Ярославский Художественный музей. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 23 (Губернаторский дом), тел.: (4852) 30-35-04, e-mail: yarartmuseum@gmail.com, сайт: http://artmuseum.yar.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/yarartmuseum. Время работы: с 10.00 до 18.00, пятница — с 12.00 до 20.00 (касса закрывается на час раньше, в предпраздничные дни рабочий день музея на 1 час короче), выходной день — понедельник, санитарный день — последний вторник каждого месяца.
Выставка «Волшебный мир Елизаветы Бём». Даты проведения: 12 декабря 2018 г. — 17 марта 2019 г. Стоимость билетов: 80 руб. — полный, 60 руб. — льготный.
В один воскресный зимний день мы отправились в Ярославский Художественный музей. На улице стояла замечательная погода — настоящая, декабрьская, с глубоким голубым небом, хрустящим под ногами пушистым снежком, немножко щиплющим за нос и кусающим порозовевшие щеки морозцем. Студено, конечно, но как изумительно красиво выглядят деревья в серебре! Прямо как на чудесной картине И. Э. Грабаря «Иней», которую, кстати, тоже можно увидеть в музее в собрании «Русское искусство XVIII — начала XX вв.».
1
Мне кажется, поход в музей — отличная перезагрузка и гарант новогоднего настроения в нелегкий период предпраздничных будней. По крайней мере, после прогулки по торжественным и красивым залам и трехчасовой экскурсии, погружающей в мир прекрасного, я вышла абсолютно счастливая.
К тому же, своеобразным бонусом к основной экспозиции нам предложили посетить на выбор либо выставку картин Зинаиды Серебряковой (где я уже была, и даже дважды), либо «Волшебный мир Елизаветы Бём» (куда я планировала обязательно сходить). Вот уж действительно, искусство творит чудеса! И это ощущение волшебства и возвращения в детство не покидало меня с того момента, как я переступила порог небольшого выставочного зала «под сводами» на третьем этаже, где в каждой витрине и рамочке жила настоящая сказка.
Елизавета Меркурьевна Бём (1843—1914 гг.) — русская художница и иллюстратор конца XIX — начала XX веков, ученица И. Н. Крамского. Интересно, что хоть и родилась она в Санкт-Петербурге, а детство провела в родовом имении своей семьи в сельце Щепцово (Щипцово) Пошехонского уезда Ярославской губернии. Так вот откуда тянется связующая ниточка с нашей ярославщиной! К большому сожалению, имение не сохранилось, остались только заброшенный парк и пруд. А мне бы очень хотелось посмотреть на пейзажи, когда-то вдохновившие Елизавету Бём. Ведь именно наша родная, ярославская земля и, бесспорно, талант принесли ей заслуженную славу.
Профессиональное образование Елизавета Меркурьевна получила в Санкт-Петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художников. А, живя в ярославском имении, оттачивала свое мастерство, иллюстрируя произведения Н. А. Некрасова, тоже, кстати, нашего земляка, изображала сценки из крестьянской жизни, которую наглядно могла наблюдать на широких просторах своей малой родины. Е. М. Бём часто общалась с крестьянскими детьми и отлично знала их обыденную жизнь с нехитрыми горестями и радостями, занятиями и забавами. «Практически всем ее работам предшествовали натурные рисунки. И все это происходило в деревне, в её имении. Она везла туда конфеты, ленты, игрушки, чтобы дети позировали», — говорила на презентации выставки коллекционер Софья Чапкина-Руга. «Детский мир и деревенская жизнь, близкие мне и самые симпатичные, служили мне сюжетами для силуэтов», — вспоминала сама Елизавета Меркурьевна. Увлечение деревенским фольклором и народным искусством отразилось во всех сферах творчества молодой художницы, а глубокое знание русской старины позволило детально точно изображать костюмы и предметы быта наших предков.
Несмотря на замужество и рождение дочери, Е. М. Бём продолжала активно работать в разных жанрах: рисунки на литографском камне, акварель, карандаш, техника силуэта. Она рисовала открытки, оформляла журналы для детей и книги, издавала художественные альбомы. В 1890-х гг. начался новый период творчества художницы — создание эскизов для производства стеклянной посуды. Она была первым профессиональным художником на Дятьковском хрустальном заводе Мальцевых, где экспериментировала с формой стекла, используя все присущие ему возможности: гладкость, пластичность, способность принимать разную фактуру, а для росписи применяла эмали.
Но, пожалуй, наибольшую популярность Елизавета Меркурьевна заслужила небольшими акварельными работами и оригинальными открытыми письмами — открытками, которые выходили под ее именем достаточно большими для своего времени тиражами и неоднократно переиздавались. Героями художницы были, как правило, миловидные дети, наряженные в пышные боярские костюмы, доспехи богатырей или одежду простых крестьян. Вот только, адресуя свое творчество не только малышам, но и взрослым, Елизавета Меркурьевна придавала их личикам осознанные, зачастую очень серьезные выражения, а рисунки сопровождала народной мудростью — пословицами и поговорками. Кстати, Е. М. Бём, по сути, единственный художник, так плодотворно работавший в новом для своего времени жанре отрытых писем.
Являясь приверженцем идей передвижников и ярким представителем русского стиля, Елизавета Меркурьевна была одной из немногих женщин-художников, чье творчество знали и за пределами России. Популярность Е. М. Бём была высока еще при жизни, а одним из ее заказчиков был даже император Александр III. Уже в начале XX века появились подражатели ее стилю, а многие композиции стали переносить на посуду, декоративные тарелки, шкатулки, пасхальные яйца. Сегодня произведения Е. М. Бём хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже и ряде других ведущих учреждений культуры, но большинство оригинальных работ разошлись по частным коллекциям.
На выставке в Ярославском Художественном музее представлена часть коллекции Софьи Чапкиной-Руга, искусствоведа и автора книг «Русский стиль Елизаветы Бём» и «Волшебный мир Елизаветы Бём». Кстати, все произведения являются оригинальными и происходят из семьи художницы. По мнению кураторов экспозиции, ее интерес и уникальность именно в том, что здесь представлены не сами открытки — растиражированные копии наиболее известных произведений Елизаветы Меркурьевны, а самые настоящие рисунки, помнящие прикосновение талантливых пальцев Е. М. Бём. Некоторые из них были использованы для создания открыток или служили эскизами для иллюстраций, несколько работ представлены в авторском оформлении, присущем тому времени.
Волшебный мир Елизаветы Бём — это, прежде всего, сюжетные миниатюры. Но знакомство с ним начинается с предметов декоративно-прикладного искусства. Например, в витрине можно увидеть изящную гравировку на стекле или интересный расписной застольный набор зеленого стекла: графинчик и рюмочку. Трогательно и удивительно по-девичьи смотрится старинный альбом с изображением нежных цветов.
Некоторые открытки обрамляют массивные рамки. Одни — темные, из мореного дерева, украшенные причудливой резьбой в виде растительных орнаментов и сказочных зверей.
Другие — легкие, кажущиеся воздушными, из розовой в крапинку бересты, такие очень российские. Тот узнаваемый, дивный и лиричный «русский стиль», наглядно показывающий горячую любовь автора к русской глубинке, милой сердцу деревне, родным привольным просторам, народному искусству и простому народу.
1
Среди акварельных работ привлекает внимание сравнительно большое полотно «Пятницы» — коллективная работа нескольких авторов.
Невозможно отвести глаз от светлых, добрых, милых и лишь на первый взгляд наивных открыток-акварелей с детьми, то одетыми в шикарные княжеские наряды, то в простые — крестьянские.
1
А как хорош самый мирный воин — щекастый мальчонка в доспехах, и на картинке с ним такая вот поучительная надпись: «Никого я не боюсь, но ни с кем и не бранюсь».
1
Есть и совершенно сказочные сюжеты, например, работа «Под грибом», на которой ребятишки укрылись от летнего дождика под шляпкой огромного подосиновика, как под зонтиком. А, помните, ведь и нам когда-то непреодолимо давно деревья казались большими-большими.
Чудесные картинки, выполненные специальной краской — сепией, помимо изображений содержат поучительные надписи. И здесь вновь прослеживается увлечение Елизаветы Меркурьевны народным творчеством, в том числе, устным. Герои — все те же: дети, звери, игрушки. А строчки дышат архаичными, зачастую, не понятными нам, современным, мыслями: «Ножки с подходом, ручки с подносом, головы с наклоном, язык с приговором».
И сквозит в них совсем не детская, но вековая, народная мудрость: «Наварила, напекла, не про Гришку — про Петра», «Хлеба край, так и под елью рай», «При пире, при бражке все дружки, при горе, кручине нет никого», «Не красен обед пирогами, красен едоками», «Мойся беленько: гости близенько».
А вот, знакомая нам с детства (правда, без последней строчки) присказка: «Я сам там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало, на душе сыто и пьяно стало».
И моя любимая картинка: «За здоровье того, кто любит кого».
Необычно выглядит графический цикл — крошечные черные фигурки, выполненные тушью и графитным карандашом. Это как эскизы к иллюстрациям литературных произведений, так и совершенно самостоятельные рисунки из цикла «Силуэты из жизни детей», герои которых участвуют в разнообразных жанровых сценках.
Из графики мне больше всего запомнились и понравились «Белки» — совершенно кружевное, легкое, почти воздушное чудо, напоминающее морозный узор на стекле.
1
Правду говорят: все дело — в самих нас, в нашем отношении, мироощущении. Улыбнись миру — и мир улыбнется тебе. Поверь в чудо — и они, чудеса с радостью будут с вами случаться и случаться (как с Алисой, например:)). После посещения выставки «Волшебный мир Елизаветы Бём» я впервые за много лет ощутила новогодне-рождественское настроение. А сейчас, когда зима близится к завершению, а впереди целая череда разнообразных праздников, не откажите себе в удовольствии прогуляться в сказку. Добрая, милая, уютная и такая домашняя — и еще очень «девочкина» — выставка будет чудесным подарком второй половинке на День всех влюбленных и, конечно же, на 8 Марта!