Ярославский Художественный музей. Адрес: г. Ярославль, Волжская набережная, д. 23 (Губернаторский дом), тел.: (4852) 30-35-04, e-mail: yarartmuseum@gmail.com, сайт: http://artmuseum.yar.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/yarartmuseum. Время работы: с 10.00 до 18.00, пятница — с 12.00 до 20.00 (касса закрывается на час раньше), выходной день — понедельник, санитарный день — последний вторник каждого месяца.
Несомненный плюс рабочего лета — это отпуск начальника, во время которого можно, например, сбежать на какое-нибудь интересное мероприятие. Я очень люблю искусство, особенно живопись, правда, выставки удается посещать не часто. А тут — такая удача, любопытный, судя по яркой и красочной афише, вернисаж. Конечно, надо идти!
Выставка «Дорога домой. Художники Таджикистана» проходит 3 августа — 27 августа 2017 года в Губернаторском доме Ярославского Художественного музея, вход на нее — свободный.
Здесь в трех залах представлены работы двух художников — Алексея Бесперстова и Владимира Глухова, учителя и ученика, жизнь и творчество которых неразрывно связано с жарким и солнечным Таджикистаном. Их замечательные картины привезла в наш город Юлия Вербицкая — коллекционер, меценат, основатель Фонда поддержки искусств и музейной деятельности, кстати, юрист по образованию и просто очаровательная девушка. После презентации выставки я с удовольствием осталась на авторскую экскурсию, в ходе которой Юлия очень интересно, эмоционально, с задором, множеством любопытных деталей, восхищением и любовью рассказала о жизни и творческом пути обоих живописцев, порою — очень нелегком, а также практически обо всех представленных картинах.
Наверное, даже близкие к искусству люди затруднятся ответить на вопрос о школе станковой живописи Таджикистана, тем более, авангардистской. А, меж тем, появление ее связано с приходом новой советской власти в начале прошлого века. Тогда художники, видевшие мир иначе, отошедшие от классических канонов, были не нужны молодой стране Советов. Часть их все-таки перестроилась, у кого были возможности — эмигрировали, а некоторые уехали в страны Средней Азии, где не было такого давления со стороны государства, можно было спокойно творить, не опасаясь, что объявят «неугодным». В такой спокойной среде и в благодатном, теплом, плодородном крае долгое время протекала жизнь Алексея Бесперстова (1923—2001 гг.), здесь родился и начал писать Владимир Глухов (р. 1961 г.). В годы гражданской войны художники вернулись из Таджикистана в Россию, но милая малая родина навсегда осталась в их сердцах и на полотнах.
Их картины — довольно разноплановые, отличающиеся по стилистике. Однако работы обоих мастеров объединяет любовь к красотам любимого Таджикистана и яркое, доброе восприятие мира. Центральная и наиболее запоминающаяся картина выставки, давшая ей название, — «Дорога домой».
1
Она символизирует и возвращение к истокам творчества, и попытку ответить на вопросы: что же такое дом для каждого из нас, что ждет нас в конце пути? Говорят, дом — там, где твое сердце. Не важно, в какой стране ты живешь, в какой уголок нашей огромной Земли закинула тебя судьба.
1
Наверное, главное — не потерять себя в пути, точно идти к намеченной цели и вести за собой других.
Да, полотна заставляют порою о чем-то серьезно задуматься, но мысли эти — радостные словно, рассматривая картины, совершаешь некое замечательное открытие.
Жизнелюбие, умение видеть и ценить красоту природы и людей, позитивное мировоззрение, выражающееся в ярких, свежих и светлых красках, — благодаря всему этому выставка оставляет самые восторженные впечатления.
В картинах В. Глухова, выполненных в очень сочных, насыщенных и красочных тонах, скользит не только любование восточным колоритом Средней Азии, но и глубокая мудрость, некий магический символизм, а философский смысл зачастую перемежается добрым юмором и искрометной самоиронией.
Очаровательны сценки из обычной таджикской жизни, радуют взгляд спелые фрукты, разноцветные мотивы, знойные природные красоты.
А в каждом образе хитрых азиатов легко угадывается сам художник — человек с русским именем, но восточным темпераментом и душой.
Конечно же, у такого неординарного человека, как В. Глухов, есть картины-загадки. Например, пейзаж «Оазис». Когда Юлия попросила рассказать, что же здесь изображено, женская половина присутствующих с готовностью ответила: таджикское селение, юрты, возделывающие пашню крестьянки. Я и сама так подумала, только расположение двух домиков подсознательно смущало. И тут оказалось, что для мужской половины на полотне изображена… женщина! Присмотритесь повнимательнее! Юлия подтверждает: «Да, это Женщина! Источник жизни, Мать Сыра Земля. То, что благодаря воде, дает возможность произрастать на ней всему живому».
Даже в непростом периоде жизни в ледяной Тюмени живописец остается верен себе — он смотрит на мир с позитивом и верит в хорошее.
Несколько особняком стоит самая сильная, на мой взгляд, работа тюменского цикла с трогательным названием «Подземные конфетки». Рассматривать и разгадывать ее — одно удовольствие. Несколько тяжеловатая, даже депрессивная, на первый взгляд, она рассказывает о силе духа художника, не желающего покориться обстоятельствам.
И это подтверждает следующая работа, написанная сразу же за «Конфетками», яркая, колоритная, с веселым таджиком — конечно же, самим художником.
Пейзажи Алексея Бесперстова — тоже очень красочные, атмосферные. Здесь и виды Средней Азии, и природа Крыма, пестрые деревца, цветущие сады, изумрудные долины, море, горы — много-много гор!
1
Удивительно, что у художника с очень тяжелой судьбой, перенесшего тяготы Великой Отечественной войны, перипетии периода отечественной перестройки, осталось такое жизнерадостное восприятие мира, яркими бликами расплескавшееся по полотнам.
В его картинах очень много света — льющегося с раскрытых небес, озаряющего, такие сюжеты может создать только очень светлый, добрый и открытый человек.
С горячей любовью изображены милые сердцу уголки.
Смотря на картины А. Бесперстова, начинаешь невольно улыбаться, и так спокойно, радостно, тепло становится на душе.
Уходила с выставки — наполненная яркими и солнечными эмоциями, очарованная работами обоих художников и завороженная колоритом Таджикистана, словно наелась сочных сладких персиков и погрелась под знойным азиатским солнышком. Экспозиция — замечательная, поднимающая настроение и очень жизнеутверждающая. Сходить стоит однозначно!