Время работы: с 10.00 до 18.00, пятница — с 12.00 до 20.00 (касса закрывается на час раньше), выходной день — понедельник.
Музей зарубежного искусства является филиалом Ярославского Художественного музея. Его коллекцию «Западноевропейское искусство XVI-начала XX вв.» составляют живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель таких стран как Франция, Италия, Нидерланды, Германия, отдельный зал посвящен Востоку, представленному Японией и Китаем.
Также в музее проводятся временные выставки соответствующей тематики, есть сад экзотических растений, где весной можно полюбоваться цветением сакуры.
Экспозиции музея располагаются в бывшем особняке Сорокиной. Он был построен в 1816 г. в стиле классицизма и в свое время являлся ярким образцом ярославской жилой застройки. Во второй половине XIX в. домом владела Е. Я. Пастухова, перед революцией он перешел к купчихе З. С. Сорокиной. Нарядный белый двухэтажный особняк выдержан в строгих классических формах, украшен изящными лепными элементами, небольшой балкончик с чугунной ажурной решеткой появился несколько позднее — в 50-е годы XIX в. Возле дома разбит компактный сад. Несколько лет назад здание, переходящее из рук в руки, обрело достойного хозяина в лице филиала Ярославского Художественного музея, были проведены реставрационные работы, в 2014 году новый музей и сад приняли своих первых посетителей.
Безусловно, основная экспозиция музея очень интересна, но сегодня моя цель — выставка с красивым и интригующим названием «Путешествие в страну сакуры»(будет работать до 26 июня 2016 г., цена билета — 150 руб.). В ее рамках представлено искусство периода Мэйдзи (1868—1912 гг.) из коллекции московской галереи «Восточная заграница».
Выставка очень маленькая, камерная, изящная и утонченная, как и все японское искусство. Здесь представлены основные классические произведения, выполненные в различных техниках: фарфор, вышивка, каллиграфические свитки, эмали, лаки, декоративные предметы быта, статуэтки. Веками оточенное мастерство, совершенство в исполнении деталей, заложенный глубинный смысл, мудрость многих поколений, приверженность традициям — все это характеризует японское искусство, вызывая восхищение. Ценителям и просто любителям Японии обязательно понравится.
Японское искусство наполнено символизмом, каждое произведение можно прочесть как книгу знаний, выводя для себя некую сакральную формулу. Так, во многих работах прослеживаются цветочные мотивы: нежные ветки цветущей сакуры, красочные пионы, изысканные хризантемы, грациозные лотосы — любимые цветы японцев.
Уделено место непременным японским божествам и животным. Довольно популярны в японской мифологии фигурки кома-ину (корейских псов) — это собаки с головой льва, держащие в лапах магический шар мудрости, они призваны охранять своих хозяев от злых духов, символизируют могущество, успех и силу. Встречаются изображения карпов (кои), которые у японцев считаются королями пресноводных рыб и символизируют удачу, решительность, целеустремленность. Также можно увидеть образы журавликов, певчих птичек, черепах, лягушек и жаб.
Центральное место экспозиции занимают кимоно — традиционная японская одежда. Два черных и одно красное, яркие, украшенные бело-алыми узорами, очень красивые. На красном кимоно буйно раскинулись чудесные цветы, думаю, оно — женское, я бы с удовольствием примерила:).
В витринах можно увидеть элегантные фарфоровые фигурки японцев, как раз облаченных в кимоно.
Потрясающе выглядит большой набор для саке, выполненный в технике «красный лак», с непременными атрибутами для суши.
Очень симпатичные статуэтки петуха и курочки, шкатулочки и две очаровательные желтые вазочки, выполненные в технике «клуазоне» — перегородчатой эмали.
Особенно нежно и красиво выглядят росписи цветной тушью по шелку, удивительно, как линии — черточки и осторожные мазки оживают на глазах, превращаясь в настоящее произведение искусства. Япония — страна созерцания, и ее шедевры надо рассматривать медленно, наслаждаясь, ощущая каждый момент, погружаясь в древнюю магию многовековой культуры пленительного Востока.
Восхитительны изделия из фарфора: расписные вазоны, тарелочки. Насыщенные сочные краски, сложные орнаменты или обыденные сценки — эти вещицы могли служить как предметами быта, так и достойными украшениями японских жилищ.
Интересна статуэтка, изображающая играющих Эбису и Дайкоку — двух из семи божков счастья. Первый из них приносит удачу, второй — богатство, а вместе они символизируют гармонию между духовным развитием и материальными благами.
Одна из витрин экспозиции отведена традиционным японским нэцкэ — маленьким фигуркам-брелокам из дерева или слоновой кости. Они использовались в качестве украшений одежды или как зажим для шнура на кошельке.
Декоративные вазочки, фигурки, бронзовые вазоны для икебаны — японского искусства флористики, богато вышитые пояса со сложными узорами, изящные и кажущиеся полупрозрачными росписи по ткани, изумительной красоты напольные вазы и разукрашенные цветами блюда — в этой маленькой коллекции каждый экспонат можно было бы назвать шедевром.
Конечно же, представлен самый любимый и известный божок — Хотэй, называемый также «смеющимся Буддой» или «Буддой Матрейя» (Буддой грядущего). Этого забавного толстячка принято гладить по пухлому брюшку, дабы привлечь удачу и благополучие.
Есть еще один Эбису, изображенный с удочкой и рыбой, помимо счастья и удачи, он покровительствует рыболовам и торговцам, кстати, единственный из семи божков имеет японское происхождение.
Но, наверное, более всего меня впечатлили рисунки на холстах, сделанные черной и красной тушью, — ничего лишнего, все так просто, лаконично и вместе с тем — гениально.
Выставка очень понравилась, интересная, красивая. А в саду музея в этом году ожидают цветение сакуры, увидеть которое я мечтаю несколько лет. Так что, будет еще одна приятная причина заглянуть сюда. Приходите и вы!