действительно горячо любили и свою работу, и предприятие, работая не только ради больших денег и высоких постов. Солдатские письма-уголки, потемневшие от времени каска, лопатка, фонари.
Фотографии работников ЯШЗ — героев Великой Отечественной войны, имена которых носят улицы города.
А еще шины. Одна — автомобильная, найдена при раскопках на полях сражений под Новгородом, вторая — от сбитого самолета. Когда их нашли и увидели клеймо ЯШЗ, тут же поспешили передать музею.
Интересен уголок руководителя с массивным столом под зеленым сукном и с обязательным черным телефоном. Над ним — портрет легендарного директора ЯШЗ (с 1955 г. по 1976 г.) В. П. Чеснокова, Героя Социалистического труда. Кстати, именно по его инициативе на базе ЯШЗ была создана футбольная команда «Шинник».
Впрочем, с Ярославский шинным заводом связаны имена и других известных людей. Например, некоторое время на заводе трудилась Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт. А еще сюда приезжал Хрущев, и только на ЯШЗ отыскалась подобающая его статусу пафосная автомашина «Чайка», на которой его и возили по Ярославлю.
Советскую тематику поддерживают многочисленные алые знамена и кубки — символы соцсоревнований.
Центральное место в зале занимает подпирающая потолок стела, увешанная различными шинами, которые в разное время выпускал Ярославский шинный завод.
Оказывается, были даже шины со съемными протекторами.
И рисунки на шинах тоже были разные. Кстати, до начала двухтысячных годов ЯШЗ был единственным в России заводом, где проектировали и выпускали шины для самолетов (сейчас только проектируют). Теперь я, как человек, использующий в путешествиях, в том числе, и самолеты, могу быть спокойной: с ярославскими шинами посадка точно будет мягкой! Сегодня на заводе выпускают 3 вида шин: для легковых машин и большегрузов. Говорят, что качество отменное!
Мы проходим во второй зал, полностью посвященный современности и АО «Кордиант». Здесь на ярких, уже цветных фотографиях показаны сегодняшние трудовые будни: переоборудованные цеха (их 5), фантастическая техника, полностью переоснащенное производство.
Каталоги и плакаты не хуже советских агиток рекламируют продукцию АО «Кордиант», а новенькие шины приятно темнеют резиновыми боками.
Здесь же можно увидеть благодарности, кубки, подарки от коллег, в том числе зарубежных (мне очень понравилась прелестная кукла, подаренная китайскими практикантами).
А под одним из стендов притаился медведь — не только символ Ярославля, но и некоторое время назад — символ ЯШЗ, под торговой маркой «Медведь» когда-то выходила заводская продукция.
Экскурсия оказалась чрезвычайно интересной и познавательной. Словно кадры кинохроники прошли перед глазами 86 лет Ярославского шинного завода. Заведующая музеем рассказала, что сюда часто приходят школьники, студенты, партнеры предприятия. В музее проводятся художественные выставки, мероприятия для заводчан (например, в прошлом году он участвовал в Ночи музеев).
Кстати, посетить экспозицию можно совершенно бесплатно, правда, по строгой договоренности. А если есть желание попасть на территорию и ознакомиться с самим заводом — нужны предварительная запись и паспорт. Вообще, даже если не углубляться в тонкости производства, то музей будет любопытен, прежде всего, как иллюстрация эпохи, неоднозначной, трудной, тяжелой, но, все-таки, великой.
20—21 января 2019.