Когда я писал об юной болгарской поэтессе Пете Дубарове Юная поэтесса, ушедшая из жизни в 17 лет, мне вспоминалась юная Ника Турбина, взлетевшая на гребень славы совсем ребёнком и ставшая никому не нужной, когда повзрослела.
Гуляя по Ялте, увидел на здании мемориальную табличку с её стихами
на школе, в которой училась Ника Турбина, но не закончила её.
Ника Турбина родилась и жила в Ялте. Маленькая, больная астмой и постоянно задыхающаяся девочка не могла спать, боясь умереть во сне. В противовес болезням к четырёхлетней девочке пришло вдохновение, стихи вырывались из её впалой груди и просились на бумагу, только она не умела писать. Мама и бабушка стали записывать совсем не детские стихи Ники, а когда девочке было восемь лет в её жизнь пришёл счастливый случай.
Бабушка показала стихи внучки Юлиану Семёнову, строившему дачу под Ялтой, смогла убедить его прочитать их. 6 марта 1983 года её стихи появились в «Комсомольской правде», я помню их. Читал в газете. И закрутилось…
Выступление в Доме литераторов в Москве, знакомство с Евгением Евтушенко, выступления на многочисленных литературных вечерах сначала по СССР, затем в Италии и США. Изданная книга стихов и пластинка с записанными стихами.
Апофеозом стала поездка в Венецию на фестиваль «Земля и поэты» в 1986 году и получение престижнейшей премии «Золотой лев». Из русских поэтесс до Ники Турбиной получала эту премию только Анна Ахматова в возрасте 60 лет, а Нике было только 12.
А потом что-то сломалось. Близкие люди стали отдаляться от неё. Как ответная реакция — попытки самоубийства: снотворное, резание вен. В 16 лет она выходит замуж за 76-летнего швейцарца, но жизнь в золотой клетке её не прельщала и через год Ника вернулась на Родину, в раздираемый противоречиями 1991 год. Из заграницы Ника привезла пагубную страсть к алкоголю.
Любовь к юному вундеркинду сменилась безразличием, людей интересовали совсем другие проблемы. В ту пору уходили в небытие даже известные деятели культуры, взрослая поэтесса, выросшая из детства, не была нужна никому. В 1997 году, упав с пятого этажа, Ника осталась жива, а в 2002 году падение всё с того же пятого этажа привело к смерти.
В своих стихах она заранее предвидела смерть, но думала о жизни:
«Что останется после меня?
Добрый свет глаз или вечная тьма,
Леса ли ропот, шепот волны
Или жестокая поступь войны?
Неужели я подожгу свой дом,
Сад, который с таким трудом
Рос на склоне заснеженных гор,
Я растопчу, как трусливый вор?
Ужас, застывший в глазах людей,
Будет вечной дорогой моей?
Оглянусь на прошедший день,
Правда там или злобы тень?
Каждый хочет оставить светлый след.
Отчего же тогда столько черных бед?
Что останется после тебя,
Человечество, С этого дня?»
На похороны родители Ники не приехали в Москву из Ялты по причины отсутствия денег на дорогу…