Ярославский Художественный музей. Выставка «Зинаида Серебрякова (из собрания Государственного Русского музея)»
(Ярославль, 30.09.2018)
#музейная_осень
Ярославский Художественный музей. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 23 (Губернаторский дом), тел.: (4852) 30-35-04, e-mail: yarartmuseum@gmail.com, сайт: http://artmuseum.yar.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/yarartmuseum. Время работы: с 10.00 до 18.00, пятница — с 12.00 до 20.00 (касса закрывается на час раньше, в предпраздничные дни рабочий день музея на 1 час короче), выходной день — понедельник, санитарный день — последний вторник каждого месяца.
Выставка «Зинаида Серебрякова (из собрания Государственного Русского музея)». Даты проведения: 6 сентября — 16 декабря 2018 г.Стоимость билетов: 200 руб. — полный, 100 руб. — льготный. Каждые субботу и воскресенье по выставке проводятся бесплатные экскурсии (при наличии входного билета) в 13.00, 15.00, 17.00 (время лучше уточнить в группе Вконтакте).
А еще Ярославский Художественный музей шагает в ногу с веком цифровых технологий. Так, по выставке, посвященной работам З. Е. Серебряковой, можно совершить виртуальный тур с виртуальным интерактивным гидом «Artefact» с дополненной реальностью. При помощи камеры мобильного телефона все желающие могут увидеть эскизы, фотографии людей и мест, изображенных на картинах (эти материалы предоставлены Государственным Русским музеем). В будущем подобную виртуальную реальность планируется сделать и для экспозиции Музея Зарубежного искусства.
С прошлого года Ярославский Художественный музей начал тесное и плодотворное сотрудничество с Культурно-выставочным центром Русского музея (Санкт-Петербург). Одним из проектов стала чудесная выставка работ одной из самых знаменитых русских художниц — Зинаиды Серебряковой. Русский музей — хранитель крупнейшей коллекции работ З. Е. Серебряковой, также ее картины можно увидеть в Третьяковской галерее Москвы. Наверное, полотна Серебряковой известны каждому, и большая удача, что значительную часть экспозиции привезли в наш город. Замечательно, что по выходным по выставке, расположившейся в трех залах третьего этажа, проводят экскурсии, на одну из которых я и отправилась в последний день сентября.
Надо сказать, что народа в Художественном музее и на выставке З. Серебряковой, в частности, в выходные было очень много. Всегда приятно, что люди интересуются искусством. Экскурсия мне чрезвычайно понравилась. Интересный, насыщенный рассказ, прекрасный и эрудированный экскурсовод, замечательная подача материала — истории о картинах органично переплетались с повествованием о жизни и творческом пути художницы. Кстати, на выставке представлены разные периоды жизни Зинаиды Серебряковой — ранний, петербургский и заграничный. И, безусловно, очень хороши экспонируемые работы — нежные, теплые, светлые, пропитанные любовью даже сквозь страдания. Наверное, так ясно и трогательно видеть окружающий мир и изображать его может только женщина-художник, особенно с непростой судьбой. У меня часто посещение художественных выставок вызывает слезы, а здесь, глядя в огромные, печальные и по-детски светлые глаза героинь полотен, особенно.
Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное под Харьковом в творческой семье. Ее дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мать, Екатерина Николаевна, в молодости увлекалась графикой. Об этой семье говорили, что дети в ней рождаются с кисточкой в руках.
Экскурсия начинается как раз с портрета матери Серебряковой. При взгляде на эту строгую женщину с теплым взглядом сразу улавливается семейное сходство.
На выставке есть и 2 автопортрета Зинаиды Евгеньевны. На одном из них ей около 40, она уже потеряла любимого мужа, в больших глазах скользит глубокая грусть. Но как же прекрасны утонченные черты лица, как совершенен образ!
На втором полотне ей уже 62 года, она уже давно живет в Париже, многое пережила, но на удивление ничуть не изменилась — все так же изящная и печальная красота.
Удивительно, но многие персонажи картин художницы очень похожи на нее саму. Серебрякова, человек с утонченным, изысканным вкусом, высоко ценила женскую красоту. Это прослеживается и в манере художницы — девушки на картинах изображены в полный рост, написаны как бы снизу, от чего кажутся величественными. «Как античные скульптуры или богини», — говорит экскурсовод.
Зинаида Серебрякова работала в разных жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки. Интересны ее ранние акварельные работы — прелестные пейзажи родного имения. Здесь художница использует еще один необычный ракурс — кажется, что на пейзаж смотришь словно сверху, отсюда — ощущение легкости и необозримого простора. Позже, для придания яркости и объема Серебрякова использует темперные и масляные краски, ведь живописи она училась, в том числе, у итальянских мастеров.
Один из самых известных циклов — «Крестьянский». Надо сказать, что Зинаида Евгеньевна всегда очень тепло относилась к приписанным к имению крестьянам, и те отвечали ей взаимностью, охотно позируя для полотен. На выставке представлены этюды для картины «Беление холста». Кстати, для крестьянок это была очень тяжелая и трудоемкая работа. Чувствуется, что художница с гордостью и глубоким уважением относилась к труду деревенских женщин.
А вот 3 картины, глядя на которые, невольно думается, что они связаны одной идеей. Экскурсовод подтверждает догадку. Оказывается, первоначально так и было, но Серебрякова, чрезвычайно критично относящаяся к своему творчеству, решила разделить масштабную работу на 3 отдельных. Так получились полотна «Жатва», «Крестьяне. Обед», «Обувающаяся крестьянка».
К сожалению, семейную жизнь Зинаиды Евгеньевны трудно назвать счастливой. Выйдя замуж по большой любви за своего двоюродного брата Бориса Серебрякова (их долго отказывались венчать, так как православная церковь негативно относилась к родственным бракам, и молодые даже думали перейти в лютеранство), художница родила 4 детей. Именно они изображены на трогательной картине «Карточный домик». Это полотно было написано в горький для семьи Серебряковых 1919 год, когда скончался любимый муж художницы. Серебрякова относилась к творческому течению символистов, и преобладание синих тонов (они считались символом печали и скорби) свидетельствует об этом. Также удивительно, что двое из детей изображены в профиль — именно их художница после эмиграции не увидит долгие 36 лет. И, конечно, карточный домик, который готов в мгновение рассыпаться, свидетельствует о том, что недолгое счастье семьи Серебряковых уже практически разрушено.
С приходом Красной революции Серебрякова перебирается в Санкт-Петербург, в дом своего деда на улице Глинки.
Семья бедствует, но душа Зинаиды Евгеньевны все также светла. Она любит детей, изображая не только своих, но и других малышей. Наверное, самая моя любимая и знакомая с детства серебряковская картина — «Девочка с куклой».
А мы тем временем переходим во второй зал, который я мысленно назвала гимном женской красоте. В свой петербуржский период Серебрякова пишет портреты на заказ.
Так, например, очень выразительна картина, изображающая жену директора Эрмитажа — женщину красивую, уверенную в себе и своем благополучии, о чем свидетельствуют детали: дорогой сервиз, изящно нарезанный лимон, черешня — непозволительная роскошь для послереволюционной России.
Великолепны дерзкие, но такие притягательные и прелестные работы в стиле «ню». Для знаменитой картины «Купальщица» Зинаиде Евгеньевне позировала сестра, здесь сходство модели и художницы наиболее заметно.
Очарователен этюд «Баня», кстати, его первый вариант, несколько отличающийся от представленного на выставке, находится в Третьяковской галерее.
Очень ярка работа мифологической тематики «Диана и Актеон», в очередной раз восхваляющая красоту женского тела. Смотрю я на эти прекрасные произведения и невольно думаю: вот она, настоящая красота, а не те жалкие истощенные модельки, заполонившие страницы гламурных журналов и подиумы ведущих домов мод.
Мы помним, что Санкт-Петербург — культурная столица, и художники активно общаются друг с другом и с людьми искусства.
Новые знакомства положили начало очаровательному «Балетному циклу». К тому же, одна из дочерей Серебряковой ходила в балетную школу. В это время Зинаида Евгеньевна писала пастельными карандашами (краски были слишком дороги), и эта техника еще больше подчеркивает изящность и хрупкость изображенных балерин. Интересна сценка в балетной уборной, где девушки заняты последними приготовлениями перед балетом «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.
1
Трогательно красивы девушки в розовом и белом одеяниях и трагически погибшая балерина Л. А. Иванова. Какие юные, чистые лица, плавность движений и изящный поворот головы, которые так талантливо удалось передать художнице! На эти портреты хочется смотреть долго-долго, восхищаясь до слез, утопая в прекрасных, огромных, светлых и одновременно немного трагичных глазах. Да, пожалуй, именно женские глаза — то, что так привлекает, завораживает в живописи Серебряковой.
Мы переходим в последний, третий зал экспозиции, повествующий о заграничном периоде жизни художницы. Она была вынуждена эмигрировать в Париж. Зинаиде Евгеньевне чудом удалось вывезти с собой двоих детей. Остальные двое и больная мама остались в Санкт-Петербурге. Мать Серебрякова так никогда и не увидит, а с детьми сможет встретиться лишь через много лет. Сама же она больше не вернется в Россию (тогда — СССР), даже когда появится такая возможность.
Эмигрантский период в творчестве Серебряковой очень интересен. Она пишет портреты, в том числе, и своих детей, симпатичные пейзажи Франции и Италии, тяготея именно к изображению природы.
Города и поселения на ее полотнах лишь оттеняют природную красоту долин, лесов и гор, над которыми все также парит низкий горизонт, словно приподнимая зрителя над изображенным пейзажем.
Пишет Зинаида Евгеньевна и натюрморты, возможно, как дань голландской традиции.
1
Особенно интересна ироничная картина «Селедка и лимон». Внезапно среди нарочито простецких атрибутов нехитрой закуски: жирная рыба, лук, граненая рюмка, возникает аккуратно очищенный и нарезанный лимон (у символистов он считается олицетворением предательства, лицемерия: красивый снаружи и кислый внутри).
Рядом полотно «Рыбы на зелени», на котором изображены аппетитные яства, сыплющиеся как из рога изобилия. Думается, картины представлены вместе не случайно. И может ли это означать вечное противостояние нашей нищей России и благополучного Запада?..
Не смогла я пройти мимо «Марокканского цикла» (эта страна мне интересна в туристическом плане). Кстати говоря, Серебряковой в Марокко очень понравилось, ее восхищали необычные, непривычные русскому взгляду пейзажи, восточный колорит, многообразие народностей и типажей — вот где раздолье для творческой натуры! Видимо, мусульманские страны смогли удивить и очаровать художницу (как, кстати, и меня). С любовью, в очень теплых охряных тонах написаны виды Марракеша и Феса.
Симпатичны портреты детей, выполненные пастельными карандашами. Интересно, что их лица написаны очень четко, характерно, между тем, как все остальное: руки, одежда — изображены несколько схематично, неясными штрихами. Есть впечатление, что это лишь эскиз, набросок, хотя портреты являются вполне законченными произведениями.
1
Занятный момент: перед поездкой в Марокко один бельгийский толстосум просил Серебрякову сделать как можно больше картин, изображающих местных девушек в стиле «ню», пообещав скупить все понравившиеся полотна за значительную сумму. Но марокканские прелестницы оказались очень стыдливыми и целомудренными, из поездки Зинаида Евгеньевна практически не привезла подобных работ, и жадный до экзотики европеец остался ни с чем (чему я внезапно несказанно обрадовалась!).
1
За увлекательным рассказом я не заметила, как прошли отведенные на экскурсию 30 минут. Мы горячо поблагодарили экскурсовода. А я, кроме того, что получила эстетическое наслаждение, узнала много нового, ведь творчество Зинаиды Евгеньевны знакомо мне лишь по нескольким наиболее известным работам. Кстати, в холле 3 этажа перед входом на выставку можно посмотреть фильм о художнице и прочитать обзорную информацию. От посещения экспозиции осталось позитивное, теплое и светлое чувство. Серебрякова — потрясающая художница, в своих картинах воспевающая красоту природы, женщин и детей.