Музейный комплекс «Музыка и время» им. Джона Мостославского. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, дом 33а, тел.: (4852) 32-86-37, e-mail: musyka_i_vremya@mail.ru, сайт: https://музыкаивремя.рф, группа Вконтакте: https://vk.com/muzandtime. Время работы: понедельник — воскресенье, с 10.00 до 19.00. Стоимость: общий билет на посещение 3 музеев (700 руб. — взрослый, 400 руб. — льготный), билет в музей «Музыка и время» (350 руб. — взрослый, 200 руб. — льготный), билет в музей фарфора (250 руб. — взрослый, 150 руб. — льготный), билет в музей каслинского литья и самоваров (250 руб. — взрослый, 150 руб. — льготный).
Осень — отличное время для посещения музеев. В одно погожее сентябрьское воскресенье мы всей нашей маленькой семьей (мама, муж и я) решили посмотреть одну из популярных ярославских экспозиций — музей «Музыка и время». Мы не были здесь лет 10, и было интересно посмотреть, что изменилось за минувшие годы.
1
Музейный комплекс расположен в исторической части Ярославля в зданиях бывшей усадьбы купца Вахрамеева XVIII века, выходящих на Волжскую набережную. Симпатичные домики окружает тенистый сад, на территории журчит фонтанчик, на аккуратных лужайках установлены интересные инсталляции, разбиты цветники. Чудесное и ухоженное место из сказки, куда приятно заглянуть, скрываясь от суеты шумного города, чтобы погрузиться в чарующие глубины прошлого.
1 из 6
Через белокаменную ограду с кованной чугунной решеткой выглядывают 2 особнячка: краснокирпичный одноэтажный с мансардой (в нем, собственно, и находится самая первая экспозиция — музыкальные инструменты и колокольчики) и желто-розовый двухэтажный с изящным балкончиком и мезонином с часами. В глубине сада притаилось еще одно желтое здание с большими окнами, вывеска на котором гласит, что здесь находится музей фарфора. В настоящее время первый частный музей Российской Федерации, открытый в ноябре 1993 года Джоном Григорьевичем Мостославским, превратился в настоящий многофункциональный комплекс. Он включает в себя музеи «Музыка и время» (собственно, с чего все и начиналось), фарфора, каслинского литья и самоваров, сувенирную лавку, экскурсионное бюро, бутик-отель на 6 номеров, концертный зал с органом, клавесином и концертным фортепьяно. По экспозициям музея и городским маршрутам проводятся авторские экскурсии, предлагаются услуги по проведению свадебных программ (например, так называемый «обряд хомутания»). А еще здесь можно посетить музей-ресторан русской кухни «Собрание».
1 из 6
Как я уже упоминала, музей основал Джон Григорьевич Мостославский — артист оригинального жанра, потомственный иллюзионист, страстный коллекционер. Он родился на Дальнем Востоке, в Амурской области, и уже с детских лет начал увлекаться коллекционированием, собирал колокольчики, монетки, подковы — все те милые вещицы, которые по поверьям приносят счастье. Позднее коллекцию пополнили утюги, музыкальные инструменты и иконы. За свое увлечение, в частности, скупку антиквариата в годы советской власти Джон Григорьевич неоднократно подвергался гонениям. А, между тем, собранная им коллекция — богата, обширна и уникальна. Примечательно, что она была собрана исключительно на личные средства Мостославского. И как замечательно, что этот увлеченный, неординарный и бесконечно душевный человек решил сделать ее народным достоянием. Кстати, когда мы впервые попали в музей «Музыка и время», экскурсию нам проводил сам Джон Григорьевич, и это было незабываемое действо! Сразу видно, человек был влюблен в свое дело, знал досконально каждую вещицу, к тому же, обладал ярким актерским талантом. К сожалению, основателя музея уже нет в живых. Но и сегодня дело всей жизни коллекционера продолжают его сыновья. Так, директором и главным хранителем музейной коллекции является сын основателя первого частного музея Григорий Джонович Мостославский.
Сегодня мы решаем ограничиться посещением основной экспозиции с поэтичным названием «Музыка и время». Кстати, абсолютно для всех посетителей (а музей, судя по количеству желающих, пользуется популярностью) проводятся экскурсии длительностью около часа (они уже включены в стоимость билета). Нам везет дважды: во-первых, к нашему маленькому коллективу присоединяется лишь одна пара (помещения небольшие, и ходить толпой не особо удобно), а, во-вторых, экскурсию проводит очаровательный молодой человек Артур, который очень профессионально, увлекательно и интересно рассказывает о замечательной коллекции Джона Григорьевича. Портреты старшего Мостославского можно увидеть в каждом зале, и это вызывает теплые чувства — ведь человек жив, пока его помнят. А посетители на память о музее могут купить симпатичные сувениры — прилавок с ними расположен в первом зале, где касса. Мы, например, приобрели крошечный утюжок-колокольчик в алых сердечках.
Наша экскурсия начинается с музыкального зала. Артур показывает многочисленные «поющие» экспонаты XIX века, отражающие суть музея, — здесь чудесным образом переплелись музыка и время. Любопытно, что все предметы — действующие, и наш экскурсовод, обладающий музыкальным образованием, демонстрирует их способности.
1
Это непередаваемое чувство — слышать пробивающиеся сквозь шумы и потрескивания чарующие звуки. Кажется, что ты словно путешествуешь во времени, внезапно переносясь в далекое элегантное прошлое. Вот, например, фотограф — первый прибор для записи и воспроизведения звука.
Есть и необычный прибор — музыкальная тумба, в ней все механизмы скрываются за дверками-створками, с их помощью регулируется сила звука — такой вот прототип современных колонок.
1
Следующая ступень в звуковоспроизведении — граммофоны с разноцветными рупорами, похожими на бутон цветка вьюнка, и компактные патефоны. Их голоса из прошлого мы тоже слушаем с большим интересом.
1
1
Знакомимся мы и с богатой коллекцией всевозможных часов: настенных, напольных, каминных, настольных, с гирьками, маятниками, украшенными изящными статуэтками.
1
1
1
Мне особенно запомнились дамские часики с зеркальцем. Артур шутит, что прекрасная половина человечества, озабоченная больше своей красотой, нежели чем-то другим, времени, обычно, не замечала. Тогда мужчинам пришлось придумать эту хитрую модель — прелестница, прихорашиваясь, поглядывала на циферблат, чтобы не опоздать на свидание. А еще нас заинтересовали увиденные впервые каретные часы — по ним ямщик или кучер также определял время, которое, как знают многие путешественники, именно в дороге имеет предательское свойство то растягиваться до бесконечности, то нестись быстрее ветра. Кстати, в музее все часы показывают разное время — словно в какой-то старинной сказке о заколдованном замке. Впрочем, ничего магического в том факте нет. Это сделано специально, чтобы хронометры, многие из которых наделены «голосом», то есть работают с боем, не начинали свой персональный концерт одновременно. Во время рассказа мы несколько раз были свидетелями дошедшей сквозь время музыки старинных часов.
А мы тем временем слушаем игру на фисгармонии — это такой клавишно-духовой инструмент, некий миниатюрный вариант органа. Экскурсовод демонстрирует нам музыкальные шкатулки — детскую, с милыми мелодиями, и дамскую, в репертуаре которой несколько модных для своего времени композиций на сменных дисках. Кстати, первые пластинки — диски с причудливыми узорами из дырочек — настоящие шедевры. Ведь для того, чтобы их изготовить, надо было обладать не только музыкальными, но и инженерными познаниями.
1
Знакомство с уникальной музыкальной коллекцией завершает одесская шарманка начала XIX века. Артур рассказывает, что раньше на шарманках играли все, кому не лень, — не то, что без должного образования, но и без слуха. К тому же, зачастую инструмент был катастрофически расстроен или вовсе неисправен. Поэтому горе-музыканту платили деньги не за приятную мелодию, а за то, чтобы он перестал мучить слух прохожих сумасшедшей какофонией звуков. За те несколько секунд, что наш экскурсовод крутил ручку этой адской машинки, мы в этом полностью убедились!
Кстати, музей предлагает уникальную возможность: экскурсанты с музыкальным образованием могут сами сыграть любимые композиции на старинной фисгармонии. Среди нас таких умельцев не нашлось. Пришлось довольствоваться только фотографией на фоне музыкальных инструментов.
1
Выйдя из музыкального зала, мы спускаемся по крутой лестнице в подвальное помещение, где нам предстоит дальнейшее знакомство с музыкальной экспозицией, но уже с бытовым акцентом. Так, например, здесь собрана внушительная коллекция старинных утюгов.
1
Артур демонстрирует нам продолговатый рифленый предмет — это березовый рубель, или валик. С его помощью наши предки гладили белье, наматывая на него вещи. А вот уже больше похожие на современные бытовые изделия чугунные утюги, они были угольными и паровыми. Для угольных утюгов горячие угольки добывали из печи или самовара. Недостаток таких приспособлений — они довольно быстро остывали. Поэтому изобрели утюги со сменной ручкой — остынет утюжок, и хозяйка мигом переставит держатель на другой прибор, уже нагретый.
1 из 3
Ну, и, конечно, стоит учитывать, что все старинные утюги были очень тяжелыми — по 7–8 килограмм. Да, нелегок был раньше женский труд! Позднее появились миниатюрные утюжки для глажки лент, воротничков, манжет и кружев. Такие хорошенькие, изящные, словно кукольные, — мне они понравились больше всего! Кроме русских моделей на выставке также представлены утюги из Англии, Германии, Франции. Стоит отметить, что заграничные приборчики были легче отечественных — видно, галантные европейские мужчины старались по возможности облегчить труд своих изящных и хрупких дам. Ну, а нас еще позабавил утюг на самогоне производства США — он по понятным причинам в России не прижился!
1
Не менее обширна представленная в этом же зале коллекция церковных колоколов XIX–XX веков, большинство из которых сделано на знаменитом заводе Оловянишниковых. Разные не только по декору, но и по весу и размеру, каждый колокол имеет свой голос. Это зависит также от формы «юбочки». Акустика в подвальном помещении подходящая, и тронутый Артуром колокол надолго заполняет комнату сочным гудом. А это, кстати, показатель качества.
1
В нескольких витринах представлены многочисленные миниатюрные колокольчики из разных стран — уже современные, как из личной коллекции Джона Мостославского, так и подаренные музею уже после его основания. С интересом рассматриваем часы времен СССР и керосиновые лампы — когда-то необходимый предмет быта. Ну, и, конечно, часы с боем, которые периодически радуют экскурсантов своими старинными голосами.
1 из 5
А на столике в середине зала на изящном столике с массивной витиеватой ножкой стоит милая композиция — ангелок, выглядящая позолоченной керосинка и старинный проигрыватель. Чем не сценка из давно минувшей дворянской жизни? Артур заводит проигрыватель, чтобы еще больше погрузить зачарованных зрителей в атмосферу прошлого.
1
Соседнюю комнатку осматриваем уже самостоятельно, пока звучит мелодия пластинки. Здесь представлены различные бытовые вещички: все те же утюги, часы (мама об одном экземпляре сказала, что в ее детстве были такие же), посуда, прялки, берестяные туески, бубенцы, дуга и большой кованый сундук.
1
1
Та незамысловатая крестьянская утварь, без которой невозможно было представить быт, как не можем мы, современные, представить свою повседневную жизнь без, скажем, микроволновки или электрочайника.
1
Только вот почему-то те, старинные вещи кажутся роднее, милее, чем заботливо наштампованный трудолюбивыми китайцами пластик. Наверное, потому, что раньше в каждую вещицу мастер вкладывал не только свой труд, умение, профессионализм, но и частичку души.
А потом частичку своей уже души вкладывала и хозяйка, умелые руки которой гладили, толкли, мяли, пряли, пекли. Вот и получалось всё с душой — и вещи, и изделия. И люди.
1 из 4
Но вот смолкают последние аккорды, волшебство, на мгновение оживившее предметы из прошлого, незаметно исчезает. И мы вновь по крутой лесенке поднимаемся наверх. Здесь нас ждет заключительная часть экскурсии. Комната (именно в нее в первую очередь попадают посетители, когда покупают билет) выглядит очень нарядно и богато.
1
И здесь часовые механизмы отмеряют время всему сущему, а проигрыватели, граммофоны и прочие музыкальные инструменты готовы запеть на все голоса.
1
1
Любопытно, что в музее собрана уникальная коллекция пластинок с прижизненными записями великих исполнителей, в том числе Собинова, Шаляпина, Вертинского, Шульженко и других.
1
Но, наверное, наибольший интерес в этом зале представляет коллекция золотофонных икон. Впрочем, эти прекрасные, масштабные произведения в тяжелых окладах сложно назвать иконами. Они больше похожи на картины. Их и заказывали богатые люди для украшения своих шикарных особняков. Кстати, первые золотофонные иконы начали изготавливаться в ярославских краях — в Пошехонье.
1
1
1
1
Напоследок Артур познакомил нас с еще одной музыкальной коллекцией. Это бытовые колокольчики: поддужные и бубенцы (для лошадиных упряжек), рынды (для речных судов), тяжелые ботала (их повязывали на шею домашнему скоту). Когда-то давно мы присутствовали на шуточном «обряде хомутания» — его организуют в музее для молодоженов. Сейчас Артур освежил в памяти эту старинную традицию. Так, по преданию, девушка специально заманивала потенциального жениха в конюшню, якобы для признания в любви, а сама быстренько накидывала на шею доверчивому юноше хомут с бубенцами. Дескать, никуда теперь не денешься — влюбишься и женишься! Говорят, именно с тех давних пор и повелось хлесткое словечко «захомутала». Что интересно, по традиции «захомутанный» парень должен был хранить верность хитрой девице, а вот она могла и дальше «хомутать» понравившихся юношей, данный обряд ее ни к чему не обязывал. Тогда в отместку смекалистые русские пареньки придумали накидывать на шейки избранниц колокольчики — ботала, какие обычно скотине навязывали. Надо сказать, что были они тяжеленные, а выглядели как большие чугунные шары. Да, нелегок был груз семейной жизни. Зато весело — это вам не в смартфонах залипать да смайлы с лайками друг другу по сети отправлять. Забавный обряд — такая параллель с домашними животными — кормильцами-поильцами всего крестьянства.
1
1
В завершение экскурсии Артур исполнил для нас несколько легко узнаваемых мелодий на колокольчиках: «В лесу родилась елочка», «Вдруг как в сказке скрипнула дверь», «Подмосковные вечера», которым мы с удовольствием подпевали.
1
Ведь, наверное, не случайно говорят, что музыка благотворно влияет на человека: и на его физическое состояние, и на психологическое. А прикосновение к своим корням через старинные предметы, обряды, воспоминания помогает обрести душевное равновесие. Такая вот краеведческо-музыкальная терапия. И для поднятия настроения — хороший способ.
1
Музей «Музыка и время» нам очень понравился. И экскурсия была изумительная — пожалуй, эту экспозицию так и надо смотреть, с пояснениями, с демонстрацией, интересно, увлекательно, лучше запоминается. Все вещи, представленные, раскрытые, словно оживают — магия времени, и начинают говорить с тобой — магия музыки. Не знаю, нам так повезло или просто совпало — но мы оказались все «на одной волне», получили исключительно положительные эмоции. А я так вообще от всех этих старинных часов и граммофонов была в полнейшем восторге. Замечательно, что дело Джона Мостославского живет, продолжается и процветает. Согласна, что этот музейный комплекс рекомендуют к посещению, он того стоит. Ну, а мы сюда обязательно вернемся, чтобы продолжить знакомство с фарфором и самоварами!