Ярославский Художественный музей. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 23 (Губернаторский дом), тел.: (4852) 30-35-04, e-mail: info@yarartmuseum.ru, сайт: http://yarartmuseum.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/yarartmuseum. Время работы: с 10.00 до 18.00, пятница — с 12.00 до 20.00 (касса закрывается на час раньше, в предпраздничные дни рабочий день музея на 1 час короче), выходной день — понедельник, санитарный день — последний вторник каждого месяца.
Выставка «Фотоэстафета». Даты проведения: 31 мая — 25 августа 2019 г. Стоимость билетов: 150 руб. — полный, 100 руб. — льготный.
Фотография — это ведь тоже искусство, как и живопись. С той лишь разницей, что на картинах жизнь часто изображается приукрашенной. А фотография запечатляет момент — и даже с художественной ретушью он все равно будет настоящим. Фотографию можно рассматривать и с эстетической точки зрения — любоваться, как картиной. И в то же время — это документ, живое свидетельство истории, отображенное на бумаге. И в том ее особая ценность.
В Ярославском Художественном музее работает новая выставка с динамичным названием «Фотоэстафета». Ведь фотография, как скрупулезный хронограф может достоверно рассказать о былом. В аннотации читаем: «От Родченко до наших дней. Страницы истории советской и современной российской фотографии». Здесь представлены снимки из собрания «Мультимедиа арт музея» Москвы. Всего 137 произведений. В этих работах — «более 80 лет истории фотоискусства и истории страны, запечатленной в лицах, ситуациях, образах». История мне всегда интересна. И фотоискусство. Так что, решено: иду.
Выставка располагается в 3 залах на 3-м этаже. На ней представлены наиболее интересная часть коллекции, которую собрали 2 профессиональных фотографа — основателя первого в России неофициального «Музея фотографических коллекций» Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков. Выставка охватывает большой период советской и российской истории, начиная с 1920-х годов.
Начало этого периода коллекционеры называют «эпоха Александра Родченко». Именно его имя ассоциируется с символом советской фотографии. Александр Родченко был родоначальником дизайна и рекламы в СССР, основоположником конструктивизма. Его последователи в дальнейшем развивали фотоискусство, совершенствуясь в фоторепортаже и работая на советскую журналистику.
Увидеть развитие фотографии, как искусства (название «эстафета» означает преемственность) можно в советской репортажной съемке, в том числе хронике военных лет, арт-фотографии, пикториализме, работах концептуалистов. Именно в фотографиях прослеживаются настроения, вызванные политическими особенностями разного времени, отношение к культуре.
На выставке представлены работы наиболее талантливых авторов, самые яркие кадры, демонстрирующие развитие искусства фотографии со всеми его жанрами и направлениями. Среди авторов — фотографы из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Йошкар-Олы и других городов нашей Родины. Примечательно, что сами оригинальные фотокарточки хранятся в Москве, а на выставке экспонируются цифровые отпечатки.
Отточенность черно-белых линий, порой, подчеркнутая гротескность. Мне кажется, что именно черно-белая фотография, как зеркало пруда, отражающее в осенний день силуэты обнаженных деревьев, наиболее точно, четко, емко запечатлевает существующую действительность. Тот короткий миг, момент, готовый сразу же после вспышки и щелчка фотообъектива превратиться в историю, в застывшую вечность. Одни работы вызывают улыбку, другие — навевают грусть. Неизменно одно — все они, и каждая из представленных фоторабот заставляют задуматься, каждого о своем.
Войдя на экспозицию, увидев многочисленные фотоработы, развешенные на серых стенах (отличный фон, как и слегка приглушенный свет), испытываешь некое смятение. Кажется, что такое количество фотографий тотчас смешается, оставив впечатление бесконечной фотохроники. В итоге — подходишь к каждому снимку, подолгу рассматриваешь, удивляясь, восторгаясь, задумываясь. Хорошо, что помимо названий фотографий, есть краткие биографии авторов. Для человека, далекого от мира фотографии и репортажной съемки, имена совершенно незнакомые. Но тем интереснее читать, знакомиться (пусть и заочно) с фотокорреспондентами и фотохудожниками. В каждом зале — частичка большой эпохи, ограниченная временными рамками. Нить истории — неразрывна, как сама жизнь. Каждое последующее десятилетие словно перехватывает эстафету у предыдущего. И мы, перелистывая страницы истории, жизни, следуем за ними.
В первом зале фотографии рассказываю о довоенной жизни молодого советского государства. Комсомольские стройки, юные, улыбающиеся строители коммунизма. Простые радости новых советских людей. Смотришь и невольно ловишь себя на мысли: какие открытые, простые и добрые лица. Молодые и старые, со счастливыми или смущенными улыбками, серьезные, задумчивые или сосредоточенные. С ясными взглядами, устремленными даже не в объектив, а туда, в светлое будущее.
Трогательный снимок группы женщин с ребенком и такой лаконичной, но емкой подписью — «Счастливое материнство».
Наивные сценки из ялтинских санаториев.
Забавный снимок из жизни крестьян — «Лампочка Ильича».
Мне кажется, что раньше люди были как-то проще, добрее. 30-е годы. Ощущение, что все счастливы — Красная революция победила! И тут, как вспышка (не фотоаппарата — в сознании) кадр с взрывом храма Христа Спасителя.
Или апокалиптическая фотография школьников в противогазах — «Готов к труду и обороне» (1937 г.).
Вспомнила, как на экскурсии в Музее боевой славы нам рассказывали, что нормативы ГТО ввели как раз перед войной — словно предчувствуя (или доподлинно зная), что в скором будущем эти навыки, ох, как пригодятся. А фоторепортаж — он не врет. Все, как есть, как было. И это наша история, с ее светлыми и темными сторонами. Что еще поражает в зале довоенной эпохи: здесь не только классические фотозарисовки — констатация факта жизни, запечатленный момент. Удивляют совсем не типичные ракурсы («Пионер-горнист»), практически абстрактная геометрия («Лестница», мне особенно понравилась), детали.
1 из 4
Еще интересен ракурс «визитных карточек» «северной столицы» — купол Исаакиевского собора и ступни Атланта у входа в Эрмитаж.
Есть даже две фотографии в стиле «ню», исполненные, впрочем, весьма целомудренно — художественность и эстетика, хотя, и смело.
И, конечно, лица эпохи — Сергей Есенин, Александр Блок, Фаина Раневская.
Второй зал начинается с темы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. Тема войны (любого вооруженного, насильственного конфликта) — всегда очень острая, болезненная. И фотографии, наверное, самые пронзительные, глубокие. Тут слова лишние, у каждого в душе они будут звучать по-своему. Наиболее впечатлившие работы — «Снова жизнь» с загорающими людьми на фоне руин и «Знамя Победы над Рейхстагом», известная практически всем фотография. Торжество жизни и торжество Победы. Торжество справедливости.
1 из 3
А еще в этом зале в трех витринах представлены образцы первой фототехники производства Германии, России, Украины. Первые «зеркалки»! Даже по сравнению с современной фототехникой (я сама снимаю экспонаты выставки на смартфон) эти громоздкие фотоаппараты не выглядят смешными и неуклюжими. Это такие достойные, самодостаточные старички-ветераны. А представляете, сколько интересных и уникальных событий видели их объективы! С удивлением узнала, что название знаменитого фотоаппарата «ФЭД» (насколько помню, считался круче, чем «Смена», которая была у нашей семьи) — это аббревиатура, сокращение от имени Феликса Эдмундовича Дзержинского. Техника была качественной и хорошей. Потому и монохромные фотографии получались такими четкими, живыми.
1 из 4
И вдруг среди черно-белой графичности два ярких цветовых пятна — лица советских студентов. Послевоенных. И тоже очень счастливых. Все-таки, позитивное начало на выставке превалирует.
1 из 5
Третий зал — это уже почти современность. 70-80-е годы. Хороший срез эпохи.
Как тогда жили. Наверное, многие и сейчас помнят то время. Люди на фотографиях кажутся (хотят выглядеть) современными.
1 из 10
И современной смотрится женская красота. Мне особенно понравились 2 работы: «Трамвайщица» — такая позитивная, солнечная, и «Взгляд» — очень красивая девушка, достойная обложки глянцевого журнала.
Лица эпохи (из знакомых мне) — потрясающая Лиля Брик и режиссер Андрей Тарковский.
Глубокая работа «Новое время» — дети с большим циферблатом часов.
А так, жили — как все.
1 из 5
Играли, любили, взрослели, женились.
Фотография Юрия Рыбчинского «Ветер». Пронзительная. Так и не вспомнила, где ее раньше видела.
Последние фотоработы датированы, если не ошибаюсь, 1981 г. — годом моего рождения. После (практически сразу, ведь, что для истории десятилетие?) начинается новая эпоха. Знакомая и мне, и тем, кто младше, уже не по фотографиям.
Выставка оставила сильное впечатление. Емкая. Разноплановая. Масштабная. Словно пробежала глазами учебник новейшей истории, и это чтение (точнее, смотрение) оказалось чрезвычайно увлекательным. Все-таки, черно-белые фотографии прекрасны. Особенно, если кадры запечатлены на пленку. Жизненно. Фактурно и объемно. Как-то по-настоящему, что ли. Как знать, может быть, когда-нибудь лет через 100 и наши цифровые кадры станут раритетами, и по ним будут изучать нашу с вами сегодняшнюю жизнь. Ведь время так быстро летит, что то, что было близко и актуально вчера, сегодня уже становится историей.