Музей зарубежного искусства (филиал ЯХМ). Адрес: г. Ярославль, Советская площадь, д. 2, тел.: (4852) 59-45-30, e-mail: info@yarartmuseum.ru, сайт: http://yarartmuseum.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/club71822521. Время работы: с 10 до 18.00, пятница — с 12 до 20 (касса закрывается на час раньше), выходной день — понедельник.
1
Выставка «Искусство эмали — изысканная роскошь». Даты проведения: 21.09.2019 — январь 2020 г.Стоимость билетов: 150 руб. — полный, 100 руб. — льготный (каждое воскресенье в 15.00 при наличии входного билета по выставке проводятся бесплатные экскурсии, время лучше уточнить в группе Вконтакте).
Ноябрь в российских городах средней полосы — не лучшее время для прогулок и путешествий. Хмурое небо, серые краски, холодно, ветрено, дождливо. И я не буду оригинальной, если в очередной раз за красотой и приятными эмоциями отправлю вас в музей. А визит в один из самых моих любимых ярославских музеев — Музей зарубежного искусства непременно подарит самые яркие впечатления, раскрасив скучные будни разнообразными оттенками и подарив душевную теплоту. Ведь помимо замечательной постоянной экспозиции, позволяющей погрузится в чарующий мир зарубежного искусства давно минувших веков, в музее проводятся временные выставки. Они тематические и всегда невероятно интересные, к тому же — многие сформированы на базе частных коллекций. А это — уникальная возможность увидеть своими глазами экспонаты, доступ к которым зачастую имеют лишь избранные — коллекционеры и искусствоведы. Так, в один хмурый ноябрьский выходной мы, наконец-то, побывали на выставке «Искусство эмали — изысканная роскошь» из собрания московского коллекционера Ольги Затеевой. Вообще, каждое посещение выставки в Музее зарубежного искусства — это гарантированная встреча с прекрасным. Ты словно попадаешь в изысканный салон позапрошлого века, где элегантность, галантность, утонченный вкус и преклонение перед красотой — общепринятые нормы. И даже моя бунтарская сущность punk-rock girl невольно начинает мечтать о французской изящности. Вот, буквально только накануне была на концерте моих обожаемых «F.P.G.», где прыгала с «козой» в толпе таких же сумасшедших, а сегодня любуюсь старинными эмалями, одетая в маленькое черное платье а-ля Шанель и с крошечными сережками-пусетами в ушах. Как говорится, из «fight club» в «galerie d’art», точнее, «с корабля на бал». Продолжаю ломать стереотипы!
2
Жаль, что на экскурсию не удалось попасть, ее отменили. Но зато всю информацию можно прочитать на стендах в холле, а также на самой выставке всем желающим выдают путеводители — проспекты с описанием наиболее интересных экспонатов. А еще мы с удовольствием посмотрели фильм — слайд-шоу, который также демонстрируется в холле в режиме нон-стоп. Профессиональная и качественная съемка позволяет еще раз внимательно рассмотреть мельчайшие детали экспонатов.
Выставка «Искусство эмали — изысканная роскошь» представляет уникальную возможность открыть для себя новые грани декоративного искусства Запада, увидеть работы мастеров ведущих европейских школ и проследить становление эмальерной живописи на протяжении нескольких столетий. Стоит отметить, что использование эмали было довольно популярно в Европе и всегда подчеркивало статус владельца предмета роскоши. Эти изделия практически всегда изготовляли индивидуально, строго под заказ, и стоили они, естественно, очень дорого — ручная работа!
1
Как я уже упоминала, в музее экспонируются предметы из коллекции москвички Ольги Затеевой. Она увлекается собиранием старинных вещей, объединенных одной тематикой, — мифологической. Помимо эмали, в ее коллекции есть также живопись, фарфор, бронза, гравюра, а не так давно в Музее зарубежного искусства проходила выставка старинных вееров из собрания Ольги «Орудие лукавства и притворства». И вот — еще одна замечательная встреча! Кстати, куратором выставки является Софья Чапкина-Руга, коллекционер, искусствовед, писатель и добрый партнер Ярославского художественного музея. Именно благодаря ей в свое время состоялась выставка вееров, а также была открыта замечательная выставка «Волшебный мир Елизаветы Бём», которую я посетила с большим удовольствием в прошлом году.
Эмаль — это тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое при высокотемпературной обработке. Искусство эмали знакомо человеку уже несколько тысячелетий, хотя доподлинно неизвестно, где и когда именно оно зародилось. Еще в Древнем Египте, Греции и Риме встречались предметы, декорированные стекловидной массой. Византийские мастера прекрасно владели техникой перегородчатой эмали. Искусство эмали было известно и на Востоке — в Китае и Японии. К началу 12 века эмальерное дело пришло в Европу через Германию. Позднее, в готический период, эмаль становится выемчатой, а с эпохи Возрождения появляется объемная эмаль — рельефная и живописная. Кстати, российские мастера тоже были неплохо знакомы с этим утонченным искусством красоты и роскоши. Например, стоит вспомнить о ростовской финифти, замечательном промысле, которым славится наша родная Ярославская область. Искусство ростовской финифти зародилось в 18 веке, а ее прообразом и вдохновителем послужила та самая знаменитая лиможская эмаль, гордость представленной на выставке коллекции.
Эмаль часто называют «огненным письмом». Основным технологическим принципом эмали является соединение металла и стекла посредством обжига, придающего сплаву самые разные оттенки. В результате добавления тех или иных окисей металлов создается соответствующий цвет эмали. Итоговый результат зависит и от температуры обжига. Эмали различаются по видам, составу, назначению.
Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото, реже на алюминий при температуре 500–800 градусов Цельсия.
Выемчатая эмаль — относительно простая техника: на пластине-основе гравируется, чеканится или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для создания изделий из перегородчатой эмали на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, серебра, мельхиора или высококачественной стали процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг. После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.
Витражная или оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный выпиливанием в металле или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Каркас изготавливают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью, а обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.
Художественная эмаль имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись жаропрочными красками. Защитным слоем служит фондон — бесцветная прозрачная эмаль, образующая блестящее покрытие на металле после обжига.
1
Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси меди (зелёный). Современные эмали состоят из диоксида кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов.
А теперь, немного узнав об истории эмали и технологии ее изготовления, давайте вернемся к нашей экспозиции. Выставка, конечно, небольшая, всего один зал, где в застекленных витринах можно увидеть примерно 40 предметов декоративно-прикладного искусства. Но каждый из них можно подолгу рассматривать, любуясь миниатюрными экспонатами с невероятным множеством крошечных деталей. А еще каждая из изящных вещиц имеет свою историю, а, может, и свою тайну, пронесенную через века. На выставке представлены предметы 16 — начала 20 веков из Австрии, Франции, Италии, выполненные в технике эмали с использованием дерева, металла, бронзы, серебра, меди, камней, горного хрусталя и слоновой кости. Изящная резьба органично дополняет изумительные в своей детальности росписи, создавая настоящие шедевры. В большинстве произведений использованы мифологические и аллегорические сюжеты. Эти вечные истории о героях и злодеях, любви и ненависти, нежности и агрессии, верности и предательстве, которые на протяжении уже стольких столетий волнуют людские умы и дают вдохновение всем тем, кто, так или иначе, связан с искусством. Ведь эти темы — актуальны во все времена и для всех народов. Эта наша жизнь, пусть и приукрашенная художниками и поэтами. Поразительно, как тонко прописаны и многочисленные миниатюрные сцены, и сами персонажи — такие очаровательные, юные, божественно красивые! Предметы — не для повседневного обихода, а исключительно для любования.
1
Знакомство с изысканной роскошью мы начинаем с искусно расписанных настольных кабинетов с многочисленными выдвижными ящичками. Этот исчезнувший из современного обихода предмет можно назвать прообразом современных офисных наборов.
3
Конечно, он более изысканный, но не менее функциональный. Тематика росписей, традиционно, мифологическая. Рассматриваешь каждый экспонат, и словно читаешь богато иллюстрированную книгу античных сказок!
1
Вот настольный кабинет «Похищение Европы».
3
Помимо сюжетных эмальерных вставок он украшен миниатюрной фигуркой быка — именно в него превратился грозный бог Зевс, задумав похитить дочь финикийского царя — прекрасную Европу.
1
Второй настольный кабинет представляет собой чудесную резную шкатулку в стиле неоренессанса. По своим формам он повторяет комоды эпохи
Возрождения, а изящные колонки и фигурки придают сравнительно небольшой вещице монументальность. Сюжеты эмалевых композиций снова отсылают нас к древним мифам: «Туалет Венеры», «Венера и нимфы», «Смерть Эвридики», «Калидонская охота».
Несомненным украшением экспозиции являются лиможские эмали 16–18 веков. Французский город Лимож известен как центр живописной эмали с 15 века, именно в нем находились самые известные эмальерные мастерские. Из Англии в Лимож доставляли корнуэльское олово, благодаря которому краски становились непрозрачными. Из Испании привозили особый краситель — сафру (естественную смесь окиси кобальта и натрия). Именно добавление сафры помогало получить знаменитый синий цвет, ставший визитной карточкой лиможских эмалей.
1
В 16-м столетии в Лиможе обрела большую популярность роспись в стиле гризайль — в серых тонах. Отличительной чертой этой техники были рельефность и серые полутона, благодаря тому, что белую эмаль наносили несколько раз поверх темной или черной. При этом, каждый раз подвергаясь обжигу, изображение получалось таким интересным и объемным.
1
Мастера Лиможа в то время рисовали в основном либо сцены из библии, либо мотивы итальянского возрождения. Например, любопытны французские изделия 17 века: парные плакетки «Юпитер» и «Юнона», которыми, возможно, когда-то были декорированы шкатулки, миниатюра «Мойры прядут нить судьбы».
Блестящий пример техники гризайль — великолепное по своей детальности блюдо «Битва лапифов с кентаврами», выполненное, скорей всего, в мастерской знаменитого лиможского эмальера Пьера Реймона.
1
Уже в 17 веке у искусства эмали идет новый виток развития. Появление окиси металлов предоставляет новые возможности. Наступает эпоха миниатюр с множеством цветов и оттенков. Интересны произведения, выполненные австрийскими мастерами второй половины 19 века: кружка-стопа «Воспитание Вакха», парные кубки, декоративные рога и корабль, выполненные в широко известной мастерской Германа Ратцерсдорфера.
2
В отдельной витрине — изумительный дамский набор, очень женственный и романтичный.
1
2
Также на выставке можно увидеть блюда и подносы, подсвечники, изящные часы, тарелки под фрукты — вещицы, на первый взгляд, вполне утилитарного назначения, которые, тем не менее, зачастую служили именно предметами декора.
1
1
1
2
1
2
Своеобразным центром всей выставки можно назвать роскошный серебряный корабль, декорированный полудрагоценными камнями, паруса и палуба которого расписаны сюжетами на морскую тематику и непременными отсылками к мифологическим сюжетам. Стоящий в центре зала, он, безусловно, с первых шагов привлекает внимание.
1
На первый взгляд, этот роскошный предмет воспринимается исключительно как украшение интерьера. Но, оказывается, у него есть и утилитарное назначение. Это корабль-солонка.
Использовался для подачи на стол соли и перца, как правило, являлся украшением рыбного стола и свидетельствовал о материальном положении своего владельца. Предназначенный исключительно для торжественных застолий, корабль являлся символом благополучия.
2
Впрочем, мои самые любимые экспонаты (их мне хотелось увидеть больше всего) — это очаровательная миниатюрная мебель 19 века — пара гарнитуров со столиками, креслицами и диванчиками, восхитительные часики-ширма и чудесная карета величиной всего лишь 8 сантиметров, словно сошедшая со страниц старинных французских сказок.
1
5
2
1
А еще милейший верблюдик с крошечным погонщиком — такие замысловато украшенные часы, тоже целая история или сказка, на сей раз — по восточным мотивам.
1
1
Все эти вещицы, конечно, вполне могли бы украсить самые роскошные интерьеры самых богатых домов. Но, кроме этого, они и сами являются настоящими произведениями искусства, талантливо выполненными, изящными, прекрасными. Можно до бесконечности любоваться и восхищаться каждым тончайшим завиточком, каждой складочкой на одеждах персонажей, каждой черточкой, мастерски выписанной художниками-эмальерами. Кстати, если помимо эстетического удовольствия для вас важен пафос, подумайте о том, что коллекция Ольги Затеевой оценивается в баснословную сумму. Вот уж действительно — изысканная роскошь!
Ну, и в настоящий момент в музее действует специальная акция. Если вы внезапно по какой-то причине еще не посетили выставку работ Архипа Куинджи в Ярославском художественном музее, но непременно хотите побывать и на ней, и на выставке «Искусство эмали», покупайте комплексный билет. Обе выставки обойдутся всего лишь в 250 рублей (при полной стоимости за Куинджи посещение выставки «Искусство эмали — изысканная роскошь» обойдется всего лишь в 1/3 стоимости, т. е. всего 50 рублей). Как сейчас модно говорить: «билет в музей по цене чашки кофе». Обязательно приходите!