Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25, тел.: +7 (910) 973-77-95, (4852) 30-38-69, e-mail: excursion@yarkremlin.ru, сайт: https://yarkremlin.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/museum76. Время работы: понедельник-воскресенье с 9.00 до 18.00, каждая первая среда месяца — санитарный день. Режим работы отделов и подразделений музея необходимо уточнить на сайте.
1 из 4
Традиционно 25 января, в свой День рождения, Ярославский музей-заповедник радует всех жителей и гостей города прекрасным подарком — бесплатным входом на все экспозиции, а также экскурсиями. На мой взгляд, это прекрасный повод, наконец-то, посетить временные выставки, на которые в другое время я бы так и не собралась сходить. Правда, праздник приходится на будний день, на экскурсии я не попадаю, зато после работы у меня есть целых 1,5 часа, благо, что в честь Дня рождения время работы музея было продлено. Сегодня моя цель — 2 совершенно разноплановые выставки: абсолютно «девочкина» — «То самое платье» и совершенно «мальчиковая» — «Охота пуще неволи». Компанию мне на этот раз никто не составил, ну, и ладно. Для меня любой поход в музей — это праздник и гарантированно хорошее настроение. Мне и одной будет не скучно!
Выставка «То самое платье». Даты проведения: с 14 ноября 2020 года по 23 февраля 2021 года. Экспонируется в выставочном зале Исторического отдела. Стоимость билетов: 150 руб. — полный, 60 руб. — льготный. Каждую субботу в 14.15 по выставке проводятся бесплатные экскурсии (при наличии входного билета).
Сразу скажу, выставка — замечательная! Как вошла в просторный, светлый, кажущийся торжественно-белоснежным зал, так и зависла там надолго, переходя от витрины к витрине, возвращаясь вновь к наиболее понравившимся экспонатам. Ах, я, наверное, все-таки, очень «тургеневская девушка», просто обожаю все романтичное, изящное, возвышенное. А свадьба, на мой взгляд, — самое главное, самое значимое событие в жизни каждого человека. Да и любой девушке хоть однажды хочется почувствовать себя принцессой, чему весьма способствует Его Величество Свадебное платье!
Выставка «То самое платье» — это большой межрегиональный проект, который продолжает тему моды, открытую состоявшейся в 2019 году выставкой «Красота по-советски: мода и стиль 1950–1960 годов» (о ней я тоже рассказывала). В нем принимают участие экспонаты из коллекций шести музейных и архивных учреждений: Ярославского музея-заповедника, Рыбинского и Сергиево-Посадского историко-художественных музеев-заповедников, частного музея «Дом городского быта» (город Углич), Российского государственного архива кинофотодокументов (город Красногорск) и Государственного архива Ярославской области. Предметы, представленные на выставке, датируются 1880–2000-ми годами. Только на первый взгляд кажется, что музейные экспозиции статичны, что они — лишь отражение застывшего времени. На самом деле (и за это я люблю музеи!) грамотно построенная экспозиция легко позволяет проследить историю развития того или иного предмета, явления или события.
Любопытно, что история традиционного свадебного платья (каким мы привыкли его представлять), по сути, насчитывает всего два столетия. Раньше свадебные платья заменяли просто красивые, самые лучшие наряды, которые девушки надевали в этот торжественный день, стараясь подчеркнуть знатность рода и достаток. И только в 19 веке русские невесты переняли европейскую моду на подвенечные платья, которые могли быть совершенно разных цветов. Причем, белые наряды, как совершенно непрактичные и маркие, могли себе позволить только самые обеспеченные невесты. Ну, и конечно, интересно проследить изменения, происходившие со свадебной модой в неспокойный и такой разноплановый 20 век.
Впрочем, все без исключения свадебные платья — прекрасны! Как бы не изменялись их фасоны и декор с течением времени. Примечательно, что наряды довоенного времени не были белоснежными, какими их привыкли видеть мы, дети, рожденные в 70-80-х годах прошлого столетия. В свадебных платьях использовались нежные пастельные оттенки: бежевый, песочный, розоватый, кремовый. Фасоны тоже были довольно скромными.
Для послереволюционных лет на фоне «борьбы с буржуазными излишествами» в одежде в первую очередь ценилась практичность. Нарядность платьям придавали вышивка, кружево, бисер. По сравнению с нарядами царского периода изменилась также и длина — долгое время это были обычные платьица, которые можно было спокойно носить и в обыденной жизни.
Понятие «свадебной моды» возвращается в СССР уже после окончания Великой Отечественной войны, в конце 1950-х годов. В 1959 году в Ленинграде и Москве открываются первые Дворцы бракосочетания, а женихам и невестам рекомендуется приходить на церемонию в соответствующих торжественности момента нарядах: в черном костюме и белом платье соответственно. Белый цвет считался олицетворением чистоты и непорочности. В 60-70-е годы прошлого века по европейской моде невесты украшали свои прически шляпками с вуалями, а платья были прямого кроя, с довольно простой отделкой. Мода на длинные, похожие на старинные подвенечные платья вернулась лишь в 1980-е годы. Бальные платья появились еще позже — именно в таком я выходила замуж в уже далеком 2005 году.
На выставке «То самое платье» представлены свадебные платья, аксессуары, туфли, посуда, документы (заявления о вступлении в брак 1920-х годов, приглашения на венчание, свидетельства о браке), кинохроника, портретная и документальная съемка, охватывающие более 100 лет свадебной моды и позволяющие детально изучить ее развитие. Экспозиция также сопровождается информационными стендами, где можно прочитать любопытную информацию о свадебных традициях русского народа, узнать необычные факты из мира свадебной моды, изучить ее историю.
1 из 4
Интересны черно-белые фотографии, иллюстрирующие бракосочетания известных людей, а на плазменном экране можно посмотреть занятный фильм об истории этого древнего обряда.
1 из 7
Мне же больше всего понравилась центральная витрина с красивыми длинными платьями, старинными — конец 19 — начало 20 веков.
Особенно впечатлило прелестное бежево-розовое платьице со сложным кроем и богатым декором, очень нарядное, маленькое — как раз на меня (жаль, нельзя было примерить).
Здесь же представлены мужские свадебные костюмы. Хотя, женская мода, тем более, свадебная, конечно, намного выразительней и интересней!
Буквально до слез тронули старинные приглашения на свадьбу, советские поздравительные открытки, свадебная посуда. Хорошенькие деревянные стопочки с колечками на подносе — у нас дома в точности такие же есть, родительские.
А еще — черно-белые семейные фотоальбомы, с улыбающимися счастливыми людьми, немного наивными, в чудаковатых для сегодняшнего времени нарядах, со смешными прическами — «стогами сена» из волос. Такие альбомы, наверное, есть у многих. Родительские. Свадебные. Из уже такого кажущегося неимоверно далеким с высоты моих почти 40 лет прошлого. Вот честно, на этом моменте защипало глаза и к горлу подкатил комок. Все смотрела, не могла оторваться…
Еще одно яркое впечатление — это, конечно, свадебное платье Валентины Владимировны Терешковой. Кстати, экспонируется впервые. Ну, к нашей землячке — космонавтке у меня отношение особое. Да и платье — просто шикарно! Белоснежное, приталенное, с подогнанным по фигуре лифом и пышной юбкой, украшенной лилиями. Не длинное, кстати. Отличный образец элегантного стиля «New Look» от не менее потрясающего Кристиана Диора (причем, платье сшито в СССР). На маленьком мониторе у витрины можно посмотреть кинокадры бракосочетания Валентины Владимировны и космонавта Андрияна Николаева, на стене — их свадебные фотоснимки. Впрочем, поразило меня даже не это очаровательное и изящное платье, и даже не молодая красотка — Терешкова. Оказывается, она выходила замуж 3 ноября 1963 года! Я, как девушка, склонная к символизму, верящая в магию имен и цифр, тут же отметила, что вот и второй общий момент у нас с Валентиной Владимировной появился.
Если продолжить разговор об известных людях, то нельзя пройти мимо вечерних нарядов Нелли Михайловны Кобзон, жены Иосифа Кобзона (также представлены широкой публике впервые). Они сшиты уже в новом веке — в 2000-х годах, одно — авторства самого Юдашкина.
А завершают выставку, повествующую о развитии свадебной моды, четыре свадебных платья 1999–2017 годов, выполненные современными дизайнерами, в том числе, известным ярославским Домом мод «Каменевы». Платья, безусловно, красивые, одно даже украшено кристаллами Сваровски. Но мне почему-то милее и симпатичнее показались наряды прошлого века, пусть более простые, но такие трогательные.
Вообще, за каждым платьем, представленным на выставке, скрывается своя история любви, своя судьба. И не важно, выходили ли замуж в этих романтичных нарядах женщины знаменитые или же обычные работницы фабрик и заводов. И даже не важно, известна ли история того или иного платья, или же судьба их владелицы навсегда затерялась во времени. Главное, что когда-то, на тот момент это платье носила самая счастливая женщина на свете, ведь не секрет, что самое счастливое событие в жизни — это свадьба.
Выставка «Охота пуще неволи». Даты проведения: с 2 января по 28 марта 2021 года. Экспонируется в выставочном зале Исторического отдела. Стоимость билетов: 120 руб. — полный, 60 руб. — льготный.
Признаться, в соседний с выставкой «То самое платье» экспозиционный зал я заглянула даже не из любопытства, а, так сказать, за компанию. Считала: это типично «мальчиковая» экспозиция. Все-таки, оружие, и тем более охота — не совсем моя тема. Но как вошла — так и не смогла оторваться от витрин! А еще на информационном стенде прочитала цитату — эпиграф к выставке из И. С. Тургенева: «Вообще охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружьё, хоть верёвками связанное, да горсточку пороху, и пойдёт он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера». А я как раз сейчас «Записки охотника» перечитываю. В общем, все оказалось весьма кстати, и к тому же, действительно интересно.
Все-таки, любопытно, почему же «охота пуще неволи»? Впрочем, как и на любой музейной экспозиции, за всеми ответами надо обращаться к истории. Так, для наших далеких предков охота была едва ли не единственным способом добычи пропитания. Но и с развитием сельского хозяйства этот промысел не пропал. Например, в России весьма пользовалась популярностью охота на пушных зверей. Не секрет, что именно наша страна была основным поставщиком меха, в том числе, и за границу. Также охота была неотъемлемой частью досуга богатых и знатных людей, подчеркивала их особый статус. Мне вот как-то сразу вспомнился городок нашей Ярославской области с ласковым названием Любим, где, по преданию, царь Иван Грозный частенько занимался соколиной охотой.
Конечно, на протяжении долгих лет сложились свои особенности, или точнее — традиции охоты. Правда, способы ловли зверья со временем тоже менялись. Так, например, до 18 века была распространена охота с помощью звероловных ям, сетей, ловушек, загонная охота, а также охота с использованием гончих собак или птиц. Оружие использовалось либо колющее (рогатины), либо метательное (лук со стрелами). С 18 века стали применять ружья — вещь довольно-таки универсальную, они подходили и для зверья, и для птиц, и даже для некоторых рыб. Стоит отметить, что до определенного периода не было разграничения по использованию оружия — оно предназначалось как для военных действий, так и для охоты. Только с середины — конца 19 века возникла та оружейная охота, которую мы знаем. Причем, к тому моменту ружья воспринимались не только как средства для добычи, но и как предметы роскоши, настоящие произведения искусства и были призваны демонстрировать достаток своего владельца. Вроде как дорогостоящие айфоны или автомобили сейчас. Впрочем, говорят, охота и сегодня пользуется популярностью. Даже различают ее разновидности: промысловая, спортивная, трофейная, охота в целях контроля поголовья животных. А лично я, как пес Шарик из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» — только за фотоохоту!
Выставка «Охота пуще неволи» не очень большая, но емкая. На ней представлена коллекция охотничьего оружия 18–20 веков из музейного и частного собраний, рассказывающая об истории развития ружейной охоты и охватывающая период с дореволюционного до советского времени. Среди экспонатов, которых около 50 штук, есть дробовики, карабины, мушкетоны и ружья со стволами различного калибра.
Здесь можно увидеть как ружья промышленного производства, так сделанные мастерами — оружейниками. Впрочем, поражают даже не старинные ружья, рассматривая которые, специалисты наверняка смогут проследить, как с годами изменялась техника их изготовления, и, которые, несомненно, хороши с эстетической точки зрения.
1
Меня больше всего впечатлила география представленных экспонатов. Выставленные в витринах ружья не только советского и российского производства (Тула, конечно, Санкт-Петербург), но и зарубежного: Австрия, Румыния, Германия, Англия, Франция, есть экспонаты из Азии и Африки.
Любопытный экземпляр — ружье бывшего губернатора Ярославской области Анатолия Ивановича Лисицына с дарственной надписью первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина (1990-е гг.).
Помимо, собственно, огнестрельного оружия выставку органично дополняют чучела животных и птиц — охотничьих трофеев.
1 из 4
Особенно впечатлил стоящий в центральной витрине большой бурый медведь. Я вообще очень люблю медведей, да и город у нас — тоже медвежий.
Понравились изящные фарфоровые фигурки, расставленные на красивом старинном буфете.
Также можно увидеть раритетные охотничьи билеты и удостоверения, значки, документы, фотографии и зарисовки на тему охоты. Любопытный момент: на выставке охота представлена не только как пример потребления человеком природных ресурсов. Например, изучая документы, представленные партнером выставки — департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, можно узнать о природоохранных мероприятиях, проводимых в охотничьих угодьях представителями охотнадзора и членами охотничьих обществ в настоящее время. Примечательно, что уже в конце 19 века именно охотники способствовали принятию в России первых законов об охране животного мира.
1 из 2
Также стоит отметить, что эта выставка — одно из направлений реализации национального проекта «Экология», что мне, безусловно, очень близко.