Перед поездкой в Осетию я советовалась со своими коллегами осетинами (которых в коллективе аж трое), что лучше посмотреть, куда сходить и разумеется где вкусно кормят. В последней опции все трое в один голос сказали: обязательно загляните в «Къона» — там и накормят вкусно, и в музей можно не ходить.
По счастливому стечению обстоятельств этот ресторан оказался в пешей доступности от нашей гостиницы, и разумеется мы воспользовались советом местных знатоков. А главное — ничуть об этом не пожалели!
3
«Къона» переводится с осетинского как домашний очаг — а это священное место в доме. Поэтому с самой первой минуты ты погружаешься в аутентичную атмосферу. Сами осетины говорят, что это единственный национальный ресторан в городе. Именно поэтому официанты там одеты в национальные костюмы, в зале звучит народная музыка, и встречают посетителей приветствием на осетинском языке.
1
Все столы в зале — на трех ножках, что считается символом изобилия.
Осетинская кухня в целом похожа на кавказскую кухню в целом — мясо, овощи, орехи.
2
Разумеется, в меню есть традиционные осетинские пироги во всех вариациях, о которых я рассказывала в прошлый раз, и дзыкка, и традиционный осетинский говяжий суп лывжа и куриный толан. Для меня открытием было блюда под названием «чанах», вообще я думала, что чанах это сорт сыра. Подается «чанах» в горшочке, накрытом тестом.
5
По сути это одновременно и первое и второе, т. к. по сути это запеченные крупно нарезанные овощи (картофель, перец, помидоры и баклажаны) с кусками говядины и зеленью, и всё это томится в печи. В Грузии есть похожее блюдо с названием «аджапсандали».
4
Остальные блюда выглядели вполне по-грузински тоже)
3
3
Еще одним открытием для меня в Осетии было осетинское пиво. Это очень странный напиток, который имеет крепость 1,5% и на самом деле по вкусу больше похож на квас, чем на пиво.
2
Сам ресторан очень удачно зонирован — два зала на основном этаже и огороженные кабинки на минус-первом.
4
Пока ждешь заказ — идём в музейную часть ресторана, знакомиться с экспонатами.
Поскольку по факту ресторан называется «очаг», то он и занимает центральное место. Очаг и надочажная цепь для осетин были священными символами единства семьи и вечного продолжения рода. Когда семья делилась, и женатые сыновья выстраивали новые дома, они уносили с собой горящие угли из отчего дома. Давать огонь из одной семьи в другую опасались, так как считалось, что с огнем может уйти счастье и богатство дома. Осетины никогда не расставались с родовой надочажной цепью и перевозили ее на новое место в случае переезда, выбросить цепь считалось оскорблением всего рода, которое жестоко каралось. Кража надочажной цепи также была большим грехом, и наказанием за такое преступление служила кровная месть.
2
Молитвой перед очагом осетин начинал и заканчивал свою жизнь. К очагу приносили младенца, чтобы попросить для него благословение на жизнь в доме. Перед очагом хозяин дома молился о счастливой дороге для уезжающих из дома членов семьи. К очагу приводили гостя, который с этого момента на все время пребывания под покровительством очага становился членом семьи, и за его оскорбление или убийство хозяева должны были отвечать кровной местью. С очагом были связаны свадебные и похоронные обряды. К нему подводили невесту, введя ее впервые в дом. К очагу приносили покойника, кладя его головой к очагу и ногами к входной двери.
1
В осетинском дома именно по линии очага происходило разделение на мужскую и женскую часть дома. У очага стояло почетное кресло хозяина дома, деревянный диван, стулья.
2
В мужской половине хадзара (т. е. дома) находилась большая часть мебели. На стенах мужской половины помещения висели мужские бурки, башлыки и оружие, являвшееся главной гордостью хозяина дома. Сейчас бурки тоже есть, и их даже можно примерить.
5
И папахи тоже можно примерить.
6
Еще можно примерить древнеаланскую кольчугу со шлемом, честно говоря мы не рискнули, потому что она чудовищно тяжелая. Шлем неподъемный! Древнеаланские кольчуги изготовляли из железных и бронзовых колец, стандартное плетение — это когда каждое кольцо пропущено через четыре соседних. Я не представляю как это можно поднять! О том, чтобы надеть, передвигаться да еще и воевать — даже представить страшно
2
Следующая площадка для переодевания это национальные осетинские костюмы с тысячелетней историей. В старину это всё изготовлялось вручную, и это тоже невозможно осознать сейчас. Женский осетинский национальный костюм щедро украшался вышивкой, бисером и орнаментом. Мужской костюм это черкеска (условный пиджак), шаровары, бешмет (условная рубашка до колена с воротником-стойкой), папаха, бурка, кинжал и узкий рон-пояс.
2
Если всё же решились облачаться — то есть классная фотозона, с рамкой. Мы туда влезли без костюмов)
3
На женской половине дома была расставлена домашняя утварь — деревянная посуда, рога для напитков, глиняные кувшины.
3
На стеллажах мини-музея можно полистать тексты осетинских песен, посмотреть бытовые изображения на глиняных тарелочках.
2
2
Входные двери тоже стилизованы и украшены чеканкой
3
2
На стенах ресторана — стихи осетинских классиков и карты и фотографии старого Владикавказа, но с той стороны сидела большая компания, и я постеснялась идти к ним и фотографировать)
В общем, настоятельно рекомендую посетить это чудесное место — красиво, интересно, вкусно. Да, кстати про цены — в коробочку вложен чек)