Многие помнят обаятельного Олега Басилашвили в фильме "Раба любви", где он играет Южакова — директора кинокартины, снимающейся в годы Гражданской войны в Крыму.
Многие помнят обаятельного Олега Басилашвили в фильме "Раба любви", где он играет Южакова — директора кинокартины, снимающейся в годы Гражданской войны в Крыму.
Прототипом Южакова был Александр Алексеевич Ханжонков (1877- 1945) — один из первых создателей русской кинопромышленности. 26 августа 2011 года ему был открыт памятник в Ялте.
На плите рядом с памятником, где Ханжонков был изображен в сорокалетним возрасте, написано: "АЛЕКСАНДР ХАНЖОНКОВ — создатель российской киноиндустрии и ялтинской киностудии". Авторы скульптуры — крымские скульпторы Паршины: Геннадий Алексеевич и Фёдор Геннадьевич.
Любим мы наклеивать ярлыки, иногда громкие, иногда наоборот.
Ханжонков был одним из тех, кто стоял у истоков создании киноиндустрии в России, но он не был единственным.
Первый отечественный игровой фильм "Понизовая вольница" был снят в 1908 году "Ателье А.Дранкова", которое было создано как фотоателье в 1907 году, а затем стало заниматься киносъемками. Его владелец Александр Осипович Дранков (1886-1949) до кинематографа занимался фотографией, а затем переключился на кинопроизводство. К авторским правам относился наплевательски, а сценарий "Понизовой вольницы" был просто-напросто украден у сценариста Василия Михайловича Гончарова (1861 -1915). Дранков был весьма неоднозначной личностью. В 1908 году смог снять уникальнейший документальный фильм про Льва Николаевича Толстого и первым в России стал выпускать многосерийные сериалы. Первый сериал "Сонька Золотая Ручка" выпускался в о время Первой Мировой войны в 1914—1915 годах. В 1920 году перешел на съемку порнографических фильмов, занимался он этим "творчеством" в Ялте. После эмиграции попытался устроиться в Голливуде, но ничего не вышло.
Ханжонков был более солидным бизнесменом и скандальных выходок себе не позволял. В 1937 году он выпустил книгу "Первые годы русской кинематографии. Воспоминания" . В предисловии к этой книге говорится: "Но среди других русских кинопредпринимателей Ханжонков отличается выгодно любовью к делу, знанием кинематографии, заботой о её развитии... Он позволял своим работникам производить эксперименты и у него работали лучшие режиссерские и операторские кадры. Все знаменитые кинозвёзды , классические актёры кино Мозжухин, В.Полонский, В.Холодная и др. — работали у него.Ханжонков первый среди русских предпринимателей занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов несмотря на то, что они давали убыток".
Добавим лишь некоторые нюансы к этому комментарию.
Первый в мире мультфильм методом объемной мультипликации "Прекрасная Люканида", или "Война рогачей с усачами" был создан гениальным самоучкой Владиславом Александровичем Старевичем (1882- 1965) для студии Ханжонкова. В своё время Уолт Дисней сказал про Старевича: "Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий".
Движение камеры в художественном фильме перестало считаться браком после фильма "Драма в подмосковном таборе", снятом в 1908 году оператором Владимиром Фёдоровичем Сиверсеном ( 1873- ?).
А звёзд он не только снимал — он их делал! Не будь Ханжонкова неизвестно как бы сложилась судьба балерины Веры Каралли и не имеющей актерского образования Веры Холодной, "короля русского экрана" Ивана Мозжухина и малоизвестного артиста Малого театра Витольда Полонского.
23 марта 1913 году, за 72 года до начала антиалкогольной горбачевской кампании, вышла документальная кинокартина "Пьянство и его последствия", где страшные документальные кадры перемежались с игровыми.
Известно 429 художественных и 272 документальных фильма, выпущенных ателье Ханжонкова. Так, что создатели памятника во многом правы.
Весной 1917 года Ханжонков перебрался с большинством своих сотрудников в Крым, где даже во время военных действий, когда власть в Ялте менялась как в калейдоскопе, продолжал снимать фильмы. После разгрома армии Врангеля в 1920 году эмигрировал, затем вернулся в СССР и был арестован, потом выпущен. При этом ему было запрещено заниматься кинематографической деятельностью. Во время оккупации жил в Ялте, фашисты неплохо к нему относились, называя его "Отец русской кинематографии", даже помогли квартирные условия улучшить.
После войны ему не мешали спокойно угаснуть и умереть. Ведь уже в 1917 году Ханжонков не мог передвигаться без костылей из-за полиартрита. Есть две версии, как он заработал болезнь еще в начале века. Согласно военно-патриотической во время русской-японской войны, когда он служил офицером в армии и провалился под лёд, другая романтическая — бросился в воду, спасая актрису.
Если заглянуть на официальный сайт Ялтинской киностудии, то Вы увидите в шапке "Производство контента с 1917 года". Считается, что киностудия возникла на основе кинопроизводственной базы, созданной Ханхонковым. В этом есть большая доля правды, но не вся.
27 августа 1919 года Советом Народным Комиссаров РСФСР был издан декрет "О национализации кинодела", которым предусматривалась национализация по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства как отдельных фотокинопредприятий, так и всей фотокинопромышленности. В Крыму он вступил в силу позднее, т.к. в это время на полуострове находились войска Врангеля.
На самом деле к 1917 году в Ялте из кинопроизводственных организаций было "Акционерное общество А.А. Ханжонков и компания", а в 1918 году добавились "Товарищество на паях И.Н. Ермольева" и "Русь" торгового дома М.С. Трофимова . Все они попали под раздачу национализацию.
Про первую из них мы помним. Московское киноателье "Русь" было создано в 1915 году костромским купцом Михаилом Семёновичем Трофимовым. В 1918 году съемка фильмов была перенесена в Ялту и Одессу. Кстати Трофимов тоже эмигрировал и вернулся в СССР, но занятия кинематографом ему приелись и он вернулся к первой любви -строительству.
Иосиф Николаевич Ермольев (1889 — 1962) собственное киноателье «И. Ермольев» в 1915 году, в Москве, в 1918 году был открыт филиал в Ялте. Ермольев тоже эмигрировал, но назад не вернулся, успел поработать в Европе и в Голливуде.
Так что фактически Ялтинская киностудия имеет не одного предка, а целых трёх.
Но памятник установлен только одному из них.
Адрес: Россия, Республика Крым, г. Ялта, ул.Пушкинская 7