Музей зарубежного искусства. Выставка «Средняя Азия. Миражи»
(Ярославль, 14.10.2018)
Музей зарубежного искусства. Адрес: г. Ярославль, Советская площадь, д. 2, тел.: (4852) 59-45-30, сайт: http://artmuseum.yar.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/club71822521. Время работы: с 10.00 до 18.00, пятница — с 12.00 до 20.00 (касса закрывается на час раньше), выходной день — понедельник.
Выставка «Средняя Азия. Миражи». Даты проведения: 21 сентября — 23 декабря 2018 г. Стоимость билетов: 80 руб. — полный, 60 руб. — льготный.
Осень — время ходить по музеям. Здесь, в уютной и красивой обстановке так приятно укрыться от промозглой непогоды и приобщиться к прекрасному. Правда, в один из моих любимых ярославских музеев — Музей зарубежного искусства, я отправилась в чудесный воскресный день. Тихая теплая погода, утопающий в золотой листве провинциальный город, шуршащие листья под ногами. С удовольствием прогулялась по центру, любуясь старинными особнячками и восхищаясь прелестной дворянской и купеческой архитектурой. Все-таки, наши провинциальные городки удивительно хороши осенней порой! Вот и роскошный белокаменный особняк музея с чугунным балкончиком, богато украшенный лепным декором — бывший дом купчихи Сорокиной (1816 г.).
Прохожу во внутренний дворик и на мгновение в восхищении замираю.
Чудесный маленький сад экзотических растений, очаровывающий в мае бело-розовым цветением сакуры, в погожий октябрьский день предстал в багряно-охряных тонах. Засыпаны газоны и дорожки золотой листвой, горят золотистым пламенем клены, чуть подрагивают на легком ветерке алые огоньки — листики сакуры. Осень по-японски! Какие яркие, нарядные тона. Цвет осени к лицу и к настроению. Осень не может быть не красивой. За красоту я могу простить многое. И красота осени — еще одна причина ее любить.
3
Кстати, в экспозиции Музея зарубежного искусства есть замечательная выставка, посвященная Японии и Китаю. Сегодня я тоже увижу Восток, но немножко другой. Меня ждет встреча с таинственным миром Средней Азии — именно это название объединяет четыре страны: Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению. На выставке с интригующим названием «Средняя Азия. Миражи» представлены картины, графические произведения, предметы декоративно-прикладного искусства, которые так или иначе связаны со среднеазиатским Востоком.
Авторы работ — российские и среднеазиатские художники. Кто-то из них отправлялся в дальние командировки в поисках интересных сюжетов и порой оставался здесь на долгие годы, плененный завораживающей магией Средней Азии. А для кого-то загадочная восточная страна — «была не только источником вдохновения, но и местом рождения». Примечательно, что все произведения поступили в коллекцию музея еще в советское время, когда страны Средней Азии входили в состав СССР.
Что всплывает в нашем воображении при названиях этих стран: Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения? Наверняка — бездонное глубоко-синее небо, охряные оттенки бескрайних песков, обдуваемые сухими горячими ветрами щедрые поля, манящие призрачно-сизыми вершинами горы, буйная зелень оазисов, наполненная энергией и силой благодатного южного солнца.
Мечети, непривычная архитектура, люди с необычной внешностью. Другая культура. Иная жизнь. Сейчас, в осеннем прохладном и маленьком провинциальном городке все это кажется чудесной восточной сказкой, где правда и ложь искусно переплетаются в замысловатых сюжетах, мифом, выдумкой, вымыслом… Миражом! И так интригующе, завораживающе выглядит возможность совершить маленькое виртуальное путешествие, хотя бы ненадолго погрузиться в этот чудесный мир, поселившийся в двух скромных экспозиционных залах на третьем этаже, и почувствовать пленительную атмосферу среднеазиатской культуры.
1
Восток — он всегда яркий, сочный, красочный. Потому и представленные пейзажи смотрятся такими позитивными, насыщенными. Одним словом, удивительно солнечными. Призрачными видениями возникают на картинах старинные мечети. И куда-то среди похожих на море песков мчит скорый поезд.
1
Или идут две прелестные красавицы-смуглянки с полной корзиной алых маков на фоне причудливых перламутровых гор.
2
Очень изящны графические работы с плавными, слегка расплывчатыми линиями и контурами, полукруглыми куполами все тех же мечетей, стройной, опять же, словно призрачной фигуркой девушки, несущей стопку хлебов.
Пожалуй, центральное место в экспозиции занимает большая картина, изображающая среднеазиатское семейство. Открытые, улыбающиеся, добрые лица, крепкие семейные узы, любовь и взаимоуважение — именно этим славятся восточные люди.
1
Интересны сценки из обычной среднеазиатской жизни: ткацкая мастерская, чаепитие, торговля. А еще мне очень понравилась картина с верблюдами, такая немного наивная и очень трогательная (я в верблюдов с Туниса влюблена!). Такая вот, на первый взгляд, простая жизнь, которая существовала на этих древних землях много веков назад, обычаи и традиции которой бережно сохранялись предками и передавались потомкам.
1
У одного полотна я задержалась надолго. Называется «Крушение». Автор — Аннамухамед Зарипов, художник и коллекционер, родившийся в туркменском ауле Сакар-Чага («полосатая пустыня»). И хотя он давно уже живет в Москве, теплые сюжеты детских воспоминаний нашли отражение в его работах. Очень необычных, метафоричных, даже несколько сюрреалистичных, и потому, безусловно, интересных и притягивающих внимание. В «Крушении» использовано два цвета: фиолетовый и оранжевый, оба очень насыщенные, сочные. И их динамичность, яркость еще больше подчеркивают трагизм сюжета: погибающие лани на фоне стремительно несущегося, расширяющегося, буквально падающего на них космоса. Я, конечно, при всей моей склонности к искусству авангардному, все-таки не специалист и, конечно, не собираюсь делать подробный анализ картины. Просто она меня зацепила. Своей откровенностью. Обреченной трагичностью. И какой-то поразительной и спокойной ясностью — предвиденьем скорого будущего. Не меня, не отдельного человека. Всего человечества. И всего мира.
Кстати, на выставке есть еще картины А. Зарипова, такие же незамысловато-замысловатые, заставляющие задуматься, полотна-миражи: сине-желтая «Дорога» и оранжево-голубое «Поклонение султану Санжару». Все-таки, удивительно, как художнику удается с помощью всего пары основных цветов так глубоко передать суть произведения, и как много значат краски, оттенки, тона, если воспринимать их через призму символизма.
Помимо картин на выставке «Средняя Азия. Миражи» представлены чудесные предметы декоративно-прикладного искусства. Это, прежде всего, изумительные образцы среднеазиатской керамики: пиалы, косы и шокосы, тогорочи и блюда.
Их формы и орнаменты, сложившиеся еще в глубокой древности, сохранились и до наших дней. Яркие краски, преобладание синих тонов, ручная роспись — каждый мастер вкладывал частичку своей души в произведение, которое было уже не просто обычной посудой, а чем-то сакральным, символичным.
Смотришь на эти линии, завитки, сложное переплетение орнаментов или несколько небрежные мазки и словно погружаешься в космическую фантасмагорию, некую тайну прошлого, иную реальность. И снова — ощущение миражей.
Еще интересна (и мне, конечно же, очень-очень понравилась!) представленная на выставке коллекция таджикской и узбекской расписной игрушки 1960-х годов. Их авторы — потомственные гончары, известные в свое время мастера, ремесло и традиции которых передавались от поколения поколению.
Удивительные, фантазийные животные — герои народных притч и легенд, очень яркие, по-восточному пестрые, они словно сошли со страниц старинных сказок. Есть здесь и птицы, и бараны с крутыми рогами, и даже всадники на слоне и симпатичных драконах.
Такие фигурки служили не только в качестве детских игрушек, открывая малышам таинственные миры и помогая познать жизнь, но и украшали жилище, и даже были оберегами.
Таинственный и мудрый мир пленительного Востока и по сей день хранит свои секреты, позволяя лишь немного прикоснуться к богатому культурному наследию среднеазиатских стран. Выставка — хоть и небольшая, но замечательная, очень светлая, добрая, оставившая самые позитивные и теплые впечатления. Было невероятно приятно проникнуться среднеазиатской атмосферой и воочию увидеть яркие, необычные и удивительные образы — миражи.